Диплом на дистанции

Даст ли виртуальное образование реальные знания?
Даст ли виртуальное образование реальные знания?

Если Ломоносов несколько веков назад взял котомку и пошел в Москву за знаниями, то сегодня он мог бы просто сидя на печке в своей Денисовке включить компьютер и получить все лекции... по Интернету. Контрольные работы Михаил Васильевич отправлял бы по электронной почте, а с преподавателем общался бы по «аське». Таким образом получают образование по 15 специальностям около тысячи белорусов в 4 государственных вузах, которым дано разрешение готовить специалистов на расстоянии, — БГУИР, БНТУ, Белорусско–Российский и Полоцкий государственный университеты. Но реально ли подготовить квалифицированного инженера или программиста через Интернет?

— Если кто–то думает, что дистанционное обучение — это легкий способ получить диплом, то он глубоко заблуждается. На дневном отделении или заочном — гораздо проще, — замечает проректор БГУИР Владимир Красовский. — А учиться самостоятельно не каждому по плечу.

Студент, разделенный с преподавателем огромной дистанцией, не связан учебным расписанием и может «перепрыгивать» через предметы, выбирая последовательность и продолжительность их изучения. Электронный курс лекций по одному предмету стоит в среднем 80 тысяч рублей. Купил — выучил — сдал. Сессии как таковой нет. Дату экзамена студент сам назначает. Если за три раза не сдает, ему предлагается еще раз купить и выучить этот предмет. Процесс обучения не ограничен временем, за «хвосты» никто не отчислит. Все эти привилегии расслабляют «дистантника» настолько, что один курс у него растягивается на два, три, четыре года...

Светлана Новгородская из Жодино учится дистанционно в БГУИРе первый год. Поступила сразу после школы. И, кроме учебы, ничем не занята. Но за год едва успела пройти программу первого курса, не считая пары задолженностей.

— Зачетов и экзаменов меньше, чем на дневном отделении, просто сложно заставить себя что–то учить каждый день, не откладывая на завтра, — говорит Светлана. — К тому же многие предметы освоить самостоятельно не всякий сможет. Например, я высшую математику решала с репетитором, а освоить азы программирования мне помогали профессиональные компьютерщики.

Конечно, можно обратиться и к вузовскому преподавателю, но он вряд ли станет объяснять задачи. Есть и другая проблема. На итоговый экзамен по каждому предмету студент обязан явиться в университет. И если из Молодечно или Жодино доехать до Минска недорого, то вот из Мозыря или Гомеля ездить по 10 — 20 раз на экзамены и лабораторные очень даже накладно. Особенно если остановиться негде. Порой даже не в деньгах дело. Например, Павел Жолнерович живет в поселке Ольховка Островецкого района. После окончания школы собирался поступать в технологический университет, но в результате трагического случая оказался в инвалидной коляске. Волю к жизни парень не утратил и решил использовать единственный для него шанс получить образование — поступил на дистанционное обучение.

— Четвертый год учусь в БГУИРе и все на первом курсе, — говорит Павел. — Стараюсь, но все равно тяжело. Мне кажется, что система еще до конца не отработана. Во–первых, «дистанционка» не исключает необходимости приезжать в институт на лабораторные и экзамены. А для меня это настоящая проблема. Во–вторых, в сельской библиотеке нет нужной литературы, а на сайте университета лишь общие рекомендации да тексты лекций, которых недостаточно, чтобы решить ту же контрольную. Очень сложно получить консультацию. Я задавал вопросы по электронной почте, но ответов на них не получил. Электронное общение с вузом чересчур лаконичное: отправил контрольные — и получил «зачет — незачет» без особых объяснений. Я знаю, что мировая практика дистанционного обучения предполагает транслирование лекций через Интернет, проведение видеоконференций, он–лайн–семинаров. Но у нас пока ничего этого нет.

Поэтому неудивительно, что в основном на расстоянии учатся те, кто ближе всего живет к вузу. Впрочем, дистанционное обучение у нас появилось всего четыре года назад и только начинает развиваться.

— Конечно, мы могли бы проводить экзамен дистанционно, — говорит Владимир Красовский. — Но у нас нет уверенности, что по ту сторону экрана сидит именно наш студент. Пусть даже компьютер будет оснащен видеокамерой: позировать может один человек, а по клавиатуре стучать другой. Возможно, скоро мы научимся идентифицировать своих студентов по «почерку». Ведь у каждого свой стиль набора текста на клавиатуре — сила нажатия клавиш, паузы между отдельными буквами. Ищем также возможность проводить лабораторные работы через Интернет...

На расстоянии удобно учиться бизнесменам, молодым мамам, инвалидам. Нередко это лучший, а порой и единственный способ получить диплом. В Перми и Самаре, кстати, дистанционно осваивают науки заключенные в колониях. Ведь, лишив свободы, никто не лишал их права на образование. Да и сельским ребятам удобнее и дешевле учиться виртуально. Заодно удастся прекратить «утечку умов» из провинции и сохранить кадры для развития регионов. Спрос на дистанционное обучение большой. Жаль, дистанция пока короткая. В этом плане очень показателен опыт Института дистанционного образования при Ульяновском техническом университете. Они в каждой деревне, где живут их студенты, открыли компьютерные классы — медиатеки — и по субботам направляют туда машину с преподавателями, которые проводят консультации, лекции и экзамены. В итоге обучение не растягивается на полжизни, а длится традиционные 5 лет, после которых человек получает диплом, ничем не отличающийся от «корочки» студента–очника. Образование мы уже превратили в «товар с доставкой на дом». Осталось разработать систему его продажи.

Кстати

В настоящее время общее число пользователей Интернета в Беларуси превышает 2,5 млн. В 2003 году насчитывалось 1,63 млн. абонентов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter