Проблемы, с котороми сталкиваются молодые специалисты при распределении на селе

Диплом с экстримом

Как работается молодым специалистам ГП «Экспериментальная база имени Шмырева»
...Девчонки встают рано. На завтрак времени не хватает. В лучшем случае - чашка чая на ходу. Подбрасывают дрова в котел, а то вечером после работы можно будет дуба дать. Котел никак не натопить. Ест дрова, будто электрочайник электричество, сетуют молодые специалисты ГП «Экспериментальная база имени Шмырева» ветврач Юля Жигунова и главный агроном Яна Михневич. Стены дома словно дырявые.

specialisti1.png


Получи зарплату. Колбасой


Как здесь зимой температуру поддерживать, вчерашние горожанки не знают. Ветврач Юля, выпускница Витебской академии ветеринарной медицины, еще ни подъемных, ни зарплаты не получила, а дрова уже пришлось покупать. А еще - нанимать людей, чтобы их поколоть. Дрова привезли. Правда, в долг -- почти на полтора миллиона рублей. Хозяйки боятся, что хватит дровишек в лучшем случае на месяц или чуть больше. Нужен уголь или торфобрикет. В хозяйстве сказали искать решение проблемы самим.

– Буду получать примерно 2,5 миллиона рублей, - тревожится Юлия. – А ведь кроме дров нужно еще и баллон газа достать, и за электроэнергию заплатить. Да еще вот Яна рассказывает, что часть зарплаты выдают продуктами. Колбасой, фаршем, тушенкой. А я вегетарианка…

Ее соседка Яна, вчерашняя выпускница Горецкой сельхозакадемии, а ныне главный агроном Экспериментальной базы имени Шмырева, не скрывает – ела колбасу долго-долго. Хорошо, хоть испортиться не успела…

specialisti1.png


Главная обязанность агронома


И это не все проблемы, с которыми столкнулись молодые специалисты. Бывшие жильцы оставили дом в запущенном состоянии: мусор и ломье вокруг, в комнатах обрывки голых проводов, потолок в ванной течет, краны прохудились, замок во входной двери "тормозит", канализация требует откачки.

- Мы, конечно, не молчали, – оправдывается за свою «мягкость» Яна. - Пытались поговорить о сложностях с руководителем хозяйства. Тот обещал помочь, но пока, видно, ему не до нас. Замки в итоге ремонтировали родители Юли (она из Витебска), с сантехникой до сих пор проблемы, а прибывший по вызову электрик не придумал ничего лучшего, как снять патрон электролампы в коридоре и повесить его в комнате...

Понятное дело: горожанкам трудно привыкать к сельской жизни. Юля рано утром бежит сначала на один животноводческий комплекс, лечит коров да телят, потом - на другой. За день приходится "накручивать" с добрый пяток километров. А в случае дежурства или позднего вызова домой возвращается в 9-10 часов вечера. По пустынной дороге и неосвещенной улице. Страшно.

Яна прибыла по распределению в Витебский район еще в апреле, так что уже успела вкусить деревенской жизни. Всю весну, лето, а теперь и осень "отсидела", признается, возле механизаторов. Хорошо усвоила свою главную обязанность: сторожить трактористов - чтобы работали, как следует. Водку не пили и топливо не сливали. Признается, что хотела бы поглубже вникнуть в азы профессии, даже на планерке об этом просила. Директор отдал распоряжение обучать молодого специалиста, да как это делать, если сейчас Яна "сторожит" студентов, которые убирают картофель?

specialisti2.png


Компьютеры есть, нет света


Вместе с представителями райсельхозпрода пытаемся разобраться в ситуации. Честно говоря, впечатление от посещения сельхозпредприятия двоякое. Расположено оно всего в 40 километрах от Витебска, рядом с поселком Сураж. Здесь много новых улиц и президентских домиков. Но это все равно глубинка. До границы с Российской Федерацией от агроцентра Шапурово - всего километров пять. Автобус ходит до главной усадьбы не часто - раза три в неделю. Сегодня от экспериментальной базы, когда-то гремевшей успехами в производстве элитных семян зерновых, картофеля и трав, осталось одно название. У входа в двухэтажную контору - отходы пиломатериалов. В нескольких "жилых" кабинетах установили печку и топят дровами.

Кровля течет. Это я вижу по ржавым подтекам на потолке. У бухгалтеров и экономистов на столах компьютеры с потухшими экранами. Щелкаю выключателем – света нет. Девчата признаются, что в здании отсутствует электричество уже второй год. Чтобы вскипятить чайник, озябшие сотрудницы бегают в соседний магазин через дорогу. Из окна административного здания открывается весьма печальный вид - полуразрушенные постройки и нескошенный бурьян.

В то же время нельзя не заметить: в коллективе очень много молодежи. Вот только останется ли она здесь и завтра? Директор хозяйства Андрей Романов тоже молод. Сначала энергично доказывает нам, что продукты в счет зарплаты реализуются исключительно по просьбе трудящихся.

– Они свежие, по ценам производителя. Ассортимент хороший. В глубинке такое не часто купишь. Тем более что этот порядок расчета не противоречит колдоговору и требованиям профсоюза, – утверждает, обещая для вегетарианки Юли сделать исключение и заменить мясо на овощи. – Могут ли молодые специалисты от такого блага вообще отказаться? А почему для них должно делаться исключение, ведь они работают в коллективе? Как потом будут смотреть в глаза товарищам? Да и выдаем продуктами на сумму, не превышающую 5-10 процентов от зарплаты. Это мизер. А как еще изъять долги у мясокомбината? Дровами все обитатели служебного жилья сами себя обеспечивают, на первое время новоселам обрезков дали. Канализацию? Так вроде откачали уже... А вообще-то молодым специалистам в первую очередь должны помогать их родители - и мебель привезти, и ремонт сделать, и финансовые вопросы решить. Мне тоже в свое время помогали. Как просить открепление, так находят время приехать.

specialisti3.png


В чем правда?


Идем в дом ветврача и главного агронома. Здесь Андрей Романов обращает внимание на общий беспорядок - грязное зеркало на кухне, немытая газовая плита, замусоленные дверные косяки, бурьян у входа, мусор под окном. Уж с этим-то девчата могли бы справиться и самостоятельно – тут с ним нельзя не согласиться. Захожу в ванную – на потолке плесень, видно, что течет уже давно. В туалете – лужа воды. Протекает и кран на кухне. С этими проблемами Андрей Романов обещает помочь, более активно включить девчат в работу и даже предоставить возможность пользоваться служебным автотранспортом. Вроде все решается. Но... Осадок остается: в разговоре выясняется, что директор не знает ни семейных обстоятельств уже не первый день работающих под его началом специалистов, ни места их прописки. Главный агроном, отходившая по местным полям почти полгода, так и не смогла назвать урожайность зерновых, полученных нынче в хозяйстве.

Вот такая ситуация. У каждой стороны своя правда. Мне же совершенно ясно одно: девчата ждут не дождутся окончания сроков отработки. Юля второй год замужем и считает, что видеться с мужем раз в месяц небезопасно для семейных отношений. Муж проектировщик, и на селе работу не найдет. Яна родом из Кричева. Поступая на специальность "защита растений и карантин", была уверена, что ее распределят куда-нибудь в инспекцию или на таможню. Несмотря на именной запрос из своей области, направили сюда. Неужто всерьез полагали, что такие работники помогут экспериментальной базе ликвидировать кадровый голод, а не закроют лишь на время брешь в штатном расписании?

06.png


Послесловие


Неужели столь экстремальные условия, сопровождающие практическое вхождение в профессию, – обычное дело на селе? К счастью, нет. Спустя пару дней я побывала в Лиозненском районе. И убедилась: настоящие хозяева умеют ценить кадры. Например, сельхозфилиал «Выдрея» в нынешнем году принял в штат шесть выпускников агровузов. К услугам ребят – новенькое двухэтажное общежитие. Оно состоит из двухкомнатных квартир. Семьям (а их приехало несколько) апартаменты отданы полностью, остальные расселены по два человека. В квартирах – вся необходимая мебель и даже телевизоры. Приходи и живи. Так же достойно принимают молодых специалистов и в соседних «Крынках». А в райисполкоме по именам могут перечислить всех 36 ребят, пополнивших ряды аграриев. Неудивительно, что большинство юношей и девушек уже сегодня уверены: здесь есть смысл оставаться навсегда.

Компетентно

Лидия Климович, заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Витебского райисполкома:

- Молодым специалистам с Экспериментальной базы имени Шмырева мы, конечно, поможем. Возьмем под контроль условия проживания и работы всех остальных новобранцев. Но хотелось бы отметить, что сложнее всего адаптироваться во взрослой самостоятельной жизни на селе вчерашним горожанам. Сначала юноши и девушки в погоне за высшим образованием поступают в сельхозвузы, а потом для них оказывается неожиданностью, что ветврач должен дышать ароматами фермы, а агроном - не вылезать из резиновых сапог. Наверное, высшим учебным заведениям при приеме абитуриентов и последующем их распределении тоже нужно учитывать этот нюанс.
 
Татьяна Богатова, заместитель начальника главного управления образования, науки и кадров Министерства сельского хозяйства и продовольствия:

- Ежегодно на сельхозпредприятия страны на работу приходят свыше 5,5 тысячи выпускников сельскохозяйственных вузов и ссузов. Практика последних лет показывает, что после окончания срока обязательной отработки ряды этой армии уменьшаются примерно вдвое.

Елена Михасева, старший преподаватель кафедры гражданского процесса и трудового права, заведующая учебной лабораторией «Юридическая клиника» юридического факультета БГУ:

- Законодательством для молодых специалистов предусмотрен ряд гарантий и компенсаций. Одна из них - обязанность нанимателя выплатить денежную помощь, так называемые «подъемные», в течение месяца со дня заключения трудового договора (контракта) с выпускником. Что же касается предоставления жилья молодым специалистам, то это право нанимателя, а не его обязанность.

Если на первом рабочем месте возникают какие-то сложности, молодой специалист может обратиться в комиссию по распределению своего вуза. Комиссия вправе его перераспределить, например, направить жену по месту работы мужа. Если подобрать новое место работы не получается, ей могут выдать справку о самостоятельном трудоустройстве.

А вот выплачивать полностью или частично зарплату продуктами, в соответствии с Трудовым кодексом, можно только с согласия работника. При этом натуральная оплата взамен денежной должна быть подходящей для личного потребления и выгодной для работника и его семьи.

Елена БЕГУНОВА, фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter