Красные нитки от сглаза расходятся по невообразимой цене

Дикость красной нитью

Мне предложили купить красную шерстяную нить. Вроде бы ничего предосудительного в этом нет — чего только сейчас не предлагают коммерсанты, покупай — не хочу. Но немного смутила цена: 23 рубля за тоненький 20–сантиметровый шнурок.

щщш.jpg

— И что, покупают за такие деньги? — интересуюсь у менеджера интернет–магазина.

— Еще как, — говорит, — сейчас акция у нас: 3 нитки за 35 рублей на «новые деньги». Берите и вы сразу три — на курьере сэкономите, не нужно будет потом дозаказывать.

— Спасибо, подумаю, — заканчиваю разговор с молодым человеком, уже понимая, что думать я буду не над его заманчивым предложением, а о чем–то другом.

Конечно, нить не простая. Повяжешь на запястье левой руки — от сглаза, на правой будешь носить — на удачу в бизнесе. Случайно потеряешь — очень хорошо, значит, сглазом оброс и теперь его «сбросил» вместе с волшебным шерстяным изделием. Приходи за новым шнурком! Но только ни в коем случае не в магазин «Ткани», а исключительно туда, где продаются настоящие красные шерстяные нити из Израиля, о чем свидетельствует бумажная бирочка с национальным флагом. Причем прибыли они не просто из Святой земли, а якобы там были обернуты вокруг гробницы Рахели — согласно Ветхому Завету одной из проматерей еврейского народа. Если вы не иудей — тоже не беда. «Психологи» с экранов мониторов уверяют, что, например, православным во время завязывания на запястье красной нити неплохо бы почитать «Отче наш» или любую другую знакомую молитву, а, например, буддистам хорошо попеть мантры...

Каждый может верить во что угодно и укрепляться в своей вере с помощью любых ритуалов и атрибутов — конечно, при условии, что они не задевают моральные устои нашего общества и чувства других верующих. Но сам факт торговли красными шнурками за какие–то невообразимые деньги — это очень, мягко говоря, несолидно в стране почти со стопроцентным охватом средним образованием. Конечно, есть люди безграмотные, есть малограмотные, есть легковнушаемые, есть стремящиеся быть актуальными (раньше говорили модными). Но вера в красную шерсть на запястье — это возвращение даже не в Средневековье, а куда–то еще дальше — к кривичам и дреговичам. Причем обратите внимание, как сочно замешано коммерческое предложение: здесь тебе и амулет, и оберег, и гробница, и доставка на дом курьером в удобное время.

Понятно, что красная нить за 23 рубля рассчитана явно не на покупателей моего среднего поколения, не на людей, которые в своем советском детстве зачитывались научной фантастикой о покорении космоса, а на сэкономленные на школьных обедах деньги выписывали «Науку и жизнь». Эта шерсть выброшена на рынок для поколения, которое не поднимает голову от своих смартфонов и считает, что слово «пионеры» произошло от слова «пионы». Общаясь с представителями этого поколения, все чаще замечаю: даже при неплохой успеваемости в школе в их сознании есть определенный вакуум. Я долго думал над тем, с чем он может быть связан, и никаких других объяснений, кроме отказа в последние десятилетия от научного мировоззрения как основы воспитания, для себя не нашел. Давайте не будем забывать, что мы живем в центре Европы и в XXI веке — веке непрерывного образования, науки и технологий. И когда мы говорим, что с нашей учебной школьной программой что–то не так, что учебники надо переписывать, мы должны понимать, какой идеологический стержень должна формировать школа, чтобы ее выпускники не становились клиентами таких вот «шерстяных» интернет–магазинов. И чтобы выражение «проходить красной нитью» оставалось фразеологизмом, обозначающим что–то важное, а не дремучим понятием из области чудесного избавления от сглаза или магического заклинания денежной прибавки.

Кстати, изначально красную нить как амулет использовали на английском флоте. По заказу британского адмиралтейства изготовители вплетали ее в канаты, чтобы их было проще опознать в случае воровства...

v32827262@yandex.ru

Советская Белоруссия № 203 (25085). Пятница, 21 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter