Диалог прямого действия

Недавно в редакции газеты «Беларусь сегодня» прошла «прямая линия» с участием заместителя премьер-министра Анатолия Калинина. Вопросов у читателей в адрес Анатолия Николаевича нашлось немало, ведь в правительстве он отвечает за сферу строительства, за жилищно-коммунальное хозяйство, за транспорт. Учитывая значимость поднятых тем, мы решили ознакомить с ответами вице-премьера и наших читателей.
Недавно в редакции газеты «Беларусь сегодня» прошла «прямая линия» с участием заместителя премьер-министра Анатолия Калинина. Вопросов у читателей в адрес Анатолия Николаевича нашлось немало, ведь в правительстве он отвечает за сферу строительства, за жилищно-коммунальное хозяйство, за транспорт. Учитывая значимость поднятых тем, мы решили ознакомить с ответами вице-премьера и наших читателей.

Холодные радиаторы отопления, опасные дорожные перекрестки, погасшие лампочки в подъезде... Как часто граждане не могут на местах решить эти маленькие проблемы. «Прямая линия» «СБ» с Анатолием Калининым (на снимке), заместителем Премьер–министра, в очередной раз это подтвердила. Из более чем двух десятков вопросов, адресованных нашему гостю, едва ли не половина касалась именно таких важных мелочей, за которыми стоят чья–то непонятая обида, недовольство, отчаяние. Многим дозвонившимся повезло. Анатолий Николаевич просил у них номер телефона и тут же давал распоряжения чиновникам, которые приехали вместе с ним в редакцию, в кратчайшие сроки разобраться. Подробности предлагаем вашему вниманию.

Наталья Николаевна, Минск:

— Дом нашего ЖСПК «Сухаревский–1» сдан 30 августа, но три месяца нам не отдают ключи, не заселяют, не приглашают смотреть квартиры. УКС и стройтрест № 7 не могут прийти к согласию по расчету цены. По весне квадратный метр стоил 7,8 миллиона рублей, сейчас хотят поднять цену, а УКС не соглашается. Этим все и объясняется. В результате отопление не включено, в квартирах скоро обои будут лежать на полу. Больше 4 лет дом строился, и теперь такая волокита!

— Ситуация понятна. Постараемся разобраться и решить вопрос — выдать жильцам ключи.

— Хотелось бы еще обсудить одну проблему. Нам в процессе строительства постоянно поднимали цену. Причем в ультимативной форме: или платите, или выходите из ЖСПК. Строимся с господдержкой, с 5–процентным кредитом, живем в общежитии. Квартир в наличии никаких нет, и отказаться от этой равнозначно тому, что остаться на улице. Из общежития нас тоже выселят: муж поменял работу на более выгодную. Сама получаю 1 миллион 800 тысяч рублей, а больше 2 миллионов у нас уходит на лекарства ребенку. К чему я это говорю? Нам 4 миллиона кредита каждый месяц надо платить. И если цена поднимается — это как петля на шее.

— Наталья Николаевна, главное, что уже есть крыша над головой. Постараемся объективно оценить и посмотреть стоимость квадратного метра. Однако вам тоже следует понимать: любой товар должен стоить столько, сколько он стоит. Просто иногда то, что мы хотим, и наши финансовые возможности не совпадают с реальными затратами при строительстве дома. Хорошо если бы каждый человек реально оценивал свои силы.

Анна Серова, Минск:

— Сейчас думаю покупать квартиру. Прочитала много об энергоэффективных домах. К сожалению, большей частью негатив. Люди жалуются: дома строятся некачественные. Хотела бы посоветоваться, стоит ли брать квартиру в таком доме или лучше не связываться?

— Строительство квартиры в энергоэффективном доме всегда выгодно с точки зрения эксплуатационных характеристик. Хотя и дороже на первом этапе на 10 — 15 процентов. Но затраты окупаются гораздо быстрее, чем в обычном доме. У нас есть программа строительства энергоэффективного жилья. К 2015 году планируем возводить 60 процентов домов, которые имеют более жесткие характеристики по теплопроводности, обустроены системами рекуперации воздуха, позволяют жить комфортнее и платить меньше за коммунальные услуги. Что касается существующего жилфонда, который строился раньше, то и в отношении его есть некоторые соображения. Все дома перед отопительным сезоном будут проходить энергетический аудит. Это решение уже принято. И если дом не соответствует стандартным техническим параметрам и характеристикам, то и плата должна быть соответствующая. Думаю, с 2014 года мы перейдем на такие гибкие системы платежей за коммунальные услуги в зависимости от качества услуг и степени комфорта.

— Но я читала, что в «теплых» домах много технических неполадок и нужно дополнительно нанимать специалистов для наладки оборудования. В итоге экономии по коммунальным платежам, о которой вы говорите, не получается.

— Все зависит от обслуживающей организации и самих жильцов. Да, подобное энергоэффективное жилье требует дополнительной подготовки и граждан, и эксплуатирующей организации. Там есть умные системы, которые позволяют выбрать экономичный режим, но они требуют и квалифицированного обслуживания. А жильцу надо научиться задавать соответствующие параметры и управлять блоком регулирования и создания комфорта в квартире. Конечно, любое оборудование, любые новые технологии могут иметь какие–то сбои. Многие энергоэффективные дома у нас, к сожалению, не имеют должного технического сопровождения. Сейчас Министерство ЖКХ создает нормативную базу и обучает персонал. А органы власти на местах должны обеспечить такой сервис.

— Так советуете покупать?

— Думаю, что любой инвестор предпочтет жилье более экономичное.

Евгений Болотов, Гомель:

— У меня два вопроса. Первый — личный. Мне 83 года, ветеран труда, бывший локомотивщик. 45 лет стажа. В 1989 году, будучи на пенсии, поменял квартиру в Новосибирске на Гомель, по семейным обстоятельствам. И уже практически белорус. Еще при Советском Союзе встал на учет в ветеранскую организацию локомотивного депо Белорусской железной дороги. Пользовался благами, которые полагались всем ветеранам. Но в 2011 году меня, грубо говоря, вышвырнули. Никаких льгот предоставлять не хотят. Даже бесплатные путевки в наш санаторий–профилакторий, железнодорожный, поправлять здоровье выделять отказываются. Ссылаются на коллективный договор управления железной дороги, где оговорено, чтобы ветеранам, которые не работали в Беларуси и прибыли из стран СНГ, льготы не давать. Я обращался к начальнику гомельского отделения, в ветеранскую организацию, профком. Все одно и то же говорят. Меня отфутболили: мол, разово можем помочь. Дадут 200 — 300 тысяч на лекарства материальной помощи. Но почему? Мы создали Таможенный союз с Россией и Казахстаном, Единое экономическое пространство, говорим о равных правах граждан в Беларуси и России. Мне тяжело это переносить как человеку, отдавшему транспорту большую часть своей жизни.

— Ваш вопрос возьму себе как домашнее задание. Дадим поручение разобраться. Хотя сделать это будет непросто. Вмешаться в условия коллективного договора, который обязателен к исполнению, через органы гос¬управления достаточно сложно. Однако постараемся вам помочь.

— Спасибо. Второй вопрос о ЖКХ. Очень плохо наши ЖЭКи работают. За техосмотры мы платим. Но на самом деле никто их не выполняет, все фиктивно. В ЖЭКи приходится ходить месяцами, годами. Обещают. Делают в конце концов, но после большой нервотрепки. У меня недавно случай был. Они по графику должны проверять техническое состояние электрических проводов. У нас свет в подъезде перегорел. Открыли щиток — провод обуглился. Почему? Сопротивление увеличилось, потому что вовремя контакты не почистили, не подкрутили. Вот так они и все «осматривают», а денежки берут. Хотелось бы, чтобы в сельмашевском ЖЭКе провели проверку.

— Плохо, если так работают обслуживающие жилищно–эксплуатационные организации. Кто не хочет добросовестно относиться к своим обязанностям, ссылаются на обстоятельства. Хуже всего, правильно вы говорите, когда обещают и не исполняют, и даже не позвонят и не сообщат. Адресуем ваш вопрос местным органам власти и возьмем на заметку.

— Я понимаю, что и зарплаты у них не ахти. Сейчас у нас дворников посокращали, площадь работ им увеличили. Получилось еще хуже.

— Здесь нужно организовать встречное движение. Граждане также должны следить за своим жилищем, содержать его в надлежащем состоянии и не сорить в подъездах и местах общественного пользования. Евгений Александрович, в целом вопрос понятен, соответствующее поручение мы дадим и получим ответ о принятых мерах. А вам рекомендую, если возникают вопросы, — сигнализируйте на уровень городского, областного руководства, в министерство. С этим нельзя мириться ни в коем случае.

Елена Малец, Мозырь:

— Не могу оставаться равнодушной к ситуации, в которой оказался мой сын. Он зарегистрирован в Мозыре, выполняет строительные работы в Глуске. Местный ремстрой задолжал ему 300 миллионов рублей и не платит, хотя дом сдали. Ему пришлось брать дорогущий кредит в банке на зарплату рабочим, поставщикам за стройматериалы, налоги.

— Это, конечно, не уровень Правительства, вопрос коммерческий, на уровне взаимоотношений двух организаций, но постараемся посодействовать.

Александр Иванович, Бобруйский район, д. Турки:

— Дом мой стоит прямо на трассе Минск — Гомель. По программе Совета Министров «Дороги Беларуси» попадает под снос, земельный участок изымается для госнужд. Три четвертых строения — мои, одна четвертая принадлежит дочери. В марте получили решение облисполкома о предварительном изъятии. Я выбрал в качестве компенсации строительство дома в деревне, а дочь — однокомнатную квартиру на двоих с мужем. Комиссия облисполкома не согласна, отправляют нас в суд.

— Да, строительство дороги Минск — Гомель мы должны завершить в 2015 году. Она будет соответствовать международному уровню. И есть несколько жилых домов, которые попадают под снос. Поручим разобраться и вам сообщить, насколько выводы комиссии соответствуют законодательству. Беру этот вопрос на контроль.

Артем, Минск:

— Во многих местах у нас появляются новые здания. Исторический центр не исключение. Как вы смотрите на то, что там, где сохранился сталинский ампир, появляются строения в стиле хайтек?

— Если коротко: должно быть и то и другое. Новые микрорайоны будут иметь современную архитектуру и стилистику. Однако нельзя потерять и неповторимый облик нашей столицы, сформировавшийся в прошлом веке, который положительно отмечают гости города и архитекторы с мировыми именами. Поэтому неизменными останутся наши каркасные проспекты и площади. Архитекторы, разместившие новые объекты в диссонансе с историческим центром Минска, тоже это поняли. Глава государства и Правительство требуют от них взвешенных и обдуманных решений. Есть, конечно, и промахи, но их немного.

Жанна Богушевская, Поставский район:

— Работаю в детсаду. Стоим на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. В 2006 году получили служебное жилье. И хотели бы сейчас перевести на себя льготный кредит, выделенный хозяйству на его строительство, с последующим выкупом. Обратились с заявлением к директору хозяйства. На что получили отказ: на предприятии не хватает специалистов, а средств на новое строительство нет. Поэтому руководство считает нецелесообразным продавать имеющееся жилье. Обратилась в райисполком, где также ответили: продажа жилья осуществляется только работникам предприятия. А мы не работаем в СПК. Можно ли эту ситуацию как–то разрешить?

— Служебное жилье предназначено исключительно для временного заселения работников предприятия и может быть продано только проживающим в нем гражданам в порядке, определенном местным Советом депутатов. Сейчас подготовлен и в ближайшее время будет принят новый указ. Там определены 4 категории государственного жилья: арендное, специальное, социального пользования и жилые помещения в общежитиях. Будет также четко определен порядок перевода жилья из одной категории в другую. А по вашему конкретному вопросу ответим письменно.

Олег, Минск:

— Будет ли оплата коммунальных услуг зависеть от уровня дохода и благосостояния граждан?

— Финансирование жилищно–коммунальных услуг идет из нескольких источников: платежи населения, доходы организаций ЖКХ и дотации из бюджета. Дотация достаточно существенна — 60 и более процентов. Сейчас население в среднем оплачивает 25 процентов от себестоимости услуг. Дальше двигаться здесь необходимо поступательно. Принцип известен: если доходы граждан растут, увеличивается и «коммуналка». И мы этой логики придерживаемся.

Для граждан, которые, исходя из своих доходов, не в состоянии оплачивать жилищно–коммунальные услуги, предусмотрена система государственных безналичных жилищных субсидий. Если стоимость названных услуг выше 20 процентов совокупного дохода семьи в городах и 15 процентов в сельских населенных пунктах, человек будет иметь право на помощь. Государство будет оказывать ее адресно малообеспеченным, пенсионерам, инвалидам. Все остальные граждане, которые хотят комфортно жить, должны за это платить. Полагаю, такая система справедлива. К слову, сегодня жилищно–коммунальные платежи по типовой двухкомнатной квартире не превышают 5 процентов совокупного дохода среднестатистической семьи. В то же время мы постоянно ищем пути снижения затрат на оказание услуг.

Что касается дифференцированной оплаты, то ряд мер в этом отношении принят. Оплата электрической энергии, газа и воды уже зависит от объемов потребления. Есть некий социальный объем, одинаковый для всех, на который распространяются госдотации, а все, что сверх, граждане оплачивают по себестоимости. Анализ показывает, что в социальные нормативы по электроэнергии сегодня укладываются около 80 процентов потребителей, по водоснабжению — 74 процента. Богатый человек, имеющий хорошую большую квартиру и полный комплекс коммунальных услуг, должен платить больше. Это справедливо.

Однако я хотел бы привести в этой связи одно сравнение. Средний платеж за мобильный телефон в стране сегодня — около 100 тысяч рублей в месяц. И никто не поднимает вопрос: дорого! А коммунальные услуги — 260 тысяч. Но вы, наверное, понимаете, что такое затраты операторов мобильной связи и что значит содержать жилфонд? Это несопоставимые вещи. Конечно, мы должны создать защитные меры для граждан, которые имеют низкие доходы. А все остальные в состоянии самостоятельно оплачивать коммунальные услуги. Пока этого нет, у нас сдерживается развитие здоровой конкуренции, привлечение частных компаний для обслуживания жилья. При равных условиях работы с государственными организациями, в том числе в части бюджетного субсидирования, частные организации отказываются от обслуживания жилищного фонда, их не устраивает размер прибыли. Но к созданию конкурентной среды мы стремимся и над этим работаем.

— Так ведь частникам запретили управлять жилфондом?

— Вы, очевидно, имеете в виду указ Президента № 461? Знаете, тенденция у нас сложилась такая, что товарищества собственников все чаще стали выбирать государственные, а не частные обслуживающие организации, где они видят меньше рисков. А теперь просто созданы равные условия хозяйствования для организаций, эксплуатирующих жилищный фонд, независимо от их формы собственности. И тарифы на техническое обслуживание и основные жилищно-коммунальные услуги для населения, установленные государством, должны применяться всеми эксплуатирующими организациями.

Ольга, Минск:

— Правительство неоднократно заявляло о том, что стоимость строительства жилья для нуждающихся в стране планируется приблизить к среднемесячной заработной плате в 2015 году. Но главный архитектор Минска Александр Петров сообщил следующее: для того чтобы обеспечить жильем всех минчан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, необходимо построить 20 миллионов квадратных метров жилья. При нынешних ограничениях на кредитование, выделение земельных участков можно построить лишь 5 миллионов квадратов. Следовательно, дефицит породит рост цены квадратного метра. Эксперт предположил: через 3 — 4 года квадратный метр подорожает вдвое к сегодняшней цене. Насколько в связи с этим реальны планы Правительства?

— Скажу о нашей стратегии. Действительно, мы взяли на себя обязательство: для нуждающихся в улучшении жилищных условий стоимость строительства квадратного метра с господдержкой, то есть с льготным кредитом, не должна превышать средней заработной платы по стране. На протяжении 2011 — 2012 годов мы выдерживали этот показатель. Сейчас выработали подходы и конкретизировали пути достижения цели: цена квадратного метра построенного жилья для названных категорий должна соотноситься со средней зарплатой в стране с коэффициентом 1,2. То есть при зарплате 100 долларов стоимость метра может достигать не более 120 долларов на дату ввода дома в эксплуатацию. Задача поставлена, и над ее решением работаем. Это непросто. Модернизация большинства домостроительных комбинатов позволила повысить потребительские качества жилья, но в итоге и стоимость строительства увеличилась. Ищем варианты, как уложиться в заданные параметры.

Собираемся урегулировать взаимоотношения и на рынке коммерческого долевого строительства. Речь, например, о контрактной цене, которая может меняться только с учетом индекса стоимости строительно-монтажных работ, утверждаемого государством. За 2013 год это примерно 12 процентов. Если граждане с застройщиком заключат дополнительное соглашение, то цена будет меняться уже с учетом этого совместного решения. В случае невыполнения обязательств застройщик выплачивает гражданину неустойку. Допустим, если срок ввода жилья в эксплуатацию будет переноситься на год, то сумма неустойки может составить до 10 процентов от стоимости жилья. Аналогично преду¬смотрена выплата неустойки для дольщика, который плохо платит. Для нуждающихся утверждена форма типового договора долевого строительства, обязательная для застройщика. Все риски по гарантийным обязательствам переложены на застройщика долевого дома. Предусматривается, что для привлечения средств дольщиков застройщик должен иметь на начало строительства 15 процентов собственных средств. Раньше достаточно было одной декларации и все остальное происходило хаотично. На наш взгляд, новация позволит устранить имеющиеся негативные тенденции. Я о так называемом долгострое. На начало года 307 жилых домов числились как несвоевременно завершенные. 102 уже сданы. 175 будут сданы к концу декабря. Около 30 введем в следующем году, один — в 2015-м.

— Хотелось бы все же уточнить: цена квадратного метра на рынке будет расти, как предполагает главный архитектор города?

— В Правительстве нет таких прогнозов. Все ограничения, о которых я говорил, касаются только жилья, строящегося с господдержкой для нуждающихся в улучшении жилищных условий. Цены же на рынке будут складываться с учетом реальных затрат. В частности, если выделенная площадка обременена старой застройкой и нужен снос, строительство квартальных сетей. По решению Мингорисполкома участки под коммерческое жилье будут продаваться с аукциона. Уже выставлено более 70 таких участков с обременением. Соответственной будет и цена. Жилье для нуждающихся с господдержкой мы планируем строить с привлечением исключительно государственных застройщиков. Частные, к сожалению, проявили себя неблагонадежными. Также с 2013 года вводится госзаказ. Город будет строить жилье с оптимальными затратами и предлагать его нуждающимся строго по очереди. Если желающих его выкупить не найдется, исполком имеет право перевести это жилье в разряд арендного.

Помимо этого, у нас большие и серьезные планы по строительству арендного жилья. Мы считаем, что у граждан должна быть свобода выбора и возможность решения квартирного вопроса не только с помощью покупки, но и аренды жилья, как это принято во всем мире. Это будет давать возможность свободно мигрировать из города в город и проживать там, где есть рабочие места. Этот процесс мы только начинаем. Уже имеется около 2000 квартир по стране. Больше всего в Минске: сдано 2 дома, планируется ввести еще 6. В следующем году предусматривается построить 320 тысяч, в 2015 году — 470 тысяч квадратных метров арендного жилья. Каждый год будем увеличивать динамику. Это цивилизованная форма решения жилищного вопроса, которая позволит снижать цену на рынке арендного жилья.

— Это позволит уменьшить очередь?

— Очередь нуждающихся в жилье постоянно пополняется, но, создавая разные формы жилищного строительства — госзаказ, арендное и коммерческое долевое, можно уменьшить остроту вопроса. Плюс социальное бесплатное жилье. Предположить же, какой будет стоимость жилья через 3 — 5 лет, сейчас очень сложно, но то, что оно не будет дешевле, очевидно.

— А почему ничего не слышно о мансардном жилье? Это ведь тоже довольно демократичная форма улучшения жилищных условий. Процесс затормозился из-за необходимости согласия всех жильцов?

— Такая форма не исключена, для этого требуется согласие простого большинства проживающих.

Лариса Федоровна, Бобруйск:

— У нас на стыке улицы и переулка Ленина — опасный переход. Обращались в исполком, нам обещали: в 3-м квартале установят там «спящего полицейского». Но год заканчивается, а детей через этот перекресток пускать нельзя. Вечером, утром — не пройти.

— Вопрос принимаем. Я лично переговорю с мэром города. Возьмем на контроль.

Валерий Иванович, Минск:

— На улице Багратиона до сих пор нет городской канализации. Хотя до действующей всего 120 метров. Кто нам поможет? Стыдно, страна претендует на центр Европы, а мы живем, как в прошлом веке.

— А что вам мешает скооперироваться, выполнить проект и построить канализацию? Все сети в частном секторе по законодательству строятся за счет личных средств собственников жилья.

— Люди согласны. Написали заявление в райисполком, горисполком — и никакого движения. 4 месяца воюем. Они не находят оснований, чтобы сделать за наши деньги канализацию. Не дают разрешения.

— Если нет препятствий для строительства сети, постараюсь разобраться. Вам дадим ответ. Сегодня же к вам приедут представители администрации Партизанского района.

Анна Михайловна Антоневич, Минск:

— У нас свет в подъезде поздно включается вечером и рано выключается утром. Я с трудом хожу гулять с годовалым ребенком, а бабушка моя упала, месяц просидела на больничном, повредила ногу. Директор ЖЭСа отказывается решать вопрос.

— Сегодня к вечеру все отремонтируют и мне доложат.

— А еще у нас в доме идет капремонт. Должны были завершить в октябре. Но множество недостатков: кое-где не доложена плитка, дырка в подвал не заделана, поставили новые скамейки, но на них помещается только 3 человека, а у нас у подъезда любят бабушки собираться, мне с ребенком негде расположиться...

— Мы серьезно разбирались в Правительстве с проблемой капитального ремонта жилья. Выяснили, что там, как и в новом строительстве, имеются долгострои. Это 74 дома по стране, 32 — в Минске, 11 процентов от общего количества. За два месяца они должны быть введены в строй. Есть списки, графики, ответственные. Что касается вашего дома, то беру обязательство, что лично приеду посмотреть на качество выполнения капитальных работ, чтобы власти не было стыдно перед вами.

Мария, Минск:

— Можно ли ожидать, что в 2014 году будет введен транспортный налог?

— Для повышения качества наших дорог и улиц нужно дополнительное финансирование. Считаю справедливым, что автовладельцу, имеющему машину, мы должны предоставить комфортные условия для проезда, но за это надо платить. С 2014 года планируем установить такой налог. Предположительно для граждан с легковой машиной он составит до 5 базовых величин в год. Предусмотрена дифференциация для физлиц, юрлиц, в зависимости от марки автомобиля и грузоподъемности. Уплачивать его граждане будут при прохождении техосмотра на определенный период, но окончательное решение пока не принято.

— Будут ли льготы для пенсионеров?

— Хороший вопрос. Пока мы его не рассматривали. Но, очевидно, будут, каким категориям, пока сказать не готов.

— Будет ли привязка к возрасту автомобиля?

— В дорожном движении участвуют более и менее мощные машины, новые и постарше. Но любой автомобиль оказывает нагрузку на дороги. Поэтому считаем, что платить должны все, кто выезжает. Не прошедшие техосмотр машины будут просто стоять в гараже. Платить за них не надо. Налог пойдет в бюджет и будет расходоваться на содержание и развитие дорог.

Анна, Могилев:

— Как будут переводить государственное жилье в арендное? Смогут ли граждане его приватизировать?

— Правительством подготовлен проект указа, предусматривающий перевод жилых помещений государственного жилищного фонда в коммерческий наем в два этапа:

•до 1 апреля 2014 года в арендное жилье переведем служебные, специальные служебные и отдельные виды специальных жилых помещений;

•до 1 июля 2016 года арендными станут все неприватизированные государственные квартиры, занимаемые гражданами по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда.

До названных сроков граждане смогут воспользоваться правом на приватизацию. Одновременно предусматривается установление пониженных ставок платы за пользование арендным жильем для нанимателей, занимавших жилые помещения государственного жилищного фонда на момент перевода.

Аэлита СЮЛЬЖИНА, «СБ»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter