На Витебщине – кадровое пополнение. О чем мечтает молодежь, которая только пришла на производство

Диплом не на потом

Август — время больших перемен для выпускников высших и средних специальных учебных заведений. У вчерашних студентов теперь новый статус молодых специалистов. В этом году за счет бюджета вузы Беларуси подготовили порядка 19 тысяч выпускников. Ссузы — около 18 тысяч. О чем думают ребята, только прибывшие на первое рабочее место, довольны ли они распределением? С молодежью, трудоустроенной на производство в Витебской области, пообщалась корреспондент «НГ».

Молодые специалисты Анастасия Санько и Анна Волкова пришли на Витебский меховой комбинат вместе и из одного колледжа.

С Анной Волковой и ее одногруппниками, а теперь коллегами Анастасией Санько и Романом Михневичем мы встречаемся в просторном скорняжно‑пошивочном цехе Витебского мехового комбината. Предприятие, между прочим, единственное в стране, которое специализируется на переработке большого ассортимента пушнины, овчины и каракулевого сырья. После недавней модернизации комбинат не узнать. Обновленные помещения, современное оборудование. Но для того чтобы уверенно смотреть в будущее, без молодой смены не обойтись, убеждена Любовь Качанова, ведущий специалист по кадрам Витебского мехового комбината:

— Наше производство — редкое, особенное, а специалисты на вес золота. Почти всех их растим сами. 

На предприятии за новичками официально закрепляют самых опытных работников, продолжает Любовь Ивановна:

— Большинство наших молодых специалистов — квалифицированные швеи, но без опыта работы с натуральным мехом. Ничего, главное, база у них есть, а старшие коллеги помогут вникнуть в тонкости ремесла. 

Андрей Солдатенко после учебы попал на предприятие, о котором мечтал: хорошая зарплата, общежитие, перспективы карьерного роста.

Первое рабочее место вполне устраивает 21‑летнюю Анну Волкову из Витебска. На комбинат она пришла в июле и по распределению должна отработать два года. С профессией Анна определилась еще в детстве. Поступление в Витебский индустриально‑педагогический колледж было закономерным шагом:

— Получила специальность техника‑технолога, мастера производственного обучения. Видимо, призвание у меня в крови: мама с 16 лет — профессиональная швея. Малышкой, замерев от восхищения, я следила за ее манипуляциями с лекалами, нитками, тканями… Сама села за нашу старенькую швейную машинку раньше, чем пошла в первый класс. 

Анна не сомневается: носить то, что сшито специально для тебя и идеально сидит по фигуре, — радость и роскошь. На выпускном вечере витебчанка блистала в платье, которое сделали вместе с мамой. Розовый фатин и стиль а-ля Наташа Ростова — есть что вспомнить! 

На столе перед Аней лежит почти готовая дубленка. К юной швее она поступила в «разобранном» виде, по деталям, которые нужно было собрать, как пазл. Опытный мастер справится часов за шесть, вводит в курс дела Анна:

— Я билась не один день, чтобы все было идеально. Хватило и нервов, и слез, но ничего — оно того стоило. 

Мама Ани трудится в витебском филиале Mark Formelle. Изначально выпускница хотела туда же. «Жалеешь?» — интересуюсь. Аня честно отвечает, что не очень, она уверена: и здесь сможет проявить себя. Из плюсов — осталась в родном городе, хорошее отношение коллег и начальства, доплаты, положенные молодым специалистам, и молоко за вредность, которое им дают каждый день. О зарплате, а при выполнении нормы она составит более 600 рублей, молодая швея рассуждает пока гипотетически:

— Будет выработка — будет и результат, так что цель ясна: делать все быстро, но качественно. 

Мама и старшие коллеги ободряют ее: скорость — дело наживное. Главное, что рука у Ани «чистая», то есть делает она все без брака.

Швейная машинка лепельчанки Анастасии Санько — по соседству с Аниной. На Витебский меховой комбинат девушки тоже пришли вместе и из одного колледжа. Пока Настя снимает со знакомой девочкой квартиру, но если что, готова перейти и в общежитие:

— Знаю, его выделяют иногородним. Это большой плюс. На работе нас приняли хорошо, пока все нравится. Как и Аня, сначала с трудом сшила из деталей дубленку. Нужно быть предельно внимательной: овчина — такой материал, что исправить ошибки очень сложно, проще сразу делать все медленно, но верно. 

Роман Михневич хочет, чтобы первое рабочее место стало основным.
Если удастся, на комбинате хотел бы задержаться и старательный Роман Михневич. Для 22‑летнего уроженца Коханово Толочинского района это шанс пустить корни в областном центре и заниматься тем, что по душе. Пока Романа приставили к правке меховых изделий. Распределением доволен, уверяет парень:

— Живу в предоставленном общежитии в центре Витебска, коллектив дружный, позитивный. В ноябре меня должны забрать в армию, но, отслужив, с радостью сюда вернулся бы. 

У 23‑летнего Андрея Солдатенко своя история с распределением. Почти два года, как он устроился станочником деревообрабатывающих станков 4‑го разряда лесоперерабатывающего цеха ОАО «Витебскдрев». На предприятие попал, имея на руках свободный диплом. Такой «бонус» получил благодаря тому, что окончил колледж в Рогачеве на отлично:

— Когда‑то здесь работал мой дед и продолжает трудиться дядя. Зная, что условия и оплата на предприятии достойные, решил: обязательно попытаю счастья. Почву подготовил заранее — пришел в отдел кадров с документами. В колледж вернулся уже с гарантийным письмом. Скажу сразу, даже тем, кто шел на распределение без конкретных «адресов», было из чего выбрать. Очень достойные предприятия, в том числе в столице искали кадры. Лично я, работая на «Витебскдрев», очень доволен: отношение ко мне замечательное, зарплата более 1000 рублей, дали общежитие, есть перспективы карьерного роста.

МНЕНИЕ

Валентина Богатырева, доктор экономических наук, профессор:

— Толковые, думающие о своем будущем студенты, которые пришли в университет за знаниями, а не за «корочкой», смотрят на обязательную отработку как на перспективу. Говорю это, исходя из опыта заместителя председателя комиссии по распределению выпускников ВГУ имени П.М. Машерова. Ребята действительно благодарны за предоставление первого рабочего места, да еще и с социальными гарантиями. Да, государство потратило на их обучение немалые средства и вправе рассчитывать на отдачу. Скажу больше, распределение — это еще и весомый аргумент в пользу того, что ты будешь востребован на рынке труда, где сегодня жесткая конкуренция, а не окажешься один на один с проблемой трудоустройства. Свободный диплом не дает такой определенности, уверенности в том, что найдешь работу по специальности, будешь расти как профессионал. Первое и оно же гарантированное рабочее место — тот самый шанс получить практические навыки, зарекомендовать себя. Неслучайно на распределение приходят даже платники.

Не будем лукавить, есть и ребята, которые изначально нацелены на свободный диплом. Но их немного. Гораздо чаще студенты стремятся работать в своей сфере.

Стажировку, как возможность для дальнейшего трудоустройства, рассматривают выпускники во всем мире. Белорусские студенты не исключение. Именно системный подход к практике — краеугольный камень комфортного распределения. Считаю, «глубокое погружение» в будущую профессию необходимо задолго до того, как у вас на руках окажется диплом. А еще для большего осознания профессии, ее реального вкуса важно, чтобы и в вузах с ребятами больше работали приглашенные специалисты‑практики, труд которых оплачивался бы должным образом. 

Знаю, некоторые ребята боятся распределяться в периферию. Из моей прошлой жизни финансиста (Валентина Богатырева когда‑то возглавляла кафедру финансов в другом вузе. — Авт.) остался позитивный опыт. Наши выпускники, трудоустроенные в региональные банки, за короткий период делали блестящую карьеру. В большом городе для этого наверняка потребовалось бы больше времени. Так что периферия — трамплин для успешного старта. 

naumova@sb.by

Фото из личного архива героев материала.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter