Диплом по cобственному желанию

Придет ли на смену конкурсу конкуренция среди вузов за студентов?
Придет ли на смену конкурсу конкуренция среди вузов за студентов?

По некторым подсчетам, уже через пару лет каждый выпускник сможет без проблем поступить в университет или академию. И вовсе не из–за лояльности приемных комиссий, просто мест в вузах окажется больше, чем желающих учиться... Насколько реальна такая перспектива?

— Будущая вступительная кампания будет очень непростой, — считает ректор Международного института трудовых и социальных отношений Валерий Толкачев. — По моим подсчетам, примерно на 60 тысяч, а то и на 70 сократится количество выпускников средних школ. Демографический кризис переживают все развитые страны мира. Поэтому вузы уже сейчас должны ответственно подойти к этой проблеме. Другое дело, что нынче не поступили 30 — 40 тысяч абитуриентов, которые будут снова сдавать экзамены в следующем году, за счет чего разница компенсируется. Но вот в 2008 — 2009 годах дефицит выпускников уже будет ощутим.

— Придется сокращать набор, чтобы создать конкурс?

— Решения могут быть разными. На мой взгляд, нужно уменьшить долю бюджетного образования (это мировая практика) и увеличить долю платного. Не надо гнаться за высокой стоимостью обучения. Но, как показывает опыт нашего вуза, студент–платник больше внимания уделяет учебе, заранее думает, куда устроиться на работу по специальности. За все хорошее нужно платить. Образование в мире — это самое дорогое, что есть. Спросите, а что если все выпускники будут стопроцентно поступать в вузы? Допустим... Но все ли смогут учиться? Вузы должны искать новые подходы в обучении. Чтобы не студента учили, а он сам приобретал знания. Тем более сегодня хватает информации. Компьютеризируются библиотеки. Знания можно получать на расстоянии от альма–матер. Я преподаю курс Великой Отечественной войны и убедился, что 99 процентов рефератов — из Интернета. Жаль, некоторые студенты их даже не удосуживаются прочесть... Поэтому поставил им условие: писать от руки. Но речь не об этом. В мире 50 процентов учебного времени отводится на самостоятельную работу студентов, у нас — только 20 процентов. Надо смело экспериментировать, давать процентов 30, а то и 40 на самостоятельный труд. На мой взгляд, стоит пересмотреть и 10–балльную систему оценки. Если в школе она подходит, то в вузе не срабатывает. «Девятки» и «десятки» педагоги ставят редко, в основном «семь» и «восемь». Градации практически нет. «Пятерку» ставить было бы легче. В вузе вообще, я считаю, главное — из студента сделать специалиста, и не важно, какие у него отметки по отдельным предметам.

— Как оцениваете нынешнюю вступительную кампанию? Выдержат новые правила приема испытание временем?

— Правила менять не надо. Если только немного откорректировать. На мой взгляд, нельзя совсем отказываться от экзаменов. Все жалобы в этом году — к тестам. Мол, слишком высокие требования. Хотя многие, особенно закончившие школу, скажем, 2 — 3 года назад, шли на ЦТ по иностранному языку, рассчитывая на случайность. И сдавали на 4 — 5 баллов, совершенно не владея языком. Заочники сдавать тесты оказались тоже не готовы. Многие закончили школу лет 15 — 20 назад, давно работают на производстве, занимают высокие должности — экзамен для них проще. К тому же проверить, насколько вы образованны, тестом невозможно. Говорят, экзамен не может быть объективным. На мой взгляд, это неоправданно. Почему? Во–первых, абитуриент имеет право оспорить свою оценку в апелляционной комиссии (70 процентов ответа должно быть представлено в письменном виде). Во–вторых, экзамен принимают два человека (экзаменаторами можно взять и независимых экспертов, школьных учителей). А в–третьих, — на вступительных испытаниях присутствуют члены комиссии госконтроля. Поэтому субъективизм преподавателя сводится к минимуму, а порой даже к нулю. В своем вузе мы оставили экзамены — и на дневном, и на заочном. Да, были ситуации, когда балл сертификата оказывался выше, чем оценка за экзамен. Но преподаватели отмечают, что впервые за много лет к нам пришли наиболее подготовленные абитуриенты. Мы же вуз платный. А вот уже два года подряд у нас даже конкурс есть.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter