Как специалисту стать непобедимым на глобальных просторах
По убеждению исполнительного директора Magna Carta College Oxford Вадима Титова, наши вузы унаследовали лучшие традиции советского образования, которое отличалось сильным знанием точных дисциплин и давало студентам широкий кругозор. Британские же университеты обладают огромным опытом в области последипломного и специализированного образования. Особенно в экономических науках.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Беларуси Брюс Бакнелл двумя руками за «участие британских вузов в развитии образовательного сектора в Беларуси». Причем движение возможно в обе стороны. Дипломат не исключает, что английским студентам было бы полезно прослушать курсы в наших институтах. Экспортный потенциал у отечественной образовательной системы, несомненно, есть. «Но надо не сидеть на месте, а продвигать свои услуги, предлагать их», — сказал господин Брюс Бакнелл и вежливо намекнул: — Сами собой иностранные студенты в страну не забредут. Их надо приглашать, разрабатывать интересные программы. С акцентом именно на английского абитуриента.
Эту точку зрения разделяет и Вадим Титов, справедливо полагая, что будущее белорусских альма-матер — в активной интеграции в международное пространство. Несомненно, сегодня в вузах есть проблема с кадрами. Относительно небольшие зарплаты отпугивают специалистов. И они покидают профессорские кафедры: уходят в частный бизнес или на предприятия реального сектора. Конечно, всегда остается некоторое количество настоящих «фанатов». Но таковые чаще принадлежат к старшему поколению. Заманить же «свежую кровь» в вузы становится все проблематичнее. «Но ситуацию можно изменить за 5—7 лет», — уверен Вадим Титов. Необходимо только повысить конкуренцию между преподавателями. Прежде всего, организовать обмен профессорами. А также внедрить систему, при которой студенты будут выставлять оценки своим преподавателям. Если повысится качество обучения, появится возможность для привлечения инвестиций в сферу образования.
В Беларуси она пока «закольцована» сама на себя. Министерство образования и ее структурные подразделения выполняют все функции: разрабатывают обучающие программы, внедряют их в вузах, контролируют исполнение, оценивают качество образования. В результате мнение студентов или работодателей если и учитывается, то исключительно в качестве совещательного голоса. И их чаяния далеко не всегда находят отражение при реформировании системы образования. Повышение ее открытости — мощный катализатор для развития.
И его необходимо срочно запускать, учитывая проблемы в экономике, амбициозные планы по ее модернизации. Сражаться-то за новые рынки сбыта придется на международном пространстве. А глобальные рынки живут по своим законам. И экономике крайне необходимы менеджеры со знанием дела. С повышения кадрового потенциала начинается любая модернизация. Конечно, на какое-то короткое время проблему можно решить за счет привлечения иностранных специалистов. Так поступал когда-то Петр I, прорубая окно в Европу. Но устойчивой и прорывной экономику только за счет экспатов сделать практически невозможно. «Можно привлечь иностранных менеджеров высокими зарплатами, налоговыми льготами, — соглашается Вадим Титов. — Но, по сути, они все равно останутся иностранцами и де-факто будут жить по законам государства, паспорт которого лежит у них в кармане». Собственных управленцев «пришельцами» не заменишь. Поэтому развитию образовательных программ с зарубежными вузами альтернативы фактически нет.
Конечно, всегда существуют потенциальные риски оттока кадров. Ведь доморощенный студент, прослушав курс бизнес- или специализированных дисциплин в Британии, становится «гражданином мира». Он востребован в любой стране. Но опыт других стран показывает: как минимум половина специалистов с международной квалификацией остаются трудиться на родине.
Вообще же, много неоднозначных проблем в образовании и системе подготовки кадров существует не только в Беларуси. Но в том числе и в Британии. Обсудить их планируется на Международном форуме, который пройдет в Минске в апреле. Для проведения такого мероприятия Беларусь выбрали не случайно. Известные иностранные вузы рассматривают страну как потенциальный образовательный центр в СНГ. По их мнению, развитие совместных программ, в том числе и белорусско-английских образовательных, может иметь большой экспортный потенциал.