Диалог мимикой

Правда ли, что мозг заставляет тело неосознанно выдавать свои самые сокровенные мысли?
Признайтесь, у каждого бывало так: видишь по физиономии собеседника, что он врет, а доказать ничего не можешь. Но будь на вашем месте специалист, вроде персонажа популярного сериала “Обмани меня” — доктора Кайла Лайтмана, он моментом его расколол бы. 



Да еще и аргументированно разложил по полочкам свои умозаключения. Неужели то, как именно человек во время беседы почесал нос или в какой момент он вспотел, может выдать его с потрохами?

Прежде всего уясним очевидное: люди друг другу лгут, причем вот уже 7 миллионов лет регулярно и зачастую с удовольствием. Все просто — ложь как эмоция есть не что иное, как защитная реакция. Во многих случаях единственный способ выжить. Психолог Роберт Райт в книге “Моральное животное” утверждает, что это вообще двигатель эволюции. И чем больше развита система коммуникации, тем выше уровень лжи в обществе. Итак, мы все врем, и это неудивительно. Но действительно ли у нас при этом все на лице (и не только) написано?

Догадки о том, что секреты мозга выдает тело, существовали давно. Первые варианты детекторов лжи появились еще во II тысячелетии до нашей эры у индусов. Подозреваемого заставляли отвечать на разные вопросы и при этом бить в гонг. Считалось, что при нечестном ответе удар получается сильнее. В Древнем Китае индикатором правдивости считался рис. Нужно было некоторое время подержать во рту горсть этой крупы. Если она оказывалась сухой, вина была доказана, так как уже тогда было известно, что при стрессе слюноотделение значительно снижается. Впрочем, человек ведь мог испытывать волнение и от самой ситуации, не так ли?

На самом деле и современный полиграф не является мерилом честности — даже специалисты признают, что достоверность его оценок не превышает 70%. Причем прибор легко обставляют три категории людей, которые лгут больше всех: высокопрофессиональные актеры, патологические вруны и психопаты. У последних нет адекватного восприятия этики и морали (того, что в просторечии называется совестью). Соответственно, вопросы о нарушении социальных норм не вызывают у них физиологической реакции тревоги. Патологические же вруны настолько проникаются своим враньем, что сами воспринимают его как правду. С артистами, думаю, все и так понятно. При наличии определенных навыков обмануть полиграф может и обычный человек, не говоря уже о специально подготовленных работниках спецслужб.

На данный момент на пике популярности находится так называемая теория лжи — методика раскрытия обманов, разработанная профессором Калифорнийского университета психологом Полом Экманом (прототипом сериального доктора Лайтмана). Ее, например, активно используют спецслужбы. Кстати, в Беларуси (на факультете психологии и социальных наук БГУ) находятся единственные на постсоветском пространстве лаборатория по криминальной психологии и полигон по юридической психологии. Некоторые материалы, а также тренинги были переданы в университет самим профессором Экманом.

Суть теории в том, что, даже если мы всеми силами пытаемся скрыть какую-то эмоцию, неподконтрольные нам нейроны головного мозга все равно передают сигнал к сокращению определенных мышц, заставляют нас делать рефлекторные движения, принимать определенные позы. Ведь действительно зачастую мы почти уверены, что собеседник лжет, испытываем беспокойство и дискомфорт, а почему — непонятно. Такая реакция объясняется теорией Дарвина: когда-то, с точки зрения выживаемости, распознавать язык тела (особенно агрессивные проявления) было очень важно. А поскольку сейчас времена спокойные, навыки утратились, однако подсознательные реакции остались.

Впрочем, фанатам доктора Лайтмана (или профессора Экмана) стоит десять раз подумать, прежде чем кидаться с выяснением отношений к другу, который, предположим, не так скрестил руки на груди или не вовремя сощурился. Речь ведь идет в основном о микровыражениях, которые длятся незначительные доли секунды. И распознать их может только специалист. Да и вообще, если ситуация не критическая, то, как говорил еще один колоритный персонаж — доктор Грегори Хаус: “Не хотите портить отношения с человеком — не мешайте ему врать!”

Компетентно

Владимир Кульчицкий, заместитель директора по научной работе Института физиологии НАН, член-корреспондент, доктор медицинских наук, профессор:

— Теория обмана, теория лжи, телесно-ориентированная психотерапия — эти термины сейчас популярны, обладают коммерческой привлекательностью для специалистов бизнеса и в определенной степени будоражат неподготовленное сознание общества. А упоминание о гипотезах Зигмунда Фрейда в этом контексте формирует своеобразную основу важного научного направления о взаимоотношении “тела и души”. Насколько новым это все является?

Позвольте вернуться более чем на 150 лет назад в Россию, а именно в 1863 год, когда появился трактат Ивана Михайловича Сеченова “Рефлексы головного мозга”. Тогда основатель физиологии высшей нервной деятельности мастерски лаконично и образно выразил сложную мысль: “Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение”.

Действительно, любая мысль человека находит отражение в мышечном сокращении, и наоборот — мышечная активность побуждает популяции нейронов в спинном и головном мозге к активной деятельности. Однако высказанные выше простые понятия сейчас пытаются завуалировать в сложных терминах и действиях “телесно-ориентированной психотерапии”. Порой это вообще сопровождается элементами шаманства, мистики, некоторой ритуальности. Последнее, кстати, и обеспечивает финансовый успех психотерапевтам.

Целесообразно упомянуть еще об одном аспекте рассматриваемой проблемы. Знание о связи психической, соматической и вегетативной сфер человека используется при создании технологий и устройств типа детектора лжи (полиграфические приборы) для выявления по мышечным сокращениям, изменениям артериального давления, сердечной деятельности и дыхания реакций человека на определенные вопросы. Тем не менее в этой методике присутствуют изъяны. Например, многое зависит от психологической установки человека, о чем необходимо помнить.

Это интересно

Звери не умеют лгать, они чисты, искренни и открыты — убеждают нас любители животных. Тем не менее результаты исследований говорят о том, что врать способны почти все представители фауны. Например, птицы сорокопуты могут предупредить голосом сородичей об опасности, а могут намеренно использовать сигнал, чтобы отпугнуть их от еды. Хитрить в разных ситуациях способны и наши отдаленные родственники — обезьяны.

Впрочем, ученые уточняют: поскольку у животных нет когнитивных способностей, их поведение нельзя квалифицировать как настоящее вранье. Скорее, это так называемые видоспецифические программы поведения, поскольку, притворяясь, животное не рассуждает, 

а действует автоматически. Например, птичка волочит крыло, когда пытается отвести лису от гнезда с птенцами, а грызуны в случае опасности могут притворяться дохлыми.

bebenina@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter