Дадут или не дадут Ди Каприо "Оскар" на предстоящей церемонии за роль в фильме "Выживший"

Дикапристское восстание

Ровно через неделю в Голливуде пройдет самая пафосная церемония года — вручение премии «Оскар». Весь киномир облегченно выдохнет, когда ведущие объявят Леонардо Ди Каприо победителем в номинации «Лучшая мужская роль». Или не объявят? И все ли выдохнут? Вот в чем главная закавыка. Академики уже 4 раза номинировали на эту премию Ди Каприо, которому в прошлом году стукнуло сорок лет, а «Оскара» все нет! Если актера прокатят снова, не отметят «золотым рыцарем» за роль в фильме «Выживший», поклонники Лео обещают устроить «дикапристское восстание»: переодеться в шкуры, вооружиться медвежьими когтями и устроить академикам настоящую резню. Пацифисты и нейтральные болельщики оскаровской гонки убеждены, что в этом году наполовину русский Леонардо как никогда далек от статуэтки, а роль в «Выжившем» — самая слабая в его многолетней карьере. Пока синефилы не похватали вилы, выпустим пар в нашем дружелюбном клубе любителей кино. Делайте, господа, ставки: дадут или не дадут Лео статуэтку? И высказывайте мнение на сайте www.sb.by, насколько важна и дорога для вас предстоящая премия.




Выжил ли «Выживший»?


Андрей МУКОВОЗЧИК

Посмотрел «Выжившего». Виктория, ты, наверное, скажешь: «Да неужели проснулся!» А кто–то и съехидничает — «оскоромился». Сказать нечего — вы правы. Но зато я четко для себя понял, что ежели Леонардо Вильгельму Джорджевичу Ди Каприо и дадут нынче «Оскар», то не за роль, а «за выслугу лет».

Потому что роли–то нет. Есть лицо, на котором, по идее, должны отражаться чувства актера и приводить в трепет нас, зрителей. Наверное, отражаются, мне за слоями инея, наледи и пластического грима заметить было трудно. Леонардо, безусловно, крутой актер. Может, даже самый крутой сейчас, когда Аль Пачино и Роберт де Ниро физически постарели. И «Оскара» своего он заслужил, полагаю, давно — хотя бы за верность и преданность профессии. Но вот не дано Голливуду «играть лицом», даже великий Ди Каприо признается, что это была «интересная задача» — это ж на каком по счету фильме? Вика, вместе с ходу вспоминаем «русскую школу»: Тихонов–Штирлиц и его встреча с женой, Янковский–Мюнхгаузен и его лицо перед пушкой, Быстрицкая–Аксинья и ее взгляд из–под волос, да тут только начни — страницы не хватит перечислять!

Поразило меня и совсем простое (не сказать — небрежное) отношение режиссера к сценарию. Не знаю, как тебе, но еще только убежавшие от индейцев забрались на скалу в начале фильма — мне стало понятно, что мальчика, скорее всего, убьют, а отец, скорее всего, отомстит. Вопреки всему. Несмотря ни на что. Обычно Голливуд сюжеты старается «закрутить», в матрешку упрятать, удивить неожиданным, а тут — все сбылось, двух часов просмотра не прошло.

Когда только начали работать первые видеопрокаты, было у меня такое развлечение: два–три раза в неделю (чтоб не платить лишнего) брать новую кассету. Длилось это долго, года два, а потом как–то враз закончилось. Хорошие фильмы закончились — в один момент я понял, что за это время пересмотрел ну просто все хорошее голливудское, и дальше потоком пошло кино вторичное, средненькое. Знаешь, внезапное осознание того факта, что шедевров — счетное количество, в свое время было шокирующим. Пришлось переключаться и смотреть артхаус, итальянский неореализм, японцев — но это другая история. Может, от обилия помнящихся хороших сюжетов и показался мне «Выживший» до неприличия простым, сюжетно просто бедным?

Съемка, съемка–то какова! — были и такие восторженные отзывы. И тут я чего–то не понимаю: тебе — режиссеру, оператору, продюсеру — что важнее: снять хорошее кино или снять его только тремя вот этими камерами, только за полтора часа предзакатного солнца и только на природе? Очень напоминает Книгу рекордов: вот человек проехал по Европе на одном колесе. А другой проскакал на одной ноге. Самовыражение, уважаю. Но хочется же искусства, а не преодоления трудностей.

Согласен с тобой, съемки прекрасные, необычные, неожиданные в некоторых местах, но давай начистоту: если актер (зачем–то) снимается в мороз и ест сырое мясо, то и гризли должен быть настоящим (за этим же), и лошадь со вспоротым «для сна» брюхом. Ночевать — так ночевать! Ты же помнишь, что Сергей Аполлинариевич Герасимов такой творческий метод — полное погружение в правду жизни — использовал на съемках фильма «Семеро смелых» аж 80 лет назад.

Поэтому интервью, которые «Выжившего» окружают, — «история подвига», «жуткие трудности», «шокирующий гиперреализм»... — я понимаю, что все это нужно и для раскрутки, и для «Оскара», но как–то от этого коробит. Перебор. Хотя тем, кто кино интересуется на уровне «на этой неделе модно смотреть вот это», — им, полагаю, вполне хватит для восторгов. На неделю, думаю, до следующего блокбастера.

Одно утешает — без «Оскара» Леонардо не останется, якутские женщины помогут, подставят крепкое северное плечо. А там, глядишь, вслед за Депардье и Джонсом–младшим и Ди Каприо поближе к нам с тобой переберется, в Россию. Вот тогда и продолжим беседу — ты да я, да великий актер современности.

mukovoz@sb.by

Лео, ах, Лео


Виктория ПОПОВА

Я так давно живу, Андрей, что хорошо усвоила: люди в основном набрасываются на могучих. Чего б нам не спорить с тобой сейчас о каком–нибудь убогом, снятом в гараже, третьесортном и неумном фильме, без истории и без сюжета? И сама тебе отвечу: никому неохота копаться в культурном мусоре. Нам для состязаний в остроумии и ловких подножек миллионершу «Вандербильдиху» подавай, или вот еще отличная мишень — Леонардо Ди Каприо, который на одну только охрану природы 15 своих кровных миллионов долларов пожертвовал. Такое безумное расточительство не может не цеплять. А еще он красив, знаменит, его девушки любят. Именно поэтому, мой друг, я совсем не удивлена, что «Выжившего» с Лео в главной роли ты все–таки посмотрел.

Но стоит ли все ощущения переводить в область слов? Ты, пожалуй, тяготеешь к эксцентрике, яркому выражению эмоций, простому и понятному языку, и как кавээнщика тебя понять легко: теща — смешно, упал — еще смешнее, обляпался кетчупом — вообще ржака. Но тут история совсем другого помола. Здесь от Ди Каприо совсем не требовалось, чтобы он рвал на себе рубашку, размазывал тушь по лицу и читал над утесом «Балладу о прокуренном вагоне». Мужик выживает в экстремальных условиях — о какой «торговле» лицом идет речь? От актера требовалось при минимуме выразительных средств создать полноценный образ, и это у него получилось. Тут нет головокружительных яхт и красоток, нет трубки, дорогого камзола: в 8 из 13 своих картин Лео играл богатого психопата, немудрено, что и в этот раз мы ждали от него буржуазного перцу. Как, впрочем, и от избыточного режиссера Иньярриту с его предыдущими хитами «Сука–любовь», «Бьютифул» или «Бердмен». Но гиганты пошли по другой стезе — рассказали монотонную историю нечеловеческой красоты, где в каждый кадр, в каждую сцену вложили все свое умение и талант. Люди не побоялись бросить себе вызов, отсюда и здоровые амбиции больших художников снимать фильм только при естественном освещении и на натуре. Заметила, Андрей, что против виртуозной камеры оператора Эммануэля Любецки ты не стал выступать. Спасибо тебе за это. Только два раза в своей жизни я любовалась поэтической мощью нетронутой природы, первый — во время экспедиции на Эльбрус, второй — как раз в кинотеатре, когда с открытым ртом поглощала горные красоты, запечатленные Любецки в «Выжившем».

Над чем же зрители посмеиваются в основном? Что Лео, точнее герой его — охотник Грасс — ловит руками рыбу, в ледяной воде не тонет, преодолевает исполинские расстояния после ранения — и никакой шайтан его не берет. Напомню, американский первопроходец Хью Гласс — личность реальная, проживал в XVIII веке и, по слухам, был намного суровее, чем его киношный прототип. Настоящего Гласса также разорвал гризли, товарищи бросили, и полз он 300 км по грязи, ночуя специально на пеньках с червями, чтоб те «оттянули» его гангрену. Мой дед, подполковник, в войну тоже долго полз по лесу после ранения, и червячки с жучками его потихоньку подъедали, но сотню километров отмахал и выжил. Единственное, после смерти попросил его кремировать, сама мысль о том, чтобы вернуться обратно в землю, была для старика невыносимой. А сейчас, прости, что мы можем знать с тобой о выживании в экстремальных условиях, когда единственная наша неприятность — сметана дома закончилась, опять в магаз по снегу ползти.

Расскажу тебе чудесную историю. Жил–был мальчик по имени Квентин Тарантино, работал он по молодости в видеопрокате на Манхэттене и пересмотрел, как ему казалось, все отличные фильмы на свете. «Не может быть, чтобы все!» — однажды ударил себя по лбу Тарантино и пошел снимать фильмы, каких он еще не видел. Давай представим, что Квентин никуда не пошел, сделал снобское заявление: «Все давно уже снято! Киноискусство — вторично!», перевернулся на другой бок своей никчемной жизни — и дальше спать. Какой липкий ужас меня охватывает при одной только мысли об этом.

Допускаю, что настырная пиар–кампания и ловкая рекламная шумиха вокруг Лео помешала твоему восприятию шедевра «Выживший». Меня же, напротив, фильм позвал в очередную экспедицию в горы. Там, с высоты трех тысяч метров над уровнем моря обязательно вспомню о тебе, о нашем сегодняшнем разговоре — и поставлю флаг в честь Лео и его первой в жизни статуэтки «Оскар».

viki@sb.by

Советская Белоруссия № 33 (24915). Суббота, 20 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter