В Минске обсуждают общеевропейские интеграционные процессы

Диалог поверх барьеров

На континенте становится все горячее... Аналитики констатируют возвращение холодной войны, способной вот–вот перерасти в «горячую». Вероятность войны — непредставимая несколько лет назад — снова на повестке дня европейской и мировой политики.

На этом фоне в Минске собрались действующие и бывшие дипломаты, эксперты, сотрудники ведущих аналитических центров из Германии, Франции, Великобритании, Австрии, Нидерландов, Польши, России и Казахстана, чтобы обсудить общеевропейские интеграционные процессы.



Сразу же укажу на принципиальное отличие нынешней дискуссии от всех предыдущих. Если ранее белорусские и — шире — постсоветские эксперты искали вход в единое европейское пространство, то сегодня европейские эксперты ищут выход. Выход из тупика, образовавшегося из слишком уж рьяного деления этого пространства на сферы влияния. Оказалось, ничего хорошего из такого деления не получилось, а сдерживание России, которое определяло в последние годы политику ЕС, привело лишь к гибридному конфликту.

Сегодня аналитики, представлявшие два крупнейших интеграционных объединения, ЕС и ЕАЭС, единодушны в главном — усиление кооперационных, экономических связей уменьшает риск конфронтации и войны. Особенно выделяется роль независимых, так называемых серединных стран, к которым в первую очередь относится Беларусь, обладающих бесценным геополитическим ресурсом. Что это за ресурс и как он может привести не только к взаимовыгодному сотрудничеству, но и крепкому миру на континенте? Об этом шел заинтересованный разговор в Минске.


Глава делегации ЕС в Минске Андреа Викторин



Заместитель генерального секретаря ЦЕИ Маргот Клестиль-Леффлер

Профессор Университета Кента, Великобритания, Елена Коростелева

Министр ЕАЭК Татьяна Валовая




В ожидании «черных лебедей»


Прежде чем найти ответы на злободневные вопросы, необходимо четко определить положение, в котором мы все находимся. Увы, оно тревожное. Европа напряглась в ожидании «черных лебедей» — неких непрогнозируемых переломных событий, которые могут привести к слому всей существующей системы. Вот как характеризовали положение дел международные эксперты.

Кристиан Блют, Фонд Бертельсманна, Германия:

— Никогда с момента окончания холодной войны уровень напряженности в Европе не был таким высоким. Один из трех немцев опасается войны с Россией. Напряжение растет, система может коллапсировать. Странам надо срочно снизить напряжение.

Мартин Вукович, бывший посол Австрии:

— Россия показала, что может в одностороннем порядке решать вопросы военным путем. Отношения с Россией — вызов для ЕС. Надо найти новую формулу. Это звучит, как сделать невозможное, но разделение Европы неприемлемо.

Елена Коростелева, профессор Университета Кента, Великобритания:

— Конфликт на востоке Украины не только изменил региональную конфигурацию сил, но и привел в тупик политику ЕС и России в странах их общего соседства. Страны региона поставлены перед выбором сотрудничества между ЕС и ЕАЭС/Россия. Между тем лучшая стратегия для них заключается в том, чтобы балансировать и торговать с двумя большими соседями. Беларусь является одним из таких примеров. К тому же неприемлемость такого выбора между торговыми блоками вызывает значительный дисбаланс безопасности.

Евгений Прейгерман, «Минский диалог»:

— Серединные страны, такие как Беларусь, наиболее чувствительны и уязвимы перед вызовами конфликтных отношений между Москвой и Брюсселем. Чем ближе геополитическое напряжение к градусу кипения, тем сложнее этим странам балансировать между большими интеграционными блоками. Единственный способ укрепить независимость малых серединных стран — это удержать ситуацию от сползания к масштабной геополитической конфронтации и при этом искать институциональные формы прямого вовлечения серединных стран в переговорный процесс между ЕС и ЕАЭС.

Какие же для этого существуют пути?


Эксперты Роза Турарбекова и Кристиан Блют.

Доверие и торговля — лучший способ не допустить войны


Как раз в эти дни у нас параллельно проходила международная конференция с участием исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии ООН Кристиана Фрииса Баха, который назвал Минск символом диалога в самые сложные времена. В принципе, это уже далеко не первое признание европейцами особой роли нашей страны. Но вот что произойдет впервые — так это председательство Беларуси в 2017 году в ЦЕИ — Центральноевропейской инициативе, объединяющей страны Центральной, Западной и Восточной Европы.

Маргот Клестиль-Леффлер, заместитель генерального секретаря ЦЕИ, очень точно заметила, что эта организация дает «человеческое лицо» европейской политике. Вот что она сказала, выступая в Минске:

— Мы надеемся, что председательство Беларуси в ЦЕИ в 2017 году придаст большое значение аспекту «Восточного партнерства» в ЦЕИ. Мы хотим восстановления доверия. Региональное сотрудничество придает человеческое лицо европейской политике. От позиции «спина к спине» надо переходить к «лицом к лицу».

Эту позицию поддержала австрийский дипломат Хайдемария Гюрер. Австрия как раз будет председательствовать в следующем году в другой крупнейшей европейской организации — ОБСЕ. Хайдемария Гюрер честно признала, что перед всей Европой стоят не только внешние угрозы, такие как конфликты в Украине, Приднестровье, но и внутренние — радикализация молодых людей и потеря доверия населения к правительству. Простых решений здесь нет.

Но, как показали исследователи из Стэнфордского университета, все же есть достаточно прямой путь, который помогает предотвратить эскалацию конфликтов. Это — увеличение объема торговли...

Точные расчеты представил немецкий эксперт Кристиан Блют:

— Наши исследования подтверждают, что вследствие создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и ЕС выиграют все. Так, объемы экспорта Беларуси вырастут вдвое, а прирост ВВП Беларуси составил бы 5%. В Европе больше всего преимуществ от свободной торговли с ЕАЭС получат прибалтийские страны, Россия, и ЕС в целом тоже получит выгоду.

Министр Евразийской экономической комиссии по основным направлениям интеграции и макроэкономике Татьяна Валовая резюмировала, что «Евразийскому экономическому союзу и Европейскому союзу надо скорее начинать экономический диалог и не ждать выполнения каких–то политических условий».

Андреа Викторин, глава представительства ЕС в Минске, впрочем, на первый план выдвинула «общие ценности, которые ведут к лучшим торговым и экономическим отношениям и к более глубоким взаимоотношениям. Без этого нельзя говорить об интеграции».

Такое ли это непреодолимое препятствие?


Директор департамента МИД Австрии Хайдемария Гюрер и программный директор фонда им. Аденауэра Вольфганг Зендер.

Наше предложение остается в силе


Эксперты тут же уловили скрытый драматизм прозвучавшей пикировки госпожи Валовой с фрау Викторин, и надо заметить, что доводы главы представительства ЕС они посчитали слегка устаревшими. Основной экспертный вывод заключается в том, что прежде всего самому Западу невыгоден существующий разрыв между ЕС и ЕАЭС.

Вот как определила проблему Роза Турарбекова, доцент БГУ:

— Мы топчемся на месте, в то время как другие мегапроекты, Трансатлантический и китайский экономический пояс Шелкового пути, давно запущены и развиваются. Для Беларуси это вызов: быть или там, или там. Нам не хотелось бы, чтобы линия разлома прошла по ЕАЭС. Наше предложение остается в силе. Сопряжение ЕС и ЕАЭС жизненно необходимо для отстаивания наших национальных интересов.

Любопытно, что минскую коллегу поддержала эксперт из Британии, имеющая внушительный список регалий, — профессор Университета Кента, директор Центра глобальной Европы, сотрудник Лондонской школы экономики Елена Коростелева. Она считает, что нормативно–ценностный подход ЕС, несомненно, важен, но сейчас есть сдвиг к более прагматичному подходу.

Вот как выразила Елена Коростелева этот «принципал оф прагматизм»:

— Для ЕС признание и взаимодействие с ЕАЭС является обязательным по целому ряду причин. Это позволит не только расширить возможности и стабилизировать государства–члены, но и сделать их устойчивыми и более независимыми. Таким образом, это устранит многие существующие дисбалансы безопасности в регионе в целом. Если ЕС хочет усилить свое влияние в регионе, ему также придется признать ЕАЭС соседним региональным блоком, с которым он должен сотрудничать. ЕС должен активно действовать, чтобы пересмотреть политику добрососедства. Эти два ключевых слова — стабилизация и усилия — прозвучали в докладе г–жи Викторин.

Интересный вывод сделал из прозвучавшей дискуссии исследователь из Высшей школы экономики (Москва) Андрей Скриба. Он заметил, что для воплощения всех прозвучавших идей, возможно, понадобится некая схема кризис–менеджмента, которая сработала в Минске во время встречи лидеров «нормандского формата». Его можно использовать для того, чтобы начать разговор о том, как организовать европейское пространство и европейскую безопасность.

«Я полностью поддерживаю Минск как место размещения этого кризис–менеджмента», — констатировал российский эксперт. Будет ли это, как предлагали другие эксперты, новая «восточно–европейская Женева» или «Минск — новые Хельсинки», покажет жизнь.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 210 (25092). Вторник, 1 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter