Диктатура закона

На днях в газете "Народная воля" опубликовано "коллективное обращение" к судьям, прокурорским работникам, сотрудникам органов внутренних дел и безопасности, военнослужащим, в котором представители так называемой оппозиции призывают работников правоохранительных органов и военнослужащих фактически к неисполнению своих служебных обязанностей.
На днях в газете "Народная воля" опубликовано "коллективное обращение" к судьям, прокурорским работникам, сотрудникам органов внутренних дел и безопасности, военнослужащим, в котором представители так называемой оппозиции призывают работников правоохранительных органов и военнослужащих фактически к неисполнению своих служебных обязанностей. Тех, кто безупречно выполняет свой служебный долг, они относят к "соучастникам творимого беззакония". Правда, в чем выражается это "беззаконие", не указано. Видимо, оппозиции явно не нравится курс Президента на укрепление законности и правопорядка в стране, а также трудовой и исполнительской дисциплины. Не случайно они подвергли резкой критике Директиву Президента от 11 марта 2004 г. N 1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины". Но вряд ли эту линию поведения можно назвать ответственной и, тем более, патриотической.

Следует отметить, что в негосударственных средствах массовой информации появилось множество так называемых "обращений", "заявлений" и "открытых писем", в которых, кроме беспардонной и безответственной критики, распространяется клевета в отношении Президента и высших должностных лиц. К примеру, в вышеназванном обращении распространяются заведомо ложные сведения о "причастности Генерального прокурора к исчезновению людей". Подобные клеветнические измышления, на мой взгляд, должны подвергаться незамедлительному юридическому реагированию, вплоть до возбуждения уголовного дела.

Напомню, что в соответствии со статьей 26 Конституции Республики Беларусь никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Данный конституционный принцип презумпции невиновности должен безусловно соблюдаться всеми без исключения.

Можно понять эмоциональное состояние бывших законодателей и судей, освобожденных в свое время от занимаемых должностей. Но я просил бы быть предельно корректными и объективными при оценке объявленного референдума. Меня удивляет позиция бывшего Председателя Совета Республики Национального собрания А.П.Войтовича о том, что вынесенный на референдум вопрос "нарушает Конституцию Республики Беларусь и Избирательный кодекс", поскольку позволяет Президенту участвовать в качестве кандидата в выборах Президента без прохождения соответствующей процедуры (сбора ста тысяч подписей и т.д.). По его мнению, это "посягает на основы Конституции", так как Беларусь признает верховенство международных соглашений.

Во-первых, в соответствии со ст. 8 Конституции Республики Беларусь приоритетными являются только общепризнанные принципы международного права. Что касается норм международного права и международных договоров, то, в отличие от Конституции Республики Беларусь, они являются составной частью правовой системы Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации). И, видимо, уважаемый Александр Павлович просто перепутал Конституцию Республики Беларусь с Конституцией Российской Федерации.

Во-вторых, речь идет исключительно о получении разрешения на участие в качестве кандидата в выборах Президента. В случае получения такого разрешения на референдуме А.Г.Лукашенко, выступая в качестве кандидата в Президенты, наравне с другими гражданами полностью соблюдает процедуру, предусмотренную Избирательным кодексом.

Абсолютно беспочвенными являются утверждения отдельных оппозиционных политиков о "пожизненном и бессрочном президентстве". Это не вытекает из содержания Указа Президента от 7 сентября 2004 г. N 431 "О назначении республиканского референдума". Глава государства корректно обращается к гражданам о разрешении ему участвовать в качестве кандидата в выборах Президента. И если он получает такое согласие, то, естественно, необходима корректировка статьи 81 Конституции. Поэтому Президент одновременно предлагает и соответствующее изменение в названную статью Конституции. Ни о каком "пожизненном сроке" здесь и речи не идет. Каждый раз после окончания пятилетнего срока президентства действующий Президент должен будет доказывать избирателям свое право на новое избрание наряду с другими кандидатами. Такое конституционное положение позволит обеспечить стабильное и динамичное развитие государства, что особенно важно в период формирования новых экономических отношений.

Данный курс, по моему глубокому убеждению, позволит избежать становления бандитского капитализма и предотвратит формирование полукриминального государства, связанного с массовым обнищанием людей и поголовной коррупцией государственных структур.

Нельзя согласиться с мнением оппонентов референдума о "множественности вопросов", выносимых на референдум. На референдум выносится только один вопрос, состоящий из двух частей: первая часть вопроса носит информационный характер, вторая часть - это правовая норма. Текст ее излагается четким и ясным языком. Суть и смысл статьи абсолютно понятны людям. На корректность выносимого на референдум вопроса обратили внимание и российские ученые. Так, по мнению заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, сам вопрос корректен, но усилиями пропаганды он несколько трансформирован. При этом оппоненты на грани истерии пытаются нагнетать обстановку, заранее говорить о "фальсификации", в то время как, по данным социологов Национальной академии наук Беларуси, а также независимого белорусского аналитического центра "Экоом", более 70% граждан поддерживают политику действующего Президента.

Можно смело сказать, что полностью провалилась попытка некоторых юристов "теоретически" оспорить вообще законность объявленного Президентом референдума. В обоснование своих доводов они сослались на статью 112 Избирательного кодекса, которая якобы запрещает выносить на республиканский референдум вопросы, "связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь". Эти доводы рассматривались Минюстом и были отвергнуты как необоснованные. По мнению Министерства, а эту позицию полностью разделяет и Прокуратура, на республиканский референдум нельзя выносить лишь вопросы об избрании на должность Президента Республики Беларусь конкретного лица. Широкое толкование данного вопроса не соответствует содержанию данной статьи. Что касается внесения изменений в отдельные статьи Конституции, то их положения могут корректироваться по воле народа, который является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь.

Анатолий БЕРЖАНИН, начальник управления Прокуратуры, старший советник юстиции, кандидат юридических наук.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter