Министр Культуры Борис СВЕТЛОВ о кино, замках, и новом формате "Славянского базара"

Диалог с министром о культуре

Музейному кварталу — быть

— Светлана Михайловна из Воложина. Борис Владимирович, как вы оцениваете нашу страну с точки зрения туристической привлекательности? Мне кажется, у нас недостаточно объектов исторического наследия, которые были бы интересны иностранцам. Может быть, надо делать ставку на наши музеи?

Борис Светлов— На мой взгляд, Беларусь обладает широким историко-культурным потенциалом. Наша гордость — объекты, внесенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО: Брестская крепость, Замковый комплекс «Мир», дворцово-парковый ансамбль в Несвиже. Они ежегодно привлекают тысячи зарубежных туристов. Кроме того, в республике проводится множество культурно-зрелищных мероприятий, в том числе значимых фестивалей и праздников, которые также притягательны для иностранцев. Согласен с вами, что музеи тоже должны стать частью туристического маршрута. И сегодня это уже происходит. Огромный интерес привлек к себе новый Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны. Новой туристической зоной в перспективе станет музейный квартал, который расположится рядом с Национальным художественным музеем. На его базе будут созданы экспозиции, депозитарий, библиотека, зона отдыха. Работы начались еще в прошлом году, завершить их планируется в 2017-м.

— Меня зовут Полина, я из Минска. На днях прочитала новость, что под Москвой продается частный дом, в котором шикарная коллекция картин, в том числе и оригиналы Марка Шагала. Я понимаю, что шесть миллионов долларов — это очень большая сумма за дом, да нам он и не нужен. Но уж очень бы хотелось иметь в стране подлинники Шагала. Что делает министерство для возвращения подобных шедевров?

— Министерство культуры ежегодно часть бюджетных средств тратит на приобретение произведений наших современников либо земляков, уже ушедших из жизни. Понятное дело, что денег всегда не хватает. А произведения искусства не становятся дешевле… Поэтому самый оптимальный вариант в такой ситуации — государственно-частное партнерство. В этом году мы заключили договор с Белгазпромбанком, который как раз и заинтересован в собирании коллекции белорусских художников Парижской школы, в том числе и Марка Шагала. Уже приобретено несколько полотен. И, конечно же, мы не могли упустить информацию, о которой вы сообщили. Она сейчас проверяется, и если подтвердится, думаю, будем предпринимать конкретные шаги.

К слову, в прошлом году на приобретение произведений искусств сорока восьми художников Министерство культуры за счет средств республиканского бюджета потратило более трех миллиардов рублей, треть из этого — на покупку картин Михаила Савицкого.

— Светлана, Гродно. Мирский и Несвижский замки сегодня радуют глаз белорусов и туристов. А что будет с остальными памятниками архитектуры, которые сейчас находятся в неприглядном виде, в частности, с нашим Старым замком?

— Выполнение реставрационно-восстановительных работ предусмотрено государственными программами «Культура Беларуси» на 2011—2015 годы, «Замки Беларуси» на 2012—2018 годы и Государственной инвестиционной программой на 2015 год. Согласно им на этот год намечено выполнение реставрационно-восстановительных работ на 86 объектах наследия. К примеру, запланировано выполнить реконструкцию и приспособление семи сохранившихся замков, в числе которых Лидский, где дело идет к завершению, Старый замок в Гродно, где уже начаты научно-исследовательские и проектные работы. На семи замках, дошедших до нашего времени в состоянии руин, планируется выполнить консервацию и частичное приспособление, как в Кревском, Новогрудском и Гольшанском замках. На особом счету у нас Спасо-Преображенская церковь XII века в Полоцке, где сохранились уникальные фресковые росписи, прослеживаются древние архитектурные детали, не уцелевшие на других подобных памятниках.

Словом, если проанализировать перечень объектов, а я назвал вам лишь небольшую часть, то можно с уверенностью сказать: государством постоянно выделяется значительный объем средств на сохранение и приспособление объектов историко-культурного наследия. Но хочу призвать местные власти более трепетно относиться к наследию, которое им досталось от предков.


Премьера «Авеля» — в сентябре

— Беспокоит Валерий Михайлович, Минск. Борис Владимирович, скажите, что происходит с белорусским кинематографом? Почему в советские годы мы могли гордиться своими фильмами, а сегодня хвастаться совсем нечем?

— Последние годы — это не показатель. Да, сегодня нет фильмов, которые бы составили славу белорусскому кино, как в прежние времена, как это было с лентами Турова, Пташука, Добролюбова и ряда других замечательных режиссеров, в том числе документального кино и анимации. Я считаю, что упадническое состояние кино началось не сегодня и не вчера. Мы уже давно не можем отойти от травмы, которая была нанесена при изъятии кинематографа из системы Госкино и включении в систему Министерства культуры. Но важно понимать, что кинематограф — это не только искусство, но и отрасль экономики. Эта его двойственная природа дает о себе знать. Если делается акцент на финансовой составляющей, тогда страдает искусство. Если делаем фестивальные фильмы, тогда есть вопросы получения прибыли. Между Сциллой и Харибдой и идет развитие нашего кинематографа.

Но надо признать, что сегодня он существует в первую очередь благодаря Александру Григорьевичу Лукашенко. Еще в 1990-е было принято решение поддержать кинематограф, что, собственно, спасло его от неминуемой гибели, это, кстати, случилось в некоторых бывших советских республиках.

Кинематограф — очень сложная система, здесь нельзя исключать подготовку кадров, которой у нас занимается Академия искусств, и международные связи. Сценарное дело — очень серьезная проблема. Кажется, что наш портфель не пуст, но когда дело доходит до конкурса, оказывается, что работы там слабоватые. Сразу возникает мысль: «Может, лучше ничего не снимать, чем снимать ничто?» Кстати, в этом году мы уже объявили второй конкурс, потому что сценарные проекты, представленные на первый, не дотягивали до необходимого уровня.

— Хорошей заявкой был фильм «Авель», но почему сейчас о нем ничего не слышно?

— Этот фильм еще задолго до своего выхода привлек к себе нездоровое внимание. Некоторые увидели в нем чисто политическую агитку, но времена киноплаката уже давно позади. Эта лента создавалась в категории «Национальный фильм», законодательно определены все требования, которым он должен соответствовать. Это просто фильм о Беларуси и за Беларусь.

Он был готов еще в апреле, тогда же началось его продвижение в прокат. Сделано две версии: телевизионная — четыре серии и девяностоминутная полнометражная. По законам киноиндустрии лента сперва должна демонстрироваться в кинотеатрах, а затем по телевидению. Конечно, мы могли бы показать его еще весной. Но было решено, что надо засветиться на нескольких фестивальных рынках, в том числе и Каннском, чтобы получить более широкий прокат. Более того, как известно, лето — мертвый сезон. А вот в сентябре, когда люди вернутся в города, приедут студенты, и состоится премьерный показ в кинотеатрах. Уже есть договоренности не только с минским прокатом, но и с областями.

— Но, показав его только в Беларуси, вы вряд ли вернете вложенные в него деньги.

— Вы правы. Уже подписаны предварительные договоренности с несколькими европейскими странами и американскими компаниями. Отдельно рассматриваем российский рынок и китайский, там сейчас также активно ведутся переговоры. Что касается телевизионного проката, то проработкой этого вопроса займемся сразу после того, как увидим уровень интереса в кинотеатрах. Предварительные договоренности в этом вопросе тоже уже есть.

— Меня зовут Мария Вячеславовна. Я из Могилева. Мой сын учится в художественном училище. Я очень переживаю, найдет ли он работу. А тут еще как раз появился так называемый закон о тунеядцах, который очень больно ударил по творческим личностям: свободным художникам, музыкантам и т.д. Подскажите, что делает министерство, чтобы защитить этих людей?

— Мы их не бросили. Всем творческим работникам предлагаем получить сертификат, который даст возможность не платить этот налог. Для его получения они должны представить на рассмотрение экспертной комиссии при Министерстве культуры кроме заявления в свободной форме еще и работы, подтверждающие результат творческой деятельности: книги, картины, музыкальные записи, публикации, документы, свидетельствующие о наличии званий, премий, других поощрений и т.д. Комиссия в течение месяца рассмотрит их и примет решение. Кстати, сертификат выдается бесплатно.

— Андрей, живу в Минске в Осмоловке. Как раз по соседству со строящимся зданием культурного центра «Спамаш». Его появление нас с соседями не радует, но мы уже смирились. Правда, настораживает тот факт, что здание трехэтажное, да еще и с высокой крышей, оно будет значительно выше наших двухэтажек, что совсем испортит облик района.

— Вопросы градостроительного развития находятся в ведении Минского горисполкома. Район Осмоловки хоть и не является историко-культурной ценностью, безусловно, интересен своей особенной архитектурой, и по возможности его нужно сохранить. Министерство культуры направило в Минский горисполком соответствующее мнение. Что касается здания, которое планируется построить вблизи, я не думаю, что трехэтажная постройка способна нарушить общий вид.


«Славянский базар»: простор для развития огромный


— Меня зовут Ирина, я из Бреста. Несколько лет подряд езжу на «Славянский базар», но меня не покидает ощущение, зачем на фестивале конкурс молодых исполнителей? Не подвергаю сомнению, что там участвует талантливая молодежь. Но современный зритель хочет шоу, яркую картинку, а этот конкурс всегда проходит скромно. Не планируется ли пересмотреть формат фестиваля?

— Мы сейчас находимся у той черты, когда любое изменение формата приведет к потере специфики «Славянского базара». Он может превратиться в «Евровидение», «Новую волну» или какой-нибудь другой фестиваль. Два года назад по поручению Главы государства мы его несколько изменили, в частности, сократили, и мне кажется, это пошло на пользу. Мы должны отвечать всем вызовам времени, но без потери собственного лица. А для развития — простор огромный. Главное, что с этого года мы выходим на самоокупаемость. Да, над содержанием фестиваля можно работать, но, думаю, формат менять не стоит.

Ирина, спасибо вам за подсказку по поводу конкурса молодых исполнителей. Мы уже и сами думали над этим вопросом, чувствуем, что уровень шоу-показа действительно должен быть выше. Хотелось бы также, чтобы отборочные туры в странах, из которых приезжают конкурсанты, были взяты под патронат государств. Это повысит уровень участников, и борьба за первое место будет интереснее.

— Артем, Минск. Классическая музыкальная школа — гордость Беларуси. Раньше наши музыканты побеждали на престижных международных конкурсах. Сейчас мало об этом слышно, может быть, дело в отсутствии хороших музыкальных инструментов?

— У нас есть план по обновлению фондов музыкальных инструментов для учреждений культуры и образования. В прошлом году закуплено инструментов на сумму более десяти миллиардов рублей. Значительная часть денег была потрачена на нужды Белорусской академии музыки. Источники финансирования — специальный фонд Президента по поддержке талантливой молодежи, республиканский бюджет и спонсоры. Благодаря этому студенты и выпускники действительно громко заявляют о себе на престижных музыкальных форумах. Не могу не вспомнить скрипку А. Гварнери, купленную в 2010 году. С ней Артем Шишков стал лауреатом Международного музыкального конкурса имени королевы Елизаветы, а Павел Батян получил третью премию на III Международном конкурсе исполнителей на струнных смычковых инструментах имени М. Ельского. Виктория Жданович и Андрей Жуковский стали лауреатами различных конкурсов, исполняя произведения на аккордеоне Zero Sette. Последние достижения студентов — первая премия Михаила Бачило на конкурсе молодых исполнителей на духовых инструментах в Украине (труба Bach Stradivarius) и диплом Ивана Захаренко на Международном классическом гитарном конкурсе имени Маймонида в Москве (гитара Grant Concert). Так что классическая музыкальная школа по-прежнему на очень высоком уровне.

stepuro@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter