Диплом от купюр

На фоне вступительной кампании фактически идет конкурс репетиторов: кто кого качественнее подготовил. В гонке за студенческим билетом индивидуального учителя нанимают даже отличнику, по принципу «лишних знаний не бывает». Судьба абитуриента в наши дни по–прежнему зависит не только от его способностей и знаний, но и от глубины карманов родителей...

За полвека число студентов у нас увеличилось вшестеро, а всего за 5 лет вузы расширили свой набор на 8 тысяч мест. Это светлая сторона моды на высшее образование, но есть и теневая. Ведь те, кто окончил школу в 50 — 60–е годы, часто с гордостью говорят: в наше время поступали в любой вуз страны без всяких репетиторов! Сегодня же они процветают. На фоне вступительной кампании фактически идет конкурс репетиторов: кто кого качественнее подготовил. В гонке за студенческим билетом индивидуального учителя нанимают даже отличнику, по принципу «лишних знаний не бывает». Судьба абитуриента в наши дни по–прежнему зависит не только от его способностей и знаний, но и от глубины карманов родителей. Возможность платить 5 — 30 долларов в час за услуги частника решает порой будущее старшеклассника.


Что это: дань моде или вотум недоверия школе, которая не в силах качественно подготовить к поступлению в вуз?


Конечно, есть учителя, которые могут с блеском подготовить не то что к поступлению — к международной олимпиаде. Их не так много. А в чем проблема, если речь идет всего–навсего о месте на студенческой скамье? За последние десятилетия школа изменилась: в классах теперь не по 40 учеников, как раньше, а почти вдвое меньше, учебная нагрузка стала больше, а знаний для поступления все равно не хватает. «Как бы мы ни старались, слабое место любой современной школы — недостаток индивидуального подхода, — сетует директор Барановичской экологической гимназии № 3 Владимир Разумович. — Не можем мы дойти до каждого ученика! Как только он сам что–то упускает — тут же отстает. Причем как слабый, так и сильный...»


Преподаватель БГПУ, репетитор по математике с 30–летним стажем, Василий Романов (фамилия изменена. — Прим. авт.) замечает, что абитуриенты нынче стали гораздо слабее. Причина, на его взгляд, в непродуманной школьной программе, которая не раз менялась, но лучше от этого не стала. Например, в математике некоторые вопросы дублируются, другие, наоборот, не затрагиваются ни в школе, ни в вузе. Материала стало больше, времени на его изучение — меньше, нет возможности ни повторить, ни закрепить пройденную тему. Программа распылена, в итоге предмет изучается поверхностно. Того же мнения и родители: как показал последний соцопрос информационно–аналитического центра при Администрации Президента, треть из них жалуются на загруженность школьников заданиями и учебников — лишней информацией. Между прочим, когда сам Василий Иванович оканчивал школу в 1972 году, о репетиторстве и не слыхивал:


— Я учился в деревне, и у нас из 21 выпускника 18 поступили в вузы без всякой дополнительной помощи.


Не тестом единым


Предполагалось, что централизованное тестирование не только искоренит репетиторство, но и покончит с коррупцией. Вышло иначе. Вузовские репетиторы, а с ними и цены на их услуги вздрогнули лишь в первые год–два после введения «универсального» экзамена. А вскоре появилась новая репетиторская услуга: подготовка к самому ЦТ. А коррупция... Она просто плавно перешла со вступительных испытаний на экзамены и зачеты уже в вузе. Когда на недавней итоговой коллегии Министерства образования министр Александр Радьков коснулся этой темы, то список проштрафившихся учреждений получился длинный — БГТУ, Гомельский университет имени Ф.Скорины, Барановичский университет, Могилевский. В Брестском политехническом колледже почти 50 студентов передавали преподавателю мзду через старосту...


— Дело не в системе образования или его качестве, — считает директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов, — а в том, что спрос на высшее образование неимоверно вырос. Из числа людей, окончивших школу в 50 — 60–е годы, менее 20 — 30% поступали в вузы. Сегодня более 90% выпускников школ участвуют в централизованном тестировании — это чуть более половины от всего количества абитуриентов. Вторую половину (80 — 90 тыс. человек) составляют выпускники школ, ПТУ и ссузов прошлых лет. Так что в этой гонке за студенческим билетом родители используют любые доступные средства. Хотя даже самая посредственная школа за 11 лет обучения дает своему выпускнику значительно больше, чем самый опытный репетитор за 4 — 6 месяцев занятий.


Мы все учились понемногу


Репетиторы же замечают, что желание поступить в вуз и мотивация к учебе — сейчас совершенно разные вещи. Прежде поступали в вуз, чтобы добиться в жизни вершин, сегодня — чтобы быть, как все. Некоторые ученики ходят в школу с косметичкой вместо портфеля и одной тетрадкой на все предметы, и потом с такой же тетрадкой они приходят в вуз. И недоумевают: «А в чем проблема?»


— Если раньше родители говорили своим детям: твое образование — это твоя работа, и у детей было сознательное отношение к занятиям, то сегодня в половине случаев приходится объяснять: «Оплата моих репетиторских услуг — не гарантия поступления, если ваш ребенок сам не прилагает усилий», — признает репетитор по физике, преподаватель факультета радиофизики и электроники БГУ Татьяна. — Если бы родители ставили перед детьми задачу с 7–го класса — работать систематически, выполнять все домашние задания, повторять, — репетитор бы не понадобился. Но часто занятые своими делами родители считают так: пусть учится, как хочет, а в последний год наймем преподавателя — он дисциплинирует и «наведет порядок» в голове. Впрочем, встречаются и совершенно противоположные ситуации, когда индивидуального учителя нанимают без необходимости, поддавшись общепринятому мнению, что «без репетитора не поступишь», хотя школьник и так прекрасно подготовлен.


Чтобы поддержать школу и мотивировать к учебе учеников, которые в последний год вообще переставали учить все предметы, кроме «вступительных», ввели средний балл аттестатов и оставили в школе традиционные выпускные экзамены. Результат? Школьные учителя стали пользоваться не меньшим спросом, чем вузовские преподаватели. Причем педагоги стали кооперироваться с коллегами из других школ и направлять друг к другу своих «отстающих».


На руку репетиторам сыграл и искусственно созданный ажиотаж вокруг тестирования: мол, судя по результатам, сдать его невероятно тяжело. В прошлом году, например, средний балл по физике был 21,5 из 100, а по математике — 28,3. Но ведь это не оценка знаний! Будем смотреть правде в глаза: задача вступительных испытаний состоит не в проверке того, может ли данный ребенок обучаться в вузе, его багажа знаний, насколько он сообразителен, насколько готов к получению высшего образования, а в том, чтобы создать своего рода заградительный барьер. Грубо говоря, чтобы отсеять как можно больше народу, в том числе и дав несколько более сложные задачи, затронув то, что в школьной программе проходят бегло. «Если все наберут максимум, какой тогда смысл в испытании?» — прямо говорят педагоги.


Взять барьер?


Но одна из основных причин расцвета репетиторства в том, что система «школа — вуз» практически полностью вытеснила систему «школа — училище или техникум, и потом уже, может быть, вуз». Сегодня работает стереотип: если хочешь быть человеком успешным, то должен идти непременно в вуз. (Хотя история этого не подтверждает: и Джон Рокфеллер, и Генри Форд, да что там, даже Билл Гейтс покорили мир без всякого диплома!) И если девушки еще могут себе позволить не торопиться с решением, то у парней нередко мысль одна: хоть куда–нибудь, лишь бы поступить, потому что оттуда в армию не возьмут, там есть военная кафедра. И задача репетитора — взять этот первоначальный барьер «школа — вуз», а дальше уже как пойдет...


А идет не всегда гладко. Абитуриенты не взвешивают реально свои возможности: материальные — позволяют учиться, а интеллектуальные — нет. Представьте, на платные отделения иногда поступают, набрав в общей сложности 20 баллов по всем предметам! А бывает, и того меньше. Но тут вступает в игру другое правило: я вам плачу, а вы меня тяните. И тянут. Потому что вуз заинтересован в «платниках», от количества студентов зависит и его штат. Если план приема не выполнить, отказавшись от слабых абитуриентов, то придется отказаться и от «лишних» преподавателей.


Репетитор с пеленок


Репетиторство — в каком–то роде репетиция поступления в вуз для старших школьников. Как говорит Владимир Разумович, это как индивидуальный тренер в спорте. Если у родителей есть возможность, почему бы и нет, что в этом плохого? Но в этом массовом увлечении появилась и новая странная грань: репетиторство среди детей, которые еще никуда не поступают — младшеклассников. Не оплата занятий, которые помогают творческому развитию ребенка, а именно решение «домашек» с чужим дядей или тетей. Но ведь программа начальной школы и так — не высшая математика. Неужели мамы, папы, бабушки сами не в силах помочь? Или проще нанять репетиторов и с чувством выполненного долга вообще перестать интересоваться отметками? Кстати, психологи давно отметили, что дети, которые привыкли учиться с репетитором, не умеют работать самостоятельно. Потому что ребенок не сам учится систематизировать, анализировать, а кто–то умный приходит и раскладывает у него в голове все по полочкам, благо родители всегда наготове со своим кошельком. И ребенок привыкает к тому, что жизнь подстраивается под него. Если он что–то не понял, ему объяснят, с ним будут нянчиться. И вот цель достигнута — вуз взят. А дальше нет ни цели, ни желания учиться...


Что тут сказать? Гонка за дипломом будет продолжаться, ведь престиж хорошего образования не упадет, человеку свойственно стремиться к лучшей жизни. Заградительный барьер в вузы, вероятно, станет еще выше. И репетиторы от этого выигрывают. А родители, которые так хотят дать ребенку все, — проиграют, если будут ставить во главу угла только деньги.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Сафонов Анатолий
После введения централизованного тестирования знания стали играть большую роль. В былые времена тугим кошелькам можно было выбирать ВУЗ независимо от знаний. Теперь - другая картина. А если сократят наборы? А если уберут средний балл и будут его использовать только при равенстве баллов?! А если говорить о репетиторах с пеленок, то не все это могут делать в силу специфики работы с данным контингентом. А деньги - Вы правы, берут все, кому не лень. И еще, очень маленькое замечание. Наши родители считают, что репетиторство - это панацея. Отдал ребенка и за 10-20 занятий его научат тому, чему в школе не научили раньше. Репетиторы тоже стали разборчивы и кого угодно не берут, чтобы не "замараться" плохими результатами. Родители еще не научились полностью использовать возможности школы, правда и возможности у школы тоже сократились... Раньше я работал с учениками сколько хотел и все мне это оплачивалось. Теперь у учителя есть "потолок", выше которого он не прыгает. Вот и приходится родителям обращаться к этому учителю как к репетитору....
I.M.
<p>К сожалению, те общественно-политические процессы, которые происходили на постсоветском пространстве в 90-е годы не много девальвировали ценность высшего образования. Дипломы стали получать все и вся. Для многих "вышка" была лишь необходимым атрибутом будущей жизни. </p><p>Слава Богу, те времена ушли, и все постепенно приходит на свои круги. Не стоит приводить единичные примеры "бездипломников", для того, чтобы доказать, что гениальность можно реализовать и без заветной корки. Как не крути, но сегодня шансов найти хорошую работу у человека без высшего образования несравненно меньше, чем у того, кто честно оттрубил пять лет в вузе. </p><p>Что же касается репетиторства - то это, все таки, дань моде. Мне кажется, что толковый выпускник школы сам в силах поступить. Стоит, конечно, сделать поправку на современные формы поступления в вузы. Все эти тестирования действительно превратились с "русскую рулетку". Можешь знать все, но в тесте запутаться и завалить все дело. Я вот, например, сомневаюсь, поступил ли сейчас, если бы пришлось сдавать тест.</p><p>И наконец, соглашусь с математиком, что не стабильность нынешних школьных программ влияет на то, что у учеников появляются пробелы в знаниях. И помощь в борьбе с этими брешами они видят только в занятиях с репетиторами.</p>
Irina
<p>Выскажу свое субъективное мнение. Я учитель со стажем. Вижу несколько причин в появлении репетиторства, и не считаю это данью моде, всего лишь требование жизни.</p><p>Во-первых, программы действительно перенасыщены материалом, а на его изучение дается небольшое количество часов, что позволяет делать только беглый обзор материала, а не его изучение. Остается уповать на самостоятельное закрепление материала в домашних условиях, но и размер домашних заданий тоже оговаривается документами.</p><p>Во-вторых, можно, конечно, закреплять материал на стимулирующих и поддерживающих, но... их количество тоже ограничено. Я могу позаниматься с учениками дополнительно, но хочу, чтобы мне за это заплатили, что не всегда бывает.</p><p>В-третьих, в тестировании процентов на 60-70 заданий, которые в школе, как правильно заметила автор, либо проходятся бегло, либо вообще не изучаются. Ну и что делать выпускнику, чтобы сдать ЦТ?</p><p>Можно посещать факультатив, но далеко не всегда программа факультатива, разработанная Министерством образования, направлена на то, чтобы подготовить выпускника к сдаче тестов. </p><p>Думаю, репетиторство пока является единственным решением этих проблем.</p>
Семен Сергеев
Статья написана бодро, уверенно, прямо советская агитка. У репетиторов - полный закат, так как для поступления на платную форму требуется по 1-ому баллу на тест. В итоге половина студентов - платники. И нет никаких жалостливых проблем. Взятки в университетах - сильное преувеличение, они меркнут в сравнении с аналогичными явлениями в учреждениях здравохранения. Но последним в СБ почему-то никто не увлекается и агиток не выпускает и маек не рвет.
malinnna
Люди посмотрите кто нас учит, если раньше были сильные учителя которые полностью вылаживались на уроках, то теперь ковыряя в носу и отписывая на уроках смски они дают нам телефоны и готовы заниматься, но за отдельную плату. ПОЧЕМУ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НЕ ВВЕДЕТ ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ. УВЕРЕНЫ-90% ИХ НЕ СДАЛИ БЫ.
G.R
<p>Хочу сказать, что я несогласен с автором этой статьи! Репетитортство - это ни какая не дань моде, а реальная помощь абитуриенту. Это я испытал на себе. К сожалению, во многих наших школах не могут дать должного образования, поэтому резко увеличилось количество желающих поступить в лицеи, где обеспечивают знания должным образом. Многие абитуриенты становятся студентами именно блогодаря репетиторам! Дело в том, что репетиторство - это индивидуальный подход к ученику. Ведь репетитор видит способности ученика в той или иной области данной науки, и в соответствие с этим распределяет нагрузку. И, если репетитор добросовестно относися к своей работе, и ученик проявляет при этом должное стремление, то это 100% поступление в ВУЗ. Я это говорю, т.к. сам всё это прошёл. </p><p>Что касается ЦТ. Автор в данной статье пишет:" ...это не оценка знаний! Будем смотреть правде в глаза: задача вступительных испытаний состоит не в проверке того, может ли данный ребенок обучаться в вузе, его багажа знаний, насколько он сообразителен, насколько готов к получению высшего образования, а в том, чтобы создать своего рода заградительный барьер. Грубо говоря, чтобы отсеять как можно больше народу..." Именно для того, чтобы увидеть уровень знаний и умение их использовать созданы вступительные испытания. Ведь,если абитуриент ничего не знает и с сообразительностью у него туго, то нечего ему делать в ВУЗе. Для этого существуют ПТУ, где из него сделают квалифицированого рабочего. А ведь многие упускают тот факт, что без высшего образования не найдёшь хорошую работу!</p><p>Некоторые говорят:"Вот в моё время все поступали без всяких репетиторов!", так времена меняются! Меняется темп жизни, меняются методы образования, да и наконец поменялось отношение учителей к ученикам! Многие учителя не горят желанием учить детей за такие копеечные зарплаты! Да и сами дети не хотят учиться.</p><p>Хочу сказать, что ребёнок,занимаясь с репетитором, ни как не теряет свою самостоятельность, а прорабатывает с ним намного больший объём материала, чем преподают в школе, что увеличивает шансы при поступлении. </p><p>И ,наконец, хочу сказать что репетиторство - это не дань моде, а жизненная необходимость.И я искренне благодарен своим репетиторам - людям, которых автор этой статьи фактически называет вымогателями.</p>
Виктор
В се что изложено-верно. Но самое главное, что не понято: в Беларуси-господство госсобственности и торжество учета и контроля. а это значит, не важно, какое ты образовагние получил и чему учили. Главное диплом , благодаря которому тебя возьмут на какую либо работу и чем-то будешь заениматься, использовав приобретенные ничтожные усредненные знания. Т.е. важна форма , а не содержание. С крахом госсобственности- произойдет эрозия понятий в нужном рыночном востребованном жизнью направлении. А пока поздравляю всех: и мам и детей, и абитуриентов-вы все еще живете в СССР и сейчас 1984 год. За одним исключением-есть ЦТ без списывания, а для этого нужен репетитор, а для его оплаты-зря-плата родителей в нереформированной бестолковой экономике.
Александр
Когда жена планирует статью расходов на месяц, то в основном каждую позицию сокращает для краткости. И вместо слова репетитор пишет соответственно "репет." Так вот я, меняя одну букву, называю это все рекет. Создавая "заградительный барьер" министерство образования фактически узаконило данную форму необоснованного отъема денег у родителей учеников и, как следствие, дополнительного заработка вечно жалующихся учителей. И это все при том, что уровень образования падает, и все ученики максимум никогда не наберут, даже сдавая на основании только школьной программы. Но мы же твердо стоим на своем и с выбранного пути не свернем! Поговорим, поговорим и рванем дальше не меняя курса.
Катя
<p>Спору нет – высшее образование сегодня очень доступно, чрезмерно! И никакие реформы, никакие ЦТ не решат эту проблему до тех пор, пока мы не откажемся от платного образования... В прочем, не на эту тему мне бы хотелось пофилософствовать… </p><p>В корне не согласна с автором статьи по вопросу репетиторства, почему-то складывается впечатление, что сама автор не очень-то близко знакома со школой. Я окончила школу в 2007, (сейчас студентка 3-го курса БГЭУ, учусь за счет средств бюджета) поэтому могу поделиться совсем еще «свеженьким» опытом. Школа действительно не в силе дать весь необходимый объем знаний, и дело не в том, что школы или учителя плохие (хотя встречается и такое, увы), просто объем информации, знаний растет, и школа просто не успевает!!! Не успевают переиздавать учебники, повышать профессиональный уровень учителей, сами педагоги зачастую не заинтересованы в своей низкооплачиваемой работе, зачем вкалывать больше, если в денежном эквиваленте итог будет равным, все просто – нет стимула! Благодарные ученики это, конечно, здорово, но, уважаемые, мы живем в эпоху «перехода к рынку», и благодарностью сыт не будешь: нужна «денюшка ». И тут на помощь приходят репетиторы, и они действительно нужны и важны!!! Естественно, прежде всего, нужен самостоятельный стимул, стремление к цели, к поступлению в ВУЗ, ведь, если ты ходишь к репетитору просто потому, что так мама сказала, итог будет неутешителен. Однако, что плохого в том, если тебе помогут разобраться в сложных вопросах, узнать больше, систематизируют твои знания опытные репетиторы? Ты отвыкнешь работать самостоятельно? Глупости! Репетитор не выполняет за тебя работу, он лишь направляет, помогает разобраться, а весь процесс ПОЗНАНИЯ происходит САМОСТОЯТЕЛЬНО! Поэтому, мне кажется, не стоит так снисходительно отзываться о репетиторстве.</p><p>Я не прибегала к репетиторству при поступлении, упорно работала сама, однако уже в преддверии первой сессии отчетливо осознала, что, увы, кое-что осилить не могу из-за пробелов в школьных знаниях, и проблема не в том, что в школе что-то не выучила, ( я училась на отлично) а в том, что в школе не все проходили. Репетитор помог, и экзамен по достаточно сложной «вышке» сдала отлично. </p><p>К чему я все это пишу? Да просто как-то обидно за тех замечательных педагогов, которые помогают разгрызть гранит этой самой науки, пусть и за деньги. Ведь, как известно, в жизни ничего не бывает просто так, за все надо платить, однако инвестиции в образование принесут плоды обязательно, независимо от курса доллара, цен на акции и прочих макроэкономических показателей. В этом я вас как будущий экономист уверяю со стопроцентной гарантией!!!</p>
ВАК, проф.док.комп.наук
Прогнозы ЕГЭ-2010: В 2010г. ЕГЭ по математике и русскому языку опять успешно сдадут практически 100% школьников Москвы и Московской Области???<br /> <br />
Для успешной подготовки к ЕГЭ по математике,физике, информатике и русскому языку учителям нужно через Интернет переписать КИМы через Интернет на школьные серверы или на домашние компьютеры.<br /> <br />
Поможете всем учителям и всем своим ученикам для подготовки к ЕГЭ по математике, физике и информатике, А чтобы высшие оценки получить достаньте базовые учебники по математике, физике и информатике для своих домашних и школьных библиотек.<br /> <br />
ВАКаймин.проф.,доктор комп.наук,маг.прав. WDU,автор базовых учебников информатики для студентов и абитуриентов РФ.
ВАК, проф.док.комп.наук
Подготовка в Вуз и сдача ЕГЭ по физике, информатике и математике всегда была работой репетиторов, а не задачей школьных учителей.<br /> <br />
Подготовить к сдаче вступительных экзаменов и ЕГЭ можно любого школьника, что требует квалифицированной работы преподавателей физики, математики и информатики.<br /> <br />
ВАКаймин,проф.,доктор комп.наук,автор базовых учебников информатики для студентов и абитуриентов РФ.
Алексей
Отправляйте своих детей в ПТУ и не задумывайтесь о репетиторах.
Алексей
Алексей. я тут отмечаюсь в комментариях уже очень давно. смените пожалуйста ник.. а то наши комментарии будут перепутаны.
Володя
Не согласен с тем, что образование обязательно должно быть бесплатным. В большинстве зарубежных стран образование только платное. Качество образования не зависит и не может зависть от того, платное оно или нет. Если человек хочет чему-то научиться, то он научится, а если нет, то...
nikiv
блогодаря репетиторам! или<br /> <br />
искренне благодарен своим репетиторам
Валентин
Меньше нужно сдувать пыль с великовозрастных балбесов и вернуть в полном объеме экзамены советской школы,тогда не утонем в море бездарностей и недоумков
Сергей
Времена изменились? Да не изменилось ничего.<br /><br />Когда я поступал в ВУЗ лет так 25 назад тоже говорили - как же без репетиторов, нельзя ж без них... Оказалось - можно. Теперь сын учится. После колледжа к ЦТ готовился сам, без репетиторов. На бюджетную форму в БНТУ баллов хватило без проблем. Так по его словам, после школы сразу лучше баллы бы получил. Всё-таки труднее вспоминать то, что проходил несколько лет назад (общеобразовательные предметы у них заканчиваются на 2-м курсе из 4-х). Да и совпадение во времени ЦТ и защиты дипломов в ССУЗах, и приуроченные к окончанию колледжа вызовы в военкомат с очередным прохождением там медкомиссий (это ж мы вас в сентябре призовем, потому айда в июне на призывную комиссию) сильно мешают нормальной сдаче ЦТ. <br /><br />Вывод? Не надо в колледж. После него гораздо тяжелее сдавать ЦТ. Или менять в них (коледжах) программы таким образом, что бы защита дипломов совпадала по времени с выпускными экзаменами в средней школе, а не со вторым - третьим тестом ЦТ.<br /><br />2 Мария КУЧЕРОВА<br /><br />Какая военная кафедра нынче? Забудьте. Лейтенантов запаса гражданские ВУЗы уже давно не готовят, ну разве что, может, медицинские.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости