Как новейшие технологии Центра управления перевозками помогают дирижировать движением на железной дороге

Диктуют колесам вагонным

В декабре прошлого года в многолетней истории Белорусской железной дороги случилось знаковое событие: двери распахнул новый полноформатный Центр управления перевозками БЖД. Этот проект значительно усовершенствует существующие технологии организации перевозок железнодорожным транспортом. Сейчас специалисты ЦУП обеспечивают оперативное управление движением поездов на 70 процентах всей эксплуатационной длины железной дороги. К 2022 году запланировано сконцентрировать управление движением поездов всей железной дороги из этого центра. Как изменения повлияют на работу БЖД и почему необходима такая оптимизация, узнали корреспонденты «Р».

Имитационные тренажеры, автоматизированные системы и диспетчерская централизация: теперь в Центре управления перевозками БЖД внедряют новейшие разработки и оптимизируют управление движением на основе цифровых технологий.

В режиме реального времени 

Если бы здание нового ЦУП находилось в центре города, к нему, без сомнения, подходили бы чаще, чтобы сфотографировать. Однако необычная форма и застекленный фасад центра спрятаны в промзоне в Стекольном переулке. Забегая вперед, скажем, что сотрудники ЦУП именно в этом здании почувствовали коллективную сплоченность. Опен-спейс — офисы открытого типа, размещенные в новом ЦУП, позволяют диспетчерам быть в едином пространстве, в шаговой доступности друг от друга и общей работы. 

Нашим экскурсоводом по многоэтажному зданию стал первый заместитель начальника ЦУП — начальник оперативно-распорядительного отдела Владимир Жилин, которому довелось в свое время поработать дежурным по парку и маневровым диспетчером, инженером-технологом, заместителем начальника железнодорожной станции, диспетчером поездным Гомельского отделения дороги и Центра управления перевозками.

Центр управления перевозками начал работать 19 декабря прошлого года.
Фото предоставлено пресс-службой БЖД

Первым делом направляемся в диспетчерский зал центра.

Если помните кадры из шпионских фильмов, а также из кино о космосе и летчиках, то что вам первым вспоминается? Высокотехнологичные центры управления, где десятки специалистов, сидя за компьютерами с несколькими огромными экранами, глядят на еще большие экраны, которые выводят информацию с разных участков? Вот именно так и выглядит диспетчерский зал, где под высоким потолком разместилось информационное табло коллективного пользования площадью почти 80 квадратных метров! Оно состоит из 64 мониторов высокого разрешения. Весь диспетчерский зал в режиме реального времени наблюдает железнодорожную обстановку на ключевых маршрутах страны. На табло выводится детальный план определенного участка или железнодорожной станции, что позволяет диспетчерам оперативно оценивать работу дороги, принимать управленческие решения по организации перевозочного процесса. При необходимости имеется возможность вывода видеоинформации о том, что в данный момент происходит на станции. Пока эта возможность реализована в полной мере для станции Молодечно, в будущем можно будет выводить видеоинформацию со всех крупных железнодорожных узлов страны.

— Табло коллективного пользования позволяет в оперативном порядке оценить поездное положение на всем полигоне БЖД, проанализировать выполнение доведенных смене эксплуатационных и иных показателей, — объясняет Владимир Жилин, — минимизировать потери времени диспетчерского аппарата ЦУП на обмен информацией друг с другом в процессе работы.

На экраны диспетчеров — у каждого по восемь 24-дюймовых — выводится информация о движении поездов, прогнозируемом времени их прибытия на станцию, ремонтных работах на объектах инфраструктуры дороги.


А так как поезда ходят денно и нощно, то и диспетчеры работают 24/7. Работают они в две смены. Первая приходит к 7.30 утра на планерку, где доводится план работы на предстоящую смену, подводятся итоги прошлой. Уже в 20.00 эта смена будет передавать на вечерней планерке следующим диспетчерам информацию о том, что произошло за их 12-часовой день. Как же обед? Голодным точно никто не останется. Для удобства диспетчеров в ЦУП организовали специальный лифт из столовой, которая находится на первом этаже. Достаточно выбрать себе определенный комплекс, и в нужное время на маленьком лифте будет доставлена еда. Взяли поднос с обедом и удалились в комнату для приема пищи. Закончили — отправили посуду по лифту вниз. 

В целом ЦУП ни минуты не спит. Всегда во всех службах есть персонал, который отвечает за тот или иной участок работы. Андрей Арендарук, поездной диспетчер участка Осиповичи — Молодечно, работает в этой должности более двух лет, всего на дороге — более 12. Работу поездного диспетчера называет трудной, но интересной: «Уверен, что для этого нужен определенный склад ума». Он окончил Оршанский государственный колледж железнодорожного транспорта, Белорусский государственный университет транспорта и Академию при Президенте. На малой родине в Кричеве был регулировщиком железнодорожной станции, потом дежурным по станции Волосковня, дежурным по станции, а после начальником станции Темный Лес и уже затем диспетчером узла «Кричев». Такой долгой дорогой шел сюда. 

— Эта работа для внимательных и стрессоустойчивых. На каждом диспетчере большая ответственность. Внимательно следить, планировать и направлять — наша основная работа. Она мне очень нравится, потому что здесь нет рутины. Каждый день разные дорожные ситуации, — подчеркивает он и отвлекается на вызов дежурного по железнодорожной станции Дегтяревка: запрашивали время прибытия поезда, чтобы грамотно спланировать поездную обстановку на участке. — График движения — закон! Важно, чтобы все шло минутка в минутку, — улыбается Андрей Арендарук и показывает на экран монитора, где рабочий день разделился на прошлое, настоящее и будущее: вот красными линиями обозначены пассажирские поезда, черными — грузовые, зелеными — резервные локомотивы. 

Диспетчеры работают 24/7 — в две смены.

Интересно, что раньше все эти данные были только на бумаге. Современные технологии позволяют автоматизировать перевозочный процесс, что, в свою очередь, позволяет поездным диспетчерам управлять большим количеством станций. Например, диспетчер Павел Чемякин, который перешел сюда из Могилевского отделения дороги, управляет движением поездов на участке Осиповичи — Гомель, ранее обслуживаемом тремя диспетчерами.

Уже в этом году в ЦУП БЖД планируется внедрить автоматизированную систему «автодиспетчер». Она сможет выполнять функции по формированию маршрутов приема и отправления поездов при соблюдении всех необходимых требований к безопасности движения поездов в автоматическом режиме, что значительно облегчит работу поездных диспетчеров, которые смогут только контролировать ход действий. Что тут сказать: IT-страна! Так и должно быть.

Все как в кино

Вернемся к кадрам из фильмов? Там, где сидит большое количество специалистов, глядящих в экран, обычно всегда был эдакий застекленный балкон, где находилось руководство. В ЦУП так же. Главный дорожный диспетчер, который в режиме реального времени координирует работу всех служб железной дороги, размещается этажом выше на балконе, с которого виден весь диспетчерский зал.

На балконе, помимо главного дорожного диспетчера, ежесменно работают 4 старших диспетчера, а также старший дорожный локомотивный. Они планируют всю поездную работу дороги. Так и получается, что все работают единой командой на общий результат. Главный диспетчер дорожный Сергей Китаев рассказывает, из чего состоит его работа:

— Мы держим связь с администрациями железных дорог стран-соседок, чтобы сообща работать в транзитном потоке. Планируем и организовываем эксплуатационную работу всей сети БЖД.

Чтобы вы понимали масштабы: диспетчерская смена каждый день организует работу и управление движением более чем 1000 пассажирских поездов и более 500 грузовых поездов!

Такая работа и такая большая ответственность, как на диспетчерах, не каждому по силам.

Владимир Жилин дополняет: 

— В масштабах дороги решаются вопросы удовлетворения заявок грузоотправителей и грузополучателей, а еще и пассажирских перевозок. Мы должны в оптимально короткие сроки обеспечить максимально возможные размеры перевозок. И именно новое оборудование и технологии позволяют минимизировать затраты на получение необходимой информации для организации перевозочного процесса. Централизация управления позволяет быстрее обмениваться информацией между руководителями и исполнителями.

Чтобы еще раз убедиться в этом, поднимаемся на 6-й этаж, где находится конструкторско-технический центр. Именно тут создаются инженерами и программистами те автоматизированные системы, которые уже внедрены, и те, что появятся, — все собственной разработки.

Вы спросите: а кто контролирует работу компьютеров такого количества персонала? Действительно, в здании 400 компьютеров, по планам появится еще больше, поэтому заранее в центре обработки данных ЦУП спроектированы и сделаны помещения под мощные серверы. Там же — система мониторинга, которая обеспечивает контроль, локальное и дистанционное управление оборудованием, визуальное оповещение о работе управляемых подсистем.

Вся Белорусская железная дорога разделена на 21 диспетчерский участок, каждым из которых руководит поездной диспетчер.

Пройденное — повторить 

Технологическое развитие — хорошо, но с личностным и профессиональным еще лучше. Чтобы все специалисты могли отработать практические навыки, повышали квалификацию и в целом контролировали свои знания, в ЦУП создан учебный класс. И не простой, а также оснащенный автоматизированными системами. Есть тут имитационные тренажеры поездного диспетчера, дежурного по станции, которые полностью соответствуют реалиям Белорусской железной дороги. 

Чтобы мы испытали все это на себе, ведущий инженер по подготовке кадров Центра управления перевозками службы перевозок Валентин Бронов провожает нас в учебный класс. 

— Сюда приходит весь диспетчерский персонал оперативно-распорядительного отдела, который связан с движением поездов. Обучение проходит по двум сценариям: самоподготовка и общее техническое обучение, на которое приглашаются представители различных служб управления Белорусской железной дороги — движения, пути, вагонного, локомотивного хозяйства и других.

Самоподготовка представляет собой изучение различных глав и пунктов инструкций. Они, к слову, тут томами разложены на столе: «Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам», «Инструкция по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств — участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики», «Устав железнодорожного транспорта общего пользования» и так далее. Смотрится пугающе, но знать это надо. Поэтому специалист приходит сюда, и Валентин Валентинович дает ему задание: например, изучить 10-е положение 10-й инструкции по движению поездов. Он садится за стол и занимается самоподготовкой. 

После ожидает система контроля и проверки знаний, разработчиком которой является конструкторско-технический центр Белорусской железной дороги. На компьютере необходимо ответить на 10—30 вопросов, причем на каждый из них отводится по 1 минуте. Сдал — хорошо. Нет? Снова на подготовку. Валентин Бронов поясняет: «Безопасность движения поездов превыше всего. Вы едете в поезде и хотите быть уверены, что персонал делает все правильно. Поэтому мы и стараемся поддерживать их знания и квалификацию на должном уровне». 


Дальше — практика. В наличии имеется имитационно-учебный тренажер по пропуску поездов на участке Минск — Молодечно со всеми нормативными документами, станциями, стрелками на них и перегонами. В общем, все то же самое, как на реальном рабочем месте у поездного диспетчера. Кстати, этот участок выбран не случайно: он самый напряженный, так как из Минска в Молодечно проходит наибольшее количество поездов региональных и городских линий. Теперь на нем в виртуальной среде и тренируются наши диспетчеры. Инструктор задает роль ученику: «Сегодня будешь работать дежурным по станции Ждановичи» или «Будешь поездным диспетчером участка Минск — Молодечно» и так далее — всего 10 игровых ролей. Есть возможность учиться и в команде. Мы это тоже опробовали. 

Нам включили тренажер и сказали пропустить поезда в нормальном режиме. Для специалиста это обычное дело, для нас — «Ой, что нужно сделать?..» На экране монитора изображена схема станции, какие-то кнопки… Необходимо электропоезд № 6115 отправить со станции Молодечно согласно расписанию на станцию Минск-Пассажирский. Нам помогают: тут открываем входные сигналы с первого пути, видим загоревшийся сигнал светофора, и поезд приходит в движение. Тренируемся вплоть до станции Беларусь: ничего без помощи не понимаем. Да, тут нужно качать мозг и поддерживать его в тонусе. Причем нужно не просто пропустить поезда, но и сделать это согласно нормативам. Так что одного умения ориентироваться на местности недостаточно: нужно знать базу.

— Такие ежемесячные занятия приносят только пользу, — заключает Валентин Бронов. — Весь обучающий комплекс контроля знаний позволяет и специалистам чувствовать себя профессионалами, и пассажирам, клиентам и деловым партнерам доверять Белорусской железной дороге.

В целом, ЦУП — это общий дом для всего, что связано с железной дорогой. Тут и управление перевозками, и управление парками и техническим обслуживанием — все, что необходимо для эффективной работы всего сложного технологического комплекса.

kasel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter