Диалог в деловых тонах

В Белкоопсоюзе обсудили, как увеличить продажи товаров нашего легпрома

В Белкоопсоюзе состоялось совещание с представителями концерна «Беллегпром» по увеличению объемов реализации товаров легкой промышленности в организациях потребительской кооперации

Ведомственная принадлежность в данном случае не стала камнем преткновения, что можно только приветствовать. Да и элементарная логика подсказывает, что в условиях рыночной экономики по-иному нельзя действовать. На мой взгляд, это и есть государственный подход на деле, когда участники диалога смогли подняться над узковедомственными интересами, поставив во главу угла общие цели и задачи. Опять-таки на сей счет имелись вполне конкретные поручения первого заместителя премьер-министра Республики Беларусь Владимира Семашко, сформулированные четыре года назад на семинаре, который состоялся тогда на базе Лепельского райпо, и ставшие своего рода руководством к действию в выстраивании взаимоотношений между торгующими организациями потребительской кооперации и предприятиями концерна «Беллегпром».

В связи с этим нынешнее совещание в Белкоопсоюзе можно рассматривать как промежуточный этап в реализации прежних договоренностей. Назрела необходимость проанализировать результаты проделанной за прошедшие четыре года совместной работы, обозначить наиболее узкие места, сдерживающие поступательное развитие, определиться с приоритетами. Как подчеркнул первый заместитель председателя Правления Белкоопсоюза Александр Яковчиц, совещание носило чисто рабочий характер. Каждому из его участников была предоставлена возможность высказать собственное мнение по обсуждаемым вопросам, внести свои предложения по совершенствованию партнерских отношений, а истина, как известно, рождается в споре.

Тон конструктивному деловому диалогу задал Александр Яковчиц, который проинформировал о ходе реализации поручений протокола совещания в Лепеле. По его словам, удалось обеспечить темпы роста продаж товаров легкой промышленности выше прогнозного показателя роста розничного товарооборота, доведенного Советом Министров, а также темпов роста розничного товарооборота в целом по Белкоопсоюзу. Кроме того, успешно выполнено установленное задание по приросту объемов продаж товаров легкой промышленности в суммовом выражении и в натуральном – по получению ресурсов от предприятий концерна «Беллегпром». Александр Владимирович констатировал, что такие результаты достигнуты прежде всего за счет развития материально-технической базы торговой отрасли потребкооперации. В частности, за период с 2006-го по 2009 год проведена реконструкция с заменой торгового оборудования в 34 из 92 действующих универмагов, в 16 – произведена установка компьютерных систем, что позволило ежедневно отслеживать поступление, реализацию и остатки товаров. Открыто и перепрофилировано 348 специализированных магазинов по продаже непродовольственных товаров. В сельской местности, в первую очередь в агрогородках, отремонтировано и реконструировано1,5 тысячи торговых объектов, в которых открыто 475 отделов от унитарных предприятий «Промторг». Был осуществлен комплекс мер по вовлечению в хозяйственный оборот площадей универмагов. Если, к примеру, в 2006 году их сдавалось в аренду более 25 процентов, то нынче – только 8 процентов, что позволило расширить внутригрупповой ассортимент товаров.

По словам Александра Яковчица, самое пристальное внимание уделялось оптимизации схемы товародвижения. Ставка была сделана на увеличение поставки товаров легкой промышленности через оптовое звено с предоставлением скидки. Рост – в 1,9 раза! Отмечалось, что по всем товарным группам, поставка которых была организована через оптовые предприятия, в текущем году прослеживается положительная динамика объемов продаж. В качестве примера может служить хотя бы опыт работы ЧУП «Белкоопоптторг», которым реализуется свыше 50 процентов кожаной обуви СООО «Марко», СООО «Белвест», СООО «Сан-Марко», ОАО «Гродненская обувная фабрика», СП «БелКельме» и других.

Неплохой экономический эффект получен также за счет совершенствования форм и методов продажи товаров легкой промышленности. Только в этом году за семь месяцев реализовано в кредит непродовольственных товаров на сумму 178 миллиардов рублей, в том числе изделий легкой промышленности – на 20 миллиардов. В торговых организациях потребительской кооперации работает 215 фирменных секций предприятий концерна «Беллегпром», товарооборот которых составил 30 миллиардов рублей. Регулярно проводятся уценки, распродажи, различные акции со снижением отпускной цены производителем и торговой надбавки торговыми предприятиями.

— В то же время, — констатировал Александр Яковчиц, — несмотря на достигнутую положительную динамику в наших взаимоотношениях, имеется ряд обоюдоострых вопросов, которые требуют совместного обсуждения и выработки комплекса мер по их решению.

К таковым, в частности, Александр Владимирович отнес остатки нереализованных товаров на складах предприятий легкой промышленности, которые было бы целесообразно разместить на имеющихся свободных торговых площадях универмагов и специализированных магазинов потребительской кооперации. Еще одна болевая точка – несоответствие фактической товарооборачиваемости в торговых организациях срокам оплаты по договорам поставки с промышленными предприятиями концерна. Имеет место и такой момент, как игнорирование отдельными из них участия в совместных уценках, акциях, не всегда находится взаимопонимание по замене и возврату нереализованных товаров, в том числе сезонных. В связи с тем, что в организациях потребкооперации и на предприятиях концерна ощущается недостаток собственных оборотных средств, следовало бы, видимо, внести соответствующие коррективы в существующие договора поставки товаров легкой промышленности. Дело в том, что сроки оплаты в них, как правило, ограничиваются 45—55 днями, и связано это, главным образом, с порядком уплаты предприятиями «Беллегпрома» налога на добавленную стоимость – 60 дней. Между тем реальная товарооборачиваемость не вкладывается в эти отведенные рамки и, как следствие, возникают негативные моменты во взаимоотношениях.

Однако, согласитесь, назвать проблемы – полдела. Более важно определиться с путями их решения. Позиция Белкоопсоюза, которую озвучил Александр Яковчиц, сводится, образно говоря, к четырем шагам вперед, которые позволят на качественно новом уровне выстраивать партнерские отношения. Прежде всего это активизация работы фирменных секций, которая, надо признать, в ряде случаев сегодня носит формальный характер.

— Торговые площади, реклама, широчайший ассортимент товаров и оплата по мере реализации – такой вижу их работу, — резюмировал Александр Яковчиц.

Предлагается на свободных площадях универмагов разместить весь ассортимент товаров легкой промышленности тех или иных предприятий концерна. Устанавливается отдельная касса, и по истечении месяца по ней снимаются остатки товаров. Тем самым можно с достаточной степенью достоверности объективно оценить эффективность работы фирменной секции. Экономически оправданным, думается, является также открытие на площадях межрайонных оптовых баз, расположенных в областных и районных центрах, региональных представительств предприятий концерна на условиях аренды с целью приближения товаров к месту продажи. При этом их отпуск должен осуществляться по ценам предприятий-производителей.

Следующее предложение связано со сроками оплаты за поставленные товары. С учетом того, что предприятиям концерна отводится не более 60 дней на уплату НДС, расчеты за товары легкой промышленности могли бы производиться по такой схеме: 20—30 процентов от суммы поставки – с оплатой до 50—55 дней, а 70—80 процентов – с учетом фактической реализации (оборачиваемости). В договорах поставки должна быть предусмотрена замена товаров, находящихся в торговой сети свыше 90—120 дней, а также нереализованных сезонного назначения. Наконец четвертый шаг вперед продиктован необходимостью проведения уценок нереализованного товара выпуска прошлых лет, начиная с 2007 года, за счет предприятий легкой промышленности. В свою очередь торгующие организации потребительской кооперации снизят на них торговую надбавку. Должен заметить, определенные наработки в этом направлении уже имеются. ОАО «Полесье», например, с 23 августа по 30 сентября проводило акцию по снижению на 50 процентов отпускной цены на трикотажные изделия для школьников с оплатой через 80–90 дней, предусмотрев при этом возврат аналогичного нереализованного ассортимента товаров собственным транспортом из торговых организаций. Положительно оценив эту инициативу, Александр Яковчиц предложил провести в ноябре совместную с концерном акцию по продаже по сниженным примерно на 20 процентов ценам нереализованных швейных изделий школьного ассортимента, проанализировав предварительно в течение октября имеющиеся остатки товара. По глубокому убеждению Александра Владимировича, если этого не сделать, то запылившуюся в магазине школьную одежду через год к следующему учебному году просто-напросто никто не купит.        

Дальнейшее обсуждение показало, что эта идея с одобрением была воспринята участниками совещания и после соответствующей проработки, надо полагать, будет доведена до логического завершения. Во всяком случае первый заместитель председателя концерна «Беллегпром» Владимир Астровский не исключил такой возможности. Что касается в целом выстраивания отношений между ведомствами, то они, безусловно, должны постоянно совершенствоваться. Ведь через систему Белкоопсоюза сейчас реализуется, по словам Владимира Астровского, лишь 5 процентов от общего объема выпускаемой предприятиями концерна продукции. Первую, как говорится, скрипку здесь играют Министерство торговли и фирменные торговые предприятия. На практике это оборачивается тем, что сельское население, по сути, отоваривается изделиями «Беллегпрома» по остаточному, так сказать, принципу. Тот факт, что объемы растут, конечно, обнадеживает, но хотелось бы придать ускорение этому процессу. Думаю, не менее заинтересованы в подобном развитии событий и кооператоры. Поэтому совещание в Белкоопсоюзе, по общему мнению, должно придать импульс совместной работе.

— Можно предъявить друг другу много упреков, — заметил Владимир Астровский, — но вряд ли это будет правильно. Надо искать то, что нас объединяет, а не разъединяет.

А точек соприкосновения, как выяснилось в ходе дискуссии, более чем достаточно. Но это должна быть, образно говоря, улица с двусторонним движением. Не дело, например, что лишь на 82 процента была выполнена заявка Белкоопсоюза по чулочно-носочным изделиям. Получается, что руководители отдельных предприятий концерна недооценивают рынок потребительской кооперации со всеми вытекающими отсюда последствиями. Между тем многие их коллеги уже сумели по достоинству оценить выгоды от сотрудничества с кооператорами. Начальник управления продаж Оршанского льнокомбината Валентина Полторацкая, например, высоко оценила вклад Белкоопсоюза по снижению остатков продукции на их предприятии. По ее словам, 91 из 215 функционирующих в системе потребкооперации фирменных секций – Оршанского льнокомбината, и это направление надо всячески развивать. До конца нынешнего года на предприятии рассчитывают выйти на норматив складских остатков и опять-таки полагают, что помогут коллективу в этом работники потребительской кооперации.

Начальник отдела непродовольственных товаров Гродненского облпотребсоюза Ольга Комаровская тоже довольна партнерскими связями с Оршанским льнокомбинатом. Такая работа ведется в основном через областную универсальную базу. Единственное, что не устраивает – отсрочка платежа с предоставлением оптовой скидки на 60 дней. Реально же товарооборачиваемость составляет в среднем 100 дней. Проблема не новая, но прийти к оптимальному варианту пока что не получается. Не всегда, к сожалению, на льнокомбинате относятся с должной ответственностью и к выполнению поданных заявок на товары, имеет место недопонимание со стороны партнеров по проведению предпраздничных акций.

В свою очередь серьезные претензии имеются к кооператорам и у представителей концерна. На солигорской «Калинке», к примеру, озабочены тем, что многие организации потребительской кооперации не приступили к выборке изделий. В то же время представитель ОАО «Галантэя» резонно заметил, что предлагать надо только востребованный товар, и хотя, возможно, к «Калинке» это замечание не относится, но проблема неликвида, следует признать, действительно имеет место быть.

Диалог в деловых тонах показал, что у Белкоопсоюза и концерна «Беллегпром» неплохие перспективы для дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества. Такие партнерские встречи с обменом мнениями по наиболее актуальным вопросам в будущем станут регулярными.

На снимке: во время совещания в Белкоопсоюзе.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter