Нужен ли тотальный контроль над детьми

Диета для головы

Недавно прочла о любопытном синдроме — «перекормленный мозг». Проявляется апатией ко всему. Меня диагноз заинтриговал, потому что ситуация имеет некоторое отношение к моей дочери. Ей мало что интересно. Нет! Даша все делает, ответственная, но это, скорее, потому, что просто надо — сделать и забыть. Так и происходит. Когда она музыкой занималась, то на следующий день после экзамена тут же выбрасывала прочь все ноты. Из головы и со стола. Засунет подальше тетрадки и рада. Меня ранило: это же музыкальные произведения! Я решила спасти музыку от такого надругательства и выписала ее из МШ. Но все равно беспокоилась о том, чтобы дочка была занята интересными делами, организовывала ей походы в театры и кино, участие в мероприятиях. Мне казалось, что, если я буду наполнять Дашину жизнь, дочь привыкнет и со временем научится это делать сама. Ах, какая ошибка! Теперь я сделала два шага назад и замерла, стою, анализирую. Теперь мне кажется, что я «набивала» ее жизнь лишь из желания компенсировать свою. Прожить то, что не удалось прожить мне в детстве.

Я не была заброшенным ребенком, в том смысле, что мы все были одинаково заброшены. Эксперименты с можно–нельзя часто оставались только нашей тайной. Родители знали, что пионера важно накормить, одеть в чистое и показать кулак (на всякий пожарный). Я выходила из дома и снимала шапку, а чтобы мама не видела, шла в школу другой дорогой, не мимо окна. Вечером мама уже и забывала о том, что хотела проследить, в шапке ли я.

Моя дочь сегодня под контролем. Она знает, что я в любой момент могу определить ее геопозицию и десять раз позвоню с точными указаниями, что съесть и какой температуры воду выпить.

Воду мы пили из ржавого крана! В школьном туалете, придерживая пионерский галстук, чтобы не намок под струей. Можно было пить из раковины в коридоре, но для этого следовало наклониться, а тогда любой пробегающий хулиган мог задрать юбку или дать ногой по мягкому месту. В туалете было безопасно, и, как ни странно, никогда и никто не заболел от такой воды. А теперь мы покупаем в школьные классы кулеры и бутыли с целью, когда одна закончится, бить тревогу в поисках «сильного папы», чтобы подхватил 20–литровую емкость.

Три раза в день я вспоминаю анекдот про Мойшу, которого мама звала домой.

— Зачем мне, мама, домой? Я что, замерз?

— Нет, сынок, ты проголодался!

Сто процентов правды. Это я знаю, когда детям пора есть и спать. Какими видами спорта заниматься и о чем читать. А они уже привыкли и воспринимают как данность то, что я пичкаю их какой–то информацией. Моя приятельница усыновила ребенка из детского дома, знаете, что ее поразило — он не мог ответить на вопрос, что предпочитает на завтрак и ужин. У него не было такой программы. Что в миску накладывают, то и едят. Он так думал.

И я вижу свою дочь и ее ровесников такими же отстроенными, не умеющими распознавать чувство голода мозга и высказать свои предпочтения. Они скучают — берут в руки планшеты и телефоны, потому что там их мозг отдыхает. Выключаются из реальности, в которой все тоскливо, предрешено и в нужный час на стол подают очередное блюдо, хочешь не хочешь — ешь!

А всего–то нужно дать им проголодаться. Извлекая опыт, я не отвожу младшего ребенка в кружки и секции. Не опережаю ответами вопросы. О! Малыш просто фонтанирует, с утра и до вечера сам рассказывает мне, как устроены человек, земля и робот. Почему мы растем, и что все цветные карандаши делают из красных.

— Почему, сынок, из красных?

— Как?! Ты такая взрослая и не знаешь! А из каких же еще? Хочешь, я посчитаю до десяти? Один, два, семнадцать, сто! Думаешь, что роботы сделаны из металла? Ха, какая же ты глупышка! Роботы сделаны из китайской пластмассы. А посмотри, пожалуйста, у меня что, брови выросли? Брови выросли, значит, скоро я весь подрасту. Люди растут, а потом умирают, да? А роботы не умирают... Поэтому я вырасту и стану слегка роботом, хочешь?

Я не хочу придавать форму этому кусту, стричь шариком или свечкой. Пусть растет лохматый и безудержный, голодный, чумазый, со сбитыми коленками и горящими глазами.

Иногда лучше бездействовать. Направлять эту кипучую энергию внутрь. Но и себе нужно давать возможность проголодаться. В этом переполненном информацией мире важна диета, может, и самая строгая.

Т.С.

sulimovna@rambler.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter