Диалог на Балканах. Любой ценой?

Если на Балканах не стреляют — это уже хорошо. Если там неспокойно — это почти привычно, тут главное, чтобы не стреляли.

фото рейтер.

В Македонии провели референдум, вынеся на него единственный вопрос: «Поддерживаете ли вы членство в ЕС и НАТО, принимая соглашение между Республикой Македонией и Греческой Республикой?» Вопрос с подтекстом: чтобы вступить в НАТО и ЕС, нужно сменить название страны на Северную Македонию. 91% пришедших — «за», но пришли всего 37% имеющих право голоса, а чтобы референдум признали состоявшимся, нужно, чтобы проголосовали 50%. Но сторонники смены названия и вступления в ЕС и НАТО ситуацию предвидели и подстраховались: референдум изначально считался консультативным, решение будет принимать парламент. Потом его еще должна утвердить Греция, и после этого — «двери НАТО для вас открыты», — раскрывает объятия генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг. Со вступлением в ЕС все будет куда сложнее, и 22% населения Македонии не верят, что их страна когда–нибудь вступит в этот клуб. Так зачем, мол, менять название?

Прием в ЕС (именно в ЕС, а не только в НАТО) — тот пряник, которым, кажется, можно приманить даже непримиримых врагов. Вот и Сербия смягчила риторику в отношении Косово и готова к компромиссам: обменяться территориями (и населением, конечно, тоже) и признать. Состоится ли этот обмен, решит ли он проблемы — большой вопрос. Как показывает недавняя «прогулка» президента Косово Хашима Тачи в сопровождении спецназа по озеру Газивода, после которой президент Сербии Александр Вучич привел в боевую готовность армию, настоящим примирением здесь и не пахнет. Президент Вучич стремится продать признание Косово как можно дороже и требует от ЕС гарантий приема Сербии к 2020 году. Но Евросоюз гарантии выписать не готов, а процент сербов, туда стремящихся, снижается.

Но самой, пожалуй, проблемной страной на Балканах остается Босния и Герцеговина, которая по Дейтонским, 1995 года, соглашениям до сих пор фактически находится под внешним управлением. 7 октября там пройдут выборы. Государство состоит из двух составных частей (так называемых энтитетов) — Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской, во главе стоит президиум из трех человек — по одному от сербов, хорватов и босняков. Главная интрига предстоящих выборов — сможет ли президент Республики Сербской Милорад Додик войти в президиум БиГ. Ранее он не только выступал за разделение страны на национальные государства, но и за прекращение внешнего управления: «Я против того, чтобы Боснией и Герцеговиной руководили иностранцы, создавшие образование, в котором у нас нет внутреннего диалога». Додик говорит, что в случае своего избрания поддержит стремление БиГ вступить в ЕС, но не в НАТО, и это наверняка войдет в противоречие с тем, чего будут добиваться представители хорватов и босняков.

Проблема диалога остается самой острой на Западных Балканах. Этот регион еще долго не будет спокойным.

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter