Только в нескольких хозяйствах области урожайность выше прошлогодней

Диктатом технологий по капризам природы

Кто-то и двадцати рад, а в СПК имени В. И. Кремко урожайность в 78 центнеров с гектара считают недопустимо низкой

Только в нескольких хозяйствах области урожайность выше прошлогодней. Сельчане сетуют на погоду, недостаток средств: отсутствие денег в кассе, дескать, не позволило приобрести минеральные удобрения, средства защиты растений. А вот земледельцы СПК имени В. И. Кремко Гродненского района, напротив, довольны результатами своего труда. С каждого гектара они собрали по 93,1 центнера зерна. Это лучший показатель в республике и плюс 6,3 центнера в сравнении с прошлым годом. Намолотили более 22 тысяч тонн, что позволит полностью удовлетворить потребности животноводческой отрасли в концентратах. Так только ли в погоде и наличии денег в кассе дело?

Заведующая зерноскладом «Огородники» Светлана КУКЛИНСКАЯ и главный
агроном хозяйства Эдуард КАПЛИЧ проверяют влажность зерна.

—Такой урожайности – свыше 9 тонн с гектара — не было уже давно. Если не изменяет память, рекордным был 2000 год – 95 центнеров на круг, — говорит главный агроном сельхозкооператива Эдуард Каплич. – Богатый колос выращен в первую очередь благодаря диктату технологий. Все агротехнические приемы у нас отшлифованы годами и поддерживаются на самом высоком уровне. Для этого есть техника, приобретаются средства защиты растений от болезней и вредителей. За посевами осуществляется своевременный уход. Все начинается с качественной подготовки почвы, внесения удобрений. Важна глубина посева, выровненность полей.

Обязательно должны быть выдержаны сроки сева, добавляет главный технолог и идеолог высоких урожаев, особенно озимых культур. Если посеять их раньше срока – перерастут, позже – в зиму уйдут несформировавшимися. Страна в зоне рискованного земледелия, от погоды зависит немало. Поэтому задача агрономической службы сделать так, чтобы негативное влияние природы на урожай было минимальным.

Нынешняя весна выдалась сухой. Горох на солнце заметно подгорел. Это и сказалось на его урожайности. То же самое могло быть и с зерновыми культурами. Но их удалось спасти благодаря тому, что посевы были идеально досмотрены. Провели соответствующие фунгицидные обработки, применили регуляторы роста, азотные удобрения. Поэтому растения имели хорошую корневую систему, которая уходила глубже в землю, и влага для них стала более доступной. Порадовали бы дожди во время кущения, урожайность была бы еще выше.

От плохого семени не жди хорошего племени – говорят в народе. Эту поговорку в сельхозкооперативе хорошо знают и работают с посевным материалом. Сеют только элиту и первую репродукцию. Семена закупают чаще всего по тендеру у фирм-поставщиков и специализированных хозяйств, а также готовят сами. Выбираются, естественно, самые урожайные, в том числе и перспективные новинки. Перед тем как внедрить в широкое производство тот или иной сорт, к нему поначалу присматриваются и, если не оправдал надежд, от него отказываются.

Обязательное условие – четкое соблюдение севооборота. Под каждую культуру подбирается наилучший предшественник. От этого во многом зависит здоровье будущего растения. На корм скоту тут много сеют люцерны, клевера, тимофеевки. Они как раз и являются хорошим предшественником для зерновых.

В ХОЗЯЙСТВЕ пробуют применять и безотвальную технологию. Для этого закуплена специальная техника. Пробовали сеять таким способом озимые зерновые. Однако ожидаемого эффекта не получили. Эдуард Каплич считает, что для здешних тяжелых почв безотвалка не совсем подходит. Пусть она и проще традиционной, но имеет свои недостатки.

К падению урожайности приводит каждый даже мелкий просчет специалистов и механизаторов. Поэтому кадровый вопрос в сельхозпредприятии рассматривается особо. Люди подбираются знающие и ответственные. Тот же тракторист не просто выполняет указания руководителя, но может и сам что-то домыслить и подсказать. Такое только приветствуется.

В кооперативе 18 зерноуборочных комбайнов. Техника современная и высокопроизводительная. Два из комбайнов – широкозахватные «Лексионы-770». Нагрузка на одну зерноуборочную машину сравнительно небольшая. На каждую приходится примерно 133 гектара зерновых и зернобобовых. Если б не дожди, то жатва при таком мощном парке прошла бы быстро и спокойно. Техника была подготовлена хорошо, но из-за непогоды работала не целый день. В СПК прекрасное зерносушильное хозяйство, которое может в сутки дорабатывать до 1800 тонн зерна. Но в этом году более 1400 тонн в день автомобили с поля не привозили, хотя в былые годы дневной намолот порой превышал даже 2 тысячи тонн.

В разрезе культур самым урожайным в СПК имени В. И. Кремко ныне оказалась озимая тритикале – 101,2 центнера зерна с гектара, а некоторые поля дали свыше 110 центнеров. Неплохо уродила и озимая пшеница — на круг вышло по 95,4 центнера. А вот яровой ячмень был не столь урожайным – лишь 78,5. Благо что посеяли его в этом году сравнительно немного. Поэтому на общем показателе урожайность ячменя отразилась несильно. В следующем году его придется сеять больше – так складывается структура посевных площадей. А посему на нынешнюю хорошую урожайность в 2017-м рассчитывать будет уже труднее.

Геннадий ГИЛЬ, «СГ»

gennadijj-gil@rambler.ru

Фото автора

«Дубравский бройлер» сбит на взлете


Однажды «Комаровка» пошла ва-банк, и сейчас работает на банк

ОАО «КОМАРОВКА» — второе в Брестском районе по реализации скота и птицы, продукция из которой хорошо известна под брендом «Дубравский бройлер», третье — по производству молока, зерна и рапса. Это единственное предприятие, выполнившее пять из шести прогнозных показателей. И при этом убытки свыше 76 миллиардов рублей, которые не удалось перекрыть всем районом. Почему при росте объемов производства экономика хозяйства падает и выйдет ли оно из пике?

Сельхозпредприятие основано в 2002 году на базе колхоза имени Дзержинского. Это красивейший край на границе Беларуси, Польши и Украины, родина космонавта Петра Климука и бывшего председателя Нацбанка Петра Прокоповича. Занималось, как принято, молоком, мясом КРС, растениеводством. С реорганизацией в открытое акционерное общество и присоединением к нему в 2006 году еще двух хозяйств Брестского района специализацию изменили, ставку сделали на птицеводство, как на самую быстроокупаемую отрасль. В 2006-м начали строить птицефабрику, а в 2008 году пошел первый бройлер.

СЕГОДНЯ ОАО «Комаровка» — хозяйство многопрофильное: шесть молочно-товарных комплексов, птицефабрика с полным замкнутым циклом — от получения яйца до переработки мяса, свои комбикормовый и перерабатывающий цехи, пасека, занимаются и рыбоводством. От коровы здесь получают свыше 6,4 тонны молока, рентабельность производства превышает 27 процентов. Пополняет оборотку и продажа мяса КРС. В ушедшем году в целом росли объемы производства и, как результат, увеличивалась выручка: темп роста — 111,7 процента к 2014 году.

Не мудрствуя лукаво, следует сказать, что кредитных денег сюда вложено немало. Отбить их предполагалось за счет птицефабрики, которая должна была нести в бюджет хозяйства «золотые» яйца. Расчет, в принципе, был оправданным и логичным. Последние десять лет отрасль развивалась быстрыми темпами и была самой прибыльной, главное — быстроокупаемой. Внутренний рынок уже сложился, практически все крупнейшие производители курятины увеличили на нем свои доли, отобрав их у аутсайдеров. За 2015-й и первую половину 2016 года семь крупнейших производителей бройлеров — холдинг Евгения Баскина, агрокомбинаты «Дзержинский» и «Скидельский», Витебская бройлерная птицефабрика, барановичская «Рассвет», «Белоруснефть-Особино» и фабрики агрохолдинга «Мачулищи» («Кленовичи» и «Комаровка») — занимают 91 процент рынка.

Однако в отличие от других «Дубравский бройлер» несет пока только убытки. По данным Министерства финансов, которое определяет десять самых убыточных компаний c открытой отчетностью, два последних года самая убыточная — «Комаровка». За первый квартал 2015 года чистый убыток составлял 852,9 тысячи долларов, за тот же период нынешнего он вырос до 857 миллионов. Рентабельность продаж мяса птицы за прошлый год опустилась до минус 12,8 процента. По сути, отрасль, которая должна быть двигателем экономики предприятия, тянет хозяйство в долговую яму. Почему?

Потому что «Дубравский бройлер» — яркий пример того, как легкие банковские кредиты могут дать обратный эффект. Год назад на предприятии побывал Госконтроль. И не случайно: убыточная работа, острый недостаток собственных оборотных средств. Причина проста до банальности — вся оборотка идет на обслуживание банковских валютных кредитов, привлеченных для реализации инвестиционных проектов по модернизации предприятия. То есть получив, а будем называть вещи своими именами, доступ к дешевым ресурсам, их взяли, совершенно не подумав, как потом отдавать. Похоже, окупаемость проекта, его рентабельность с учетом складывающейся конъюнктуры рынка и на перспективу никто не просчитывал, а вложенные в предприятие огромные средства не дали адекватной отдачи через физическое увеличение объемов производства. В результате «Комаровка» до сих пор работает не на себя, а на банки.

Хотя справедливости ради надо сказать, что тогда, десять лет назад, ставка, в принципе, делалась правильная. Другое дело, что надежды, возлагаемые на масштабный экспорт, не оправдались. Конъюнктура внешних рынков оказалась совсем не такой, как ожидалось, все наши соседи также активно развиваются, что привело к снижению цен. Больше всего подвела «Комаровку» Россия: продукции поставлено на 62 159 миллионов рублей, а касса пополнилась только на 30 274 миллиона. Такая вот конъюнктурная гримаса. Но именно рост объемов производства, а он составил по мясу птицы в РФ за прошлый год 2,6 тысячи тонн, привел к снижению цены на нее на 6 процентов. Плюс из-за низкого курса российского рубля к белорусскому средняя цена реализации мяса птицы, проданной в РФ, составила 22 579 рублей при реализации на внутреннем рынке 23 955 рублей за килограмм.

ВООБЩЕ, сегодня для наших птицефабрик выйти на зарубежные рынки — проблема. Крупные игроки, конечно, достаточно спокойно находят рынок сбыта в России. Снизив, к примеру, цену всего на один рубль (они могут это себе позволить), увеличивают объемы поставок в 2—3 раза. Причем это в основном охлажденная продукция со сроком реализации 5 суток. А вот средние предприятия работают почти каждый сам по себе, расталкивая друг друга локтями и, по сути, конкурируя между собой. Если добавить кровный интерес российских птицеводов, становятся понятными возможные угрозы. Это чревато для наших производителей новыми «нетарифными» барьерами.

На внутренний рынок сегодня надеяться также сомнительно. Время, думается, упущено. Рынок поделен между такими брендами, как «Серволюкс» и иже с ним, а производство продукции птицеводства уже превышает возможности его потребления населением.

К тому же финансовое положение «Комаровки» усугубляли и свои собственные недоработки — рост расхода кормов выше нормативного, снижение привесов, ухудшение качества тушки птицы, много падежа. Ситуация требовала немедленного вмешательства и реагирования. В первую очередь, конечно, нужен профессиональный специалист — птицевод и эффективный менеджер в одном лице.

Таким в районе видят Вячеслава Царука, который возглавил предприятие всего полгода назад. Новый руководитель привел своих специалистов, которых расставил на ключевые точки производства и продажи. Он не скрывает, что были проблемы с производственной дисциплиной, с подготовкой птичников и многие другие.

— Но последние два месяца по привесам мы приближаемся к нормативным 60 граммам и расходу кормов 1,75 кормоединицы на килограмм привеса, — говорит Вячеслав Царук. — А для снижения их стоимости в этом году увеличили посевы зернобобовых, люцерны, клевера. На 17 августа в целом по хозяйству по сравнению с минувшим годом заготовлено сена с переходящим запасом — в полтора раза больше, чем в прошлом сезоне. В среднем это пока порядка 14 кормоединиц на условную голову. Травяные корма, люцерну в основном закатали в пленку для того, чтобы иметь 100-процентную гарантию качества.

Новый руководитель приводит пример. Урожайность рапса в этом году на уровне 45 центнеров с гектара. Да, получили прибыль. Но если бы в хозяйстве его переработали, дополнительно имели бы еще 60—70 процентов выручки, подсчитал новый руководитель. Поэтому в его планах — достроить комбикормовый цех, закончить работы на объекте по переработке семян рапса.

— В целом я не вижу никаких причин, которые мешают нам выполнить требования Главы государства по снижению затрат на 25 процентов. Это все реально, — подчеркивает Вячеслав Царук. — К сожалению, мы привыкли жить на широкую ногу, не особо считая деньги. Но эти времена следует забыть. Сегодня пришла пора ставить приборы учета расхода топлива и контроля не только на технологический подвижной состав, но и служебный транспорт специалистов. Это элементарная организация работы. У каждого есть свои обязанности и каждый должен строго отвечать за порученный участок работы.

В ХОЗЯЙСТВЕ просчитали, что если работать строго по нормативам, то в прошлом году получили бы не убытки, а два миллиарда рублей прибыли. Уменьшение падежа, расхода комбикорма и увеличение качества продукции — вот пути повышения эффективности птицефабрики. Ну и потом сегодня, чтобы работать прибыльно, снижая себестоимость, нужно правильно выстраивать бизнес-процессы, такие как логистика, IT, продажи. Поэтому развитие собственной розничной торговли идет полным ходом. Здесь считают, что предприятие — это всего лишь механизм зарабатывания денег, а этими механизмами управляют люди. Поэтому от того, какая собирается команда главных специалистов в хозяйстве, зависит успех дела.

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter