День семей в камерном оркестре

Династия

Семейственность — это хорошо или плохо? Вопрос, на который так сразу и не ответишь.

В искусстве семейственность неизбежна. Потому что дети, рожденные в семьях художников, артистов, музыкантов, очень рано перенимают родительскую страсть к профессии и не мыслят для себя другой жизни. Ребенка из немузыкальной семьи не так–то просто заставить по четыре–пять часов в день заниматься на скрипке или фортепиано. А ребенок из семьи музыкантов сам рвется к инструменту; для него это так же естественно, как дышать.

В Государственном камерном оркестре давно и твердо решили, что такую семейственность надо поощрять. Тем более что хороший оркестр — это в определенном смысле большая семья. Ничто не сближает людей так, как совместное исполнение музыки. Но при этом большинство оркестрантов еще и родители талантливых детей.

На этой почве замечательный альтист Николай Анищенко придумал любопытнейший проект — «Играют наши дети». Ежегодно в Международный день семьи организуется концерт, в котором солируют «оркестровые дети», а родительский оркестр им аккомпанирует. В этом году такой концерт прошел уже в десятый раз и превратился в настоящий праздник музыки и любви.

Абсолютный рекорд здесь принадлежит семейству Сидорук. Родители Константин и Маргарита — оба скрипачи, познакомились в оркестре, сидели за одним пультом, полюбили друг друга, поженились. После рождения первых двух детей Маргарите пришлось перейти в симфонический оркестр, потому что ездить вместе на гастроли у супругов уже не получалось. Всего же детей у них трое: старшая 16–летняя Ольга — скрипачка, Глеб и маленькая Софья — виолончелисты. Все лауреаты международных конкурсов, прекрасные музыканты. И все трое выступили в этом году в концерте. Успех был огромный!

Всех удивила и 15–летняя учащаяся Республиканской гимназии–колледжа при Белорусской академии музыки Мария Цховребова — дочь альтиста Игоря Цховребова. Она с блеском исполнила на скрипке Полонез Ре мажор Генрика Венявского и изящно продирижировала «Танцем Анитры» из сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт».

В двух ипостасях выступила и дочь главного дирижера оркестра 12–летняя Мишель Бушкова. Она с одинаковым совершенством исполнила на скрипке первую часть Концерта № 2 Николо Паганини, а на фортепиано первую часть Концерта № 13 Вольфганга Амадея Моцарта. Мишель учится сразу в двух знаменитых школах: по скрипке — в шестом классе Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, по фортепиано — в седьмом классе спецшколы имени Гнесиных. На белорусской сцене блистает с пятилетнего возраста. Первый раз очень сильно испугалась, а сейчас, по словам отца, ее клещами со сцены не вытащишь.

Екатерина Мищанчук  и Никон Мазоль.

А самым ярким открытием для меня стал лауреат международных конкурсов шестиклассник минской ДМШИ № 10 Никон Мазоль. В его руках скрипка обретает совершенно особый голос. В этом, конечно же, немалая заслуга его педагога Галины Алексеевны Агейченко (у которой, к слову, учится и Мария Цховребова).

Но главная роль все же принадлежит семье. Мама Никона — лауреат международных конкурсов скрипачка Екатерина Мищанчук. Родители мамы — заслуженный артист, декан театрального факультета академии искусств, профессор Владимир Андреевич Мищанчук и актриса Людмила Петровна Кучеренко.

На вопрос, почему она стала скрипачкой, а не актрисой, Екатерина Мищанчук отвечает, что сама сделала такой выбор, хотя в 12 лет снялась в главной роли в фильме «Крест милосердия», и ей очень понравилась работа в кино.

А теперь этот выбор подтвердился в ее сыне. Воистину неисповедимы пути артистических династий! Но искусство едино, и я верю, что Никон Мазоль приумножит духовное богатство своей семьи и своей страны.

juliaandr@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter