Какие иностранцы получают образование в наших вузах

Диплом на экспорт

Тысячи километров и долларов, годы учебы и разлуки. Это цена, которую абитуриенты готовы заплатить за зарубежное образование. В Беларусь за дипломом приезжают студенты из 107 стран.
Башар Хамаде и Моххамед Аль-Наджар
ФОТО ОЛЬГИ ЗДАНОВИЧ

Башар Хамаде и Моххамед Аль–Наджар — из Иордании, но познакомились уже в Беларуси. Русский язык начали учить год назад, когда приехали в Минск на подготовительные курсы БГУИР. Сейчас они уже учатся на первом курсе по специальности «Наноматериалы и нанотехнологии в электронике». Будущие инженеры электронной техники. О Беларуси узнали на родине во время выставки образования, куда приехали представители БГУИР. На вопрос, почему выбрали Беларусь, в один голос отвечают, что здесь спокойно и безопасно. Моххамед вырос в столице — Аммане, где много возможностей, но местные вузы его не привлекали:

— В Иордании не было такой специальности. А я хотел стать инженером, но работать с современными технологиями. У нас это еще слабо развивается.

Башар и Моххамед будут учиться на русском, хотя в БГУИР есть обучение на английском языке. Вуз стал первым в стране, где лекции читают на английском. БГУИР открыл уже два филиала в США на базе Computer System Institute в Чикаго. Американские студенты учатся по очно–дистанционной программе, а получают диплом белорусского университета.

Самый популярный белорусский вуз у иностранных абитуриентов — БГУ. Здесь обучаются более 2.300 студентов из 50 стран. В тройке лидеров по количеству приезжающих — Китай, Туркменистан и Россия. К сожалению, редкие гости сегодня — студенты из африканских стран. Из Мозамбика, например, двое студентов и один — из ЮАР. Из стран Евросоюза чаще всего приезжают на платные стажировки — на семестр или год. Если бы не языковой барьер, желающих могло быть и больше. Стажируются только русскоговорящие студенты, которых отправляют в группы к белорусам.

В БГУ иностранные студенты учатся на русском языке. Есть только одна полностью англоязычная программа для бакалавриата — «Бизнес–администрирование». Пока вуз не собирается переходить на английский язык. Для этого нужно набрать группу хотя бы из 25 человек. В другом случае подготовка англоязычной специальности обойдется слишком дорого, а повышать стоимость обучения — значит терять студентов. В этом году цены, наоборот, снизили на 300 — 400 долларов. Жанна Савельева, начальник отдела международного маркетинга БГУ, поясняет ценовую политику вуза:

— Раньше у нас для абитуриентов из стран ЕАЭС была скидка в 15 — 20%. Сейчас мы ее убрали, потому что снизили цены для всех иностранных студентов. Чтобы стоимость обучения не была выше, чем в соседних странах.

ФОТО АРТУРА ПРУПАСА

Обычно в БГУ самые востребованные факультеты среди иностранцев — международные отношения, юридический и экономический. В этом году популярным стал геофак. Китайская молодежь традиционно выбирает филологический факультет.

Жанна Савельева говорит, что актуальность специальности зависит от потребностей экономики зарубежного государства. Как только там появляется запрос на какую–нибудь профессию, сразу же возрастает поток студентов.

Если на специальность поступил только один иностранец, то он учится в группе вместе с белорусскими студентами. Правда, учебный план у него индивидуальный — от некоторых предметов его освободят. Мурат Ярамишян был единственным иностранцем в своей группе. В Беларусь приехал из Туркменбаши — города на западе Туркменистана на побережье Каспийского моря. В 2015–м поступил на биофак БГУ, после первого курса взял академический отпуск. Говорит, были проблемы с деньгами. Сейчас вернулся доучиваться. В нашу страну Мурата привело сарафанное радио — много друзей, знакомых учатся здесь:

— С белорусским дипломом намного больше возможностей, чем с туркменским. Главная причина, почему я приехал именно в Беларусь, — хорошее образование. Конечно, для меня дороговато, но дешевле, чем в МГУ, а образование того же уровня. Меня здесь все устраивает, иначе не вернулся бы. Разочаровала только погода: то снег, то дождь.

Белорусским вузам иностранные студенты достаются непросто. Конкуренция в мире растет — каждый иностранный студент приносит стране доход. Чтобы привлечь иностранцев, вузы вкладывают в маркетинг образовательных услуг. Однако то, что нужно громко и креативно рекламировать себя, понимают еще не во всех университетах. На продвижение нужны идеи и, конечно, деньги.

ФОТО ВИТАЛИЯ ГИЛЯ

Ирина Летковская, заместитель начальника центра международного сотрудничества БГУИР, говорит, что сначала студентов привлекает само государство, а только затем репутация вуза. Иногда на выставках ей приходится на карте показывать, где находится Беларусь. До сих пор эффективна народная реклама, когда родители абитуриентов получали образование в советской высшей школе, в том числе и в Минске.

Через четыре года Башар и Моххамед вернутся домой. Они думают, что к этому времени нанотехнологии начнут развиваться и в Иордании.

До знаний как до Шанхая

Сегодняшний мир не знает границ. И потоки студентов идут как к нам в Беларусь, так и от нас. Кто–то мечтает о дипломе престижного вуза, кто–то хочет открыть для себя все многообразие планеты. Причины и цели у всех разные, но каждый оставляет свой дом и пускается в свободное, но не всегда безопасное плавание в другой культуре.

Портал источник рассказал историю Антона Гиля, уехавшего учиться в Китай. Он уже три года там живет. Сначала уехал на год в Пекин учить китайский, а когда получил диплом финансиста в БГЭУ — отправился в Шанхай поступать в магистратуру.

Антон Гиль
Фото источник

Антон рассказал, как бедному студенту не остаться в Шанхае голодным, какие китайские привычки он увезет с собой и почему в Поднебесной «белым быть хорошо, а азиатом — нормально».

Самое трудное в чужой стране — найти жилье. В Шанхае Антон за первые четыре месяца по разным причинам переезжал пять раз. Студенту самостоятельно снимать жилье слишком дорого. Квартира–студия даже не в центральном районе обойдется в 1.000 долларов, а комната — в 450. В Китае студентам нельзя работать официально, но без подработок, признается Антон, просто никак не выжить. Большинство иностранцев идут преподавать английский. Если у нас все больше желающих выучить ханьский, то в Китае — лингвистический бум на английский. Китайские дети учат иностранный язык практически с пеленок, и родители инвестируют в своих детей немалые деньги.

О вкусах не спорят, особенно — о кулинарных. В традиционной китайской кухне, говорит Антон, очень мало мяса и очень много костей. Питаться в Шанхае дешевле на улице, чем дома. Уличный фастфуд в Китае очень развит — в небольших лавочках можно поесть за 2 — 2,5 доллара. Такая еда хотя и дешевая, но не совсем здоровая: обычно лапшу или рис обжаривают в большом количестве масла, которое используется несколько раз.

Антона спасала уйгурская кухня. Уйгуры — это 10–миллионный народ, который живет на северо–западе Китая. По словам белоруса, «их кухня для нас более привычная — много мяса...»

В магистратуре Антон учился в интернациональной группе со студентами из разных частей света. Его лучшие друзья приехали в Китай из Турции и Индии, а девушка — из Венгрии. Сблизиться с китайцами непросто. Антон говорит, что «у них большой мир, но свой».

Студенческие будни для Антона уже закончились. Сейчас он в небольшом отпуске и размышлениях о будущем рабочем месте. Ему предлагают работу в компании, которая занимается криптовалютами.

zdan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter