Лоси идут на таран — кто виноват и что делать?

Дичь на дороге

Каждый год на дорогах случаются десятки дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных. И если столкновение с зайцем или лисой приводит разве что к ремонту бампера или замене фары, то вот “дележка” дороги с более крупным животным — лосем или хотя бы косулей — вполне может привести к трагедии. К сожалению, такие инциденты происходят регулярно
Вообще, в нашей стране столкновения с дикими животными — явление не такое уж и частое. ГАИ приводит статистику: в 2014 году инцидентов с серьезными последствиями было зафиксировано всего 7, годом позже — 4, в 2016-м — 2. А нынешний год уже “отметился” 6 ДТП, хотя, нужно признать, даже эта цифра не угрожающая (для сравнения, в Эстонии — уже более 150).

Фото projectexpedition.com

В конце июня мотоциклист на “Хонде” около деревни Красница Могилевского района в сумерках налетел на лося. Зверь скрылся в лесу, а водитель и его пассажирка погибли. Две недели назад в течение суток произошли две трагические встречи. Сперва в 22.30 на 18-м километре трассы Минск — Дзержинск (Р-1) не разминулся с массивным зверем водитель “Фольксвагена”. Животное погибло на месте, а пассажирка авто была госпитализирована с тяжкими травмами. Через час на дороге Минск — Национальный аэропорт (М-2) у самой границы Минска “Мазда” сбила еще одного лося. Животное погибло, машина была разбита, но, к счастью, люди остались целы. К слову, еще через день на этом же самом месте на дорогу выскочила косуля и тоже попала под колеса авто. Зверь погиб, машина была повреждена. Наконец, в минувшую субботу уже в Пружанском районе мотоциклист протаранил выскочившего на трассу лося. Водитель также погиб.

Дикие животные, с точки зрения людей, непредсказуемы. Они безбоязненно пересекают трассы. Испуганные светом фар и звуком клаксона, начинают метаться, водителю увернуться от удара очень сложно.

Заместитель директора по государственной экологической экспертизе Республиканского центра повышения квалификации Минприроды Андрей Шахэмиров рассказал, что специалисты обратили внимание на такое явление, как дорожно-транспортные происшествия с дикими зверями, достаточно недавно. В частности, лишь с 2005 года начали проводиться исследования по миграционным путям диких животных. Они накладывались на топографические карты и использовались при обязательной экологической оценке строительства и реконструкции дорог. В 2008 году был принят Закон “О животном мире” с более жесткими требованиями к охране флоры и фауны, что позволило привлечь к проблеме не только ученых, но и проектные институты. В итоге началась работа по охране трасс от зверей.

Во всем мире используется не так уж и много методов, позволяющих “развести” автомобилистов и зверей. Прежде всего на дорогах устанавливаются предупреждающие дорожные знаки “Дикие животные” с изображением силуэта оленя. Это сигнал водителю: будь осторожен. Всем арендаторам охотничьих угодий страны было поручено изучить тропы, по которым те же лоси и кабаны ежегодно из поколения в поколение кочуют в поисках пищи и во время размножения.

Но наиболее эффективными сегодня считаются сетчатые заборы, которые уже можно повстречать вдоль крупнейших автомагистралей страны. Такая мера предусмотрена при реконструкции уже существующих и строительстве новых дорог. Хотя польза заборов очень относительная. К примеру, олень в стрессовой ситуации такую преграду способен преодолеть в один прыжок. Кроме того, если в заборе с одной стороны дороги появляется брешь и животное выходит-таки на трассу, долго ждать беды не придется.

Андрей Шахэмиров перечисляет и более экзотические, но тем не менее уже действующие у нас методы отвода животных: репелленты с отпугивающим диких зверей запахом, буферные поля, подземные переходы, переходы над трассами. В частности, такие конструкции построены в Березинском заповеднике и Беловежской пуще. А еще в ближайших планах природоохранных структур — разработка и установка на традиционных звериных переходах отпугивающих устройств — как репеллентных, так и звуковых. Вот и все способы избежать ДТП.

Что же делать, если авария все-таки произошла? Минувшей весной 55-летний Александр Филиппов ехал по дороге Ивенец — Першаи. На скорости 60 км/ч врезался в косулю:

— Среагировать на подобное “наступление” попросту не успел. Вырвалась из кустов и приземлилась прямо перед капотом. У машины разбит бампер, помят капот, пробит радиатор, “повело” крылья. Еще чуть-чуть, и косуля могла бы разнести лобовое стекло и влететь в салон.

Мужчина поступил по закону: вызвал ГАИ, местного егеря. Протокол был оформлен на месте, происшествие признали несчастным случаем, а затем начались разбирательства со страховой компанией:

— Страховщики прямо заявили: мое счастье, что была оформлена страховка по КАСКО. По “автогражданке” я остался бы в прямом смысле слова у разбитого корыта, и ремонт стоимостью в несколько тысяч долларов лег бы на мои плечи.

Проблема  с дикими животными обострилась во всем мире, и наша страна в общей статистике смотрится еще
весьма достойно. Ученые давно пришли к единому мнению:  не звери нам, водителям, дорогу переходят,
а мы самонадеянно перерезали их тысячелетние тропы
Фото pdrivestart.co.uk

Начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Миноблисполкома Олег Тюрин подтверждает, что от столкновения с дикими животными водителям — сплошные неприятности. В самых “лайтовых” ситуациях происшествие оформляется как мелкая авария, и вроде бы к водителю никаких претензий со стороны милиции не будет. В некоторых же случаях есть перспективы заработать и уголовное дело:

— Если участник ДТП получил телесные повреждения серьезнее средних или, не дай Бог, кто-то из людей погиб, по факту ДТП автоматически возбуждается уголовное дело. А затем следователи определяют степень вины водителя.

Авария — это уже априори нарушение Правил. Ведь они однозначно предписывают: в случае возникновения опасности нужно снижать скорость вплоть до полной остановки транспортного средства. И здесь играют роль не только предупреждающие знаки, говорит Олег Тюрин:

— Темное время суток, подступающий вплотную к дороге лес или кустарник, туман, крутые повороты — все это и есть ухудшения дорожной ситуации, которые нужно учитывать и быть готовым к любым неожиданностям. Наличие или отсутствие в зоне ДТП предупреждающего знака “Дикие животные” не играет никакой роли — в любом случае водитель должен был принять все меры для предотвращения столкновения.

Что ж, хочется или нет, но приходится руководствоваться фразой “Закон суров, но он закон”. Хотя у среднестатистического участника дорожного движения может возникнуть резонный вопрос: “Если при столкновении не пострадали люди, ремонт авто никто не оплатит (большинство из водителей ездит исключительно по “автогражданке”), зачем вообще вызывать ГАИ?” Олег Тюрин возражает, что не все так просто. Во-первых, ездить на разбитой машине — себе дороже. Первый же патруль Госавтоинспекции гарантированно остановит и поинтересуется причинами. Могут резонно заподозрить в том, что водитель скрылся с места происшествия, в котором пострадал пешеход. Есть также статья 18.17 КоАП — о недопустимости самовольного оставления места ДТП — и наказание: штраф до 1150 рублей или лишение водительских прав сроком до 2 лет.

Проблема с дикими животными обострилась во всем мире, и наша страна в общей статистике смотрится еще весьма достойно. Ученые давно пришли к единому мнению: не звери нам, водителям, дорогу переходят, а мы самонадеянно перерезали их тысячелетние тропы. Значит, нужно находить с братьями нашими меньшими общий язык, учиться адекватно реагировать на подобные встречи. Председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник в качестве примера для подражания приводит Швецию:

— В этой скандинавской стране крайне бережно относятся к фауне, однако при этом еще выше ценят жизнь человека. Не столь важно, что там все скоростные трассы отсечены от лесных массивов высокими заборами. Главное, что в шведских автошколах введен особый курс, если хотите, выживания при встрече с тяжелым диким зверем. Будущих водителей обучают, как вести себя, если перед машиной выскочил лось. Возможно, такой практики не хватает у нас.

Экстремальное вождение

— Тяжелое дикое животное способно не только превратить самую современную машину в груду искореженного металла, но и унести жизни водителя и пассажиров. Чтобы минимизировать такие последствия, нужно соблюдать некоторые правила. Въезжая на опасный участок дороги (с установленными предупреждающими знаками, проходящий через лес и так далее), постарайтесь максимально увеличить боковой интервал с обочиной — примите ближе к центру дорожного полотна. Так вы получите шанс заранее увидеть появившегося на обочине, к примеру, кабана. По возможности держитесь за машиной-лидером — большим кроссовером, грузовиком, фурой. Вряд ли зверь попытается вклиниться между двумя транспортными средствами. Высоко же сидящий в головной машине водитель раньше увидит опасность и даст вам возможность избежать столкновения. Помните, что копытные животные часто ходят парами и даже целыми табунами. Заметив далеко впереди одинокую косулю или лося, не думайте, что расстояние и время позволят вам разминуться. Кто поручится, что за первым зверем не появятся остальные? Лучше снижайте скорость. Как правило, лесные обитатели не мечутся по дорожному полотну, а быстро его переходят или бегут вдоль обочины. Во втором случае не пытайтесь обогнать их. Испуганный зверь может счесть это за нападение и будет вынужден защищаться. Если же удар неизбежен, не закладывайте руль резко в сторону. Вспомните недавнюю историю: женщина пожалела кошку и резко вильнула. В итоге авто опрокинулось, водитель погиб. Лучше всего немного подкорректировать курс машины таким образом, чтобы столкновение пришлось по касательной траектории. Да, транспортное средство будет повреждено, однако лось не окажется в салоне. Берегите себя!

muravsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter