Источник: Знамя юности
Знамя юности

Диана Арбенина: делать из детей музыкантов не планирую

Певица рассказала нам о том, как полюбила серфинг, почему не хочет, чтобы ее дети пошли по ее стопам, а также о том, что планирует делать летом.


– Диана, вы одна из немногих певиц, которым довелось играть на сцене легендарного теперь уже концертного зала «Олимпийский». Музыканты, которые выходили на эту сцену, часто говорят, что «Олимпийский» – очень тяжелый зал, там было сложно играть. Вы согласны с этим?

– Лично мне там было легко. Когда вышла на сцену и посмотрела в зал, подумала: «Как же вас много! Почему вы все пришли?» Но при этом я не растерялась, не испугалась, чувствовала себя абсолютно на своем месте. Играть стадионный концерт – это совсем не то же самое, что концерт в клубе, и «Олимпийский» был пробой пера, я проверяла свои силы, щупала почву. И после него уже мы зарядили стадионный тур по стране, и теперь я себя чувствую в залах такого масштаба очень хорошо.

Сейчас наша группа в туре. Поскольку в некоторых городах «Ночные снайперы» не были давно и поклонникам интереснее всего будет послушать наш классический The Best, играть будем в основном хиты. Тура тоже жду с нетерпением – то, что мы вышли на уровень стадионов и дворцов спорта, позволяет нам, как ни странно, более полноценно общаться со зрителями. Мы миксуем сидячие и стоячие места, часть публики смотрит концерт стоя и танцует в свое удовольствие, а часть сидит, если им так удобнее. У нас всегда работают две камеры, снимающие зал, идет трансляция на большой экран, зрители тут же видят себя. В ближайшее время отправимся в среднюю полосу России, на Север, Урал, в Сибирь, дальше география расширится. А вот в Питере 14 марта будет акустика. Мы решили повторить – ну как повторить, концерты никогда не бывают одинаковыми – программу летнего «Крокуса». Я встречала день рождения, 45 лет, на сцене этим концертом. Первое отделение – с музыкантами, включая духовые инструменты, второе – одна с гитарой. 

– А как‑то удивлять публику планируете?

– Чаще всего это зависит от возможностей зала. Вот, к примеру, когда я планировала сыграть большой сольный концерт в «ВТБ Арене», который я на сегодня могу назвать лучшим залом в Москве, идей сразу появилось очень много. За строительством этого зала я, как и все москвичи, наблюдала в реальном времени. Сначала разрушили стадион «Динамо», привычную нам всем часть городского пейзажа. Москвичи были недовольны – для многих из них это не просто здание, со стадионом связано множество воспоминаний. Поскольку было совершенно не понятно, что окажется на его месте, меня поначалу, как и всех, возмущали перемены, я ездила мимо и думала: «Ну зачем они это делают? Зачем разрушают исторический объект?» Когда комплекс был готов, внешне он меня не впечатлил. Все изменилось, когда я попала внутрь – на концерт группы 21 pilot. Я просто влюбилась в этот зал, он получился классный – и по звуку, и по атмосфере очень компактный. В фойе никаких особых разносолов: сосиски, попкорн, вода и пиво. Все как на стандартных концертных площадках Европы. Но сделано очень грамотно. Побывав там, я подумала: «Боже, хочу здесь сыграть!» И вот сыграла – 14 февраля.

Вместе с промоутером мы придумали, что сцена у нас будет посередине зала, квадратная, как ринг, и от нее будут отходить два подиума, два луча, прорезающих толпу. Это было очень хорошее решение, я давно хотела проверить свои силы, понять, как я могу работать на 360 градусов, когда зрители не с одной стороны, а кругом.

– Казалось бы, вы в своей жизни столько раз уже выходили к людям…

– И каждый раз это происходит по‑разному. Я другая, зал другой. Я же меняюсь, постоянно меняюсь. И хочу понять, чего стою именно сейчас, не хочу почивать на лаврах 25‑летней давности. Если бы я, не дай бог, была артисткой, которая поет все те же песни, которые написала 25 лет назад, мы бы сейчас не о моих песнях говорили и не о концерте, а о том, что я на завтрак ем. А у меня новый материал, и я в нем новая. Это как новорожденный ребенок – его невозможно воспитать по лекалу, все равно ничего не получится.

У меня такой опыт был. Когда появились на свет мои дети – Марта и Артем – я была уверена, что буду их воспитывать так, как воспитывала меня моя мама. Вот прямо один в один. Что из этого получилось? Ничего.

– Нечасто можно услышать такую фразу: «Буду воспитывать детей так же, как воспитала меня моя мать». Обычно все говорят наоборот: «Только не так, как меня воспитывали!»

– А меня мама классно воспитала! И я ей благодарна за это. Нет, разумеется, были какие‑то моменты, где я с ней не согласна, но они у всех были. А основу, стержень, дали мне именно мама с отцом, и я довольна тем, как все получилось. Только вот дети не всегда берут то, что им пытаешься навязать. Они отторгают ту схему, которую ты им навязываешь. У них свой путь.

– Вы говорили в интервью о том, что планируете брать детей с собой на гастроли, чтобы они увидели, как работает музыкальный бизнес изнутри…

– И я реализовала этот план. Мы, конечно, очень зависим от расписания учебы в школе, но я нашла вариант, при котором у нас совпали школьные каникулы и концерты в средней полосе (чтобы не пришлось далеко ехать и резко менять климат). Дети поехали со мной. Командной работы у них пока не выходит, и, если их не разъединить, получится куча-мала и детский садик на выезде. Поэтому у каждого был свой участок, за который он отвечал. Тема носил чемоданы с футболками и дисками, а Марта помогала мне в гримерке, чай готовила, подавала одежду, в общем, была на подхвате. 

В самом начале гастролей я им сказала: «Будете хорошо работать – я вам заплачу. Плохо будете работать – ничего не получите». Конечно, в итоге заплатила по тысяче за концерт. Деньги разложила по конвертикам, надписала их и в конце тура вручила Марте и Артему. 

– Как вы считаете, нужны вообще детям карманные деньги?

– Пока ваш вопрос для меня звучит дико. «У человека должны быть деньги». В смысле? У этих двух малышей? Зачем им деньги?

– Например, накопить и купить себе что‑то к дню рождения?

– Единственная просьба, связанная с деньгами, звучит так: «Мама, ты можешь мне денег на телефон положить? У меня закончились». Больше им ничего не надо. Может быть, рано пока?

Но вообще это очень важный и правильный вопрос – дети и деньги. Мои дети видят деньги, я не прячусь от них по углам и не считаю тайком в темноте. Мне кажется, обязательно надо ребенку дать представление о том, как деньги зарабатываются, откуда они приходят, сколько усилий тратится на то, чтобы заработать такую‑то сумму и куда она потом девается. Если у них есть четко выстроенная картина мира, они будут бережно относиться и к деньгам, и к труду. А еще поймут, что деньги появляются только тогда, когда у тебя есть дело. И здесь у меня гораздо больше поводов для волнения – я хочу, чтобы они нашли свое дело как можно скорее. Очень боюсь, что дети мои попадут под чье‑нибудь влияние. Боюсь наркотиков. А как можно их оградить от этого? Только делом. Чем быстрее у них появится дело, тем успешнее они смогут противостоять всем этим соблазнам. Марта уже начала определяться, думает про профессию оператора. А кем Тема хочет быть, мы (и в первую очередь он сам) так и не поняли до сих пор.

– По вашим стопам они не планируют идти?
– Я была уверена, что буду воспитывать Артема и Марту так, как воспитывала меня моя мама. Что из этого получилось? Ничего

– Пока нет. Но окончательно этот вопрос еще не решен. Сейчас дети репетируют в спектакле «Поколение Маугли», который возобновляет Костя Хабенский. Премьера состоится 1 и 2 июня. Я там тоже задействована – играю Багиру. Однажды я Косте позвонила и спрашиваю: «А нельзя ли моих детей взять в массовку?» Он говорит: «У нас нет массовки, у нас каждый важен! Приводи детей, посмотрим». Этот разговор состоялся осенью. И с тех пор у них каждый день, включая воскресенье, – репетиции. Сначала на них смотрели и определяли, смогут ли они вообще быть на сцене. И у Марты было больше шансов остаться в итоге в труппе, она более увлечена процессом. Тема не совсем понимал, зачем это нужно, хотя он артистичный и у него очень органично все получается. И вот звонит мне Хабенский и выносит вердикт: «Марту мы оставляем, а Тему пока не точно, но, если что, мы его сделаем волонтером, будет работать в зале со зрителями». Я говорю: «Костя, давай договоримся сразу и навсегда. Отнесись к ним, пожалуйста, так, как будто это не мои дети. Если ты посчитаешь нужным оставить кого‑то из них в труппе, если они реально талантливы, оставляй. Если нет – не надо. Не тяни их только потому, что они Арбенины».

Я искренне не понимаю, когда создаются целые актерские или музыкальные династии. Почему мои дети обязательно должны играть на гитаре? Если окажется, что у них нет нужного для этого таланта, зачем им быть на сцене? Надо дать детям шанс по‑настоящему проявить себя. Они, может быть, стали бы талантливыми хирургами или химиками. Реализовали бы себя и были бы по‑настоящему счастливы. Так что делать из них музыкантов против их воли я не собираюсь.

– А спорт в жизни ваших детей присутствует?

– Обязательно. Их энтузиазм и количество энергии (особенно это касается Темы) нужно постоянно направлять в правильное русло. Поэтому Тема боксирует, Марта играет в теннис, и раз в неделю у них бассейн. Правда, теперь непонятно, как они будут успевать заниматься спортом, потому что после школы они сразу едут репетировать, и такое расписание у них сохранится до июня. Основная активность у нас, конечно, происходит во время отпусков. 

Этим летом мы все дружно освоили серфинг, и он стал нашим семейным видом спорта. В воде дети чувствуют себя прекрасно – может, потому что Водолеи? Мы полюбили волны, и я детям предложила: «Поехали в Новый год серфить на Бали?» Они обрадовались. Дело было в сентябре, я благополучно решила, что все, самой идеи достаточно, а про билеты, гостиницы и прочее забыла и только в декабре вспомнила и кинулась покупать билеты. Именно тогда, когда уже ничего не было, а то, что имелось, стоило миллиарды. Я схватилась за голову. Но отступать было некуда – я же им обещала. В конечном итоге с большим трудом удалось все найти. Но посерфили отлично. Надеюсь летом повторить.

– Строите планы на лето?

– Уже построила. Я точно знаю, что буду делать. Отказалась летом от всех фестивалей, от всех концертов. Возьму Артема и Марту, сяду в самолет и улечу в тепло. Мы с детьми покатаемся на серфе, а потом я планирую засесть за книгу. Постараюсь сделать так, чтобы меня никто и ничего не отвлекало. Кроме детей и книги, у меня ничего на лето не запланировано.

– В каком жанре будет книга?

– Я пишу прозу. У меня уже вышли семь книг, последние – двухтомник: «Бег» (это стихи и тексты песен) и «Тильда» (сборник рассказов). Я начала писать рассказы в 2009 году, когда забеременела. Просто взяла компьютер и стала строчить. До этого, хоть и много писала, ни одного рассказа не родилось.

«Виноват» в том, что у меня возник такой план на лето, журналист Михаил Марголис, который на днях выпустил авторизованную биографию – мою и, соответственно, группы «Ночные снайперы». Знакомы мы с Мишей давно, несколько месяцев назад он мне позвонил: «Я решил о тебе книгу написать, надо поговорить». Я, честно говоря, не пришла в восторг, надо же было находить время для встреч, а оно у меня обычно очень ограничено. Рассказать надо было много, и именно из первых уст, потому что количество вранья, которое можно прочитать про группу в целом и про меня в частности в открытых источниках, изумляет. Но время нашла, мы побеседовали. Самое интересное началось, когда Миша стал мне присылать главы из книги на вычитку. Вот это выражение: «Вся жизнь пронеслась перед глазами» – внезапно стало очень наглядным и емким. Реально жизнь проносилась, пока я читала. Марта слышала, как я комментирую прочитанное, и сказала: «Мама, мне кажется, вы пишете очень грустную книгу». Потому что я время от времени вскрикивала: «Господи!» – и хваталась за голову. 

И вот в процессе вычитывания книги я вдруг поймала себя на мысли: «А чего‑то я давно книг не писала!» В результате родились планы на лето. Не самые плохие планы. Надеюсь, они реализуются в полном объеме.

Мария АДАМЧУК, ООО «ТН-Волгоград» (специально для «ЗН»), фото пресс-службы Дианы Арбениной 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter