Что нужно для развития белорусского национального самосознания?

Диалог и монолог культур

Для развития белорусского национального самосознания, соответствующих процессов в сфере культуры намного важнее, актуальнее монологические процессы, нежели диалогические. О диалоге можно вести разговор исключительно на равных, в условиях устоявшейся системы культурных приоритетов, в рамках стабильной ситуации в культурной среде, не охваченной разъедающими душу и плоть нации принципиальными разногласиями. Диалог культур есть следствие понимания того, что выросло самосознание народов, сформировалось чувство национального достоинства, которое выразилось в значимых и знаковых явлениях культуры. Диалог культур возможен и необходим в условиях, когда культуры являются синонимом и фактором взаимообогащения, развития, а не подавления и нивелирования национального компонента.


О каком, например, диалоге культур можно было говорить в России во времена, которые предшествовали появлению П.Чаадаева, А.Пушкина, Н.Гоголя, М.Лермонтова? Это было время, когда формировалась именно национальная культура, которой вскоре было призвано заявить о себе в полный голос и которая осталась в истории и современности в качестве культуры Серебряного века. Говорить о диалоге культур в период написания тем же П.Чаадаевым его «Философических писем» можно разве что в аспекте заимствования идей, которые были распространены в Западной Европе и понадобились десятилетия напряженной интеллектуальной работы нации (к которой мы относили и себя) для того, чтобы выкристаллизовалось понимание специфики именно национальной культуры, имеющей возможности говорить в полный голос и имеющей для этого все основания. Это не значит, конечно, что формирование национальной культуры возможно только в национальной среде и только на основе национального материала. Это значит, что вне национального контекста любые «диалоги» обречены на космополитизм или давление сложившихся культур на те, которые только формируются либо оформляются.

В этом смысле непрерывные заклинания о важности именно «диалога культур» вызывают как минимум настороженность. Никто не спорит, конечно, о том, что культура межнациональна, что у нее общая кровеносная система. Предмет для спора возникает тогда, когда расставляются знаки логического и мировоззренческого приоритета. В частности, для Беларуси намного актуальнее выглядит задача формирования национальной культуры, тема монолога культуры, нежели вопросы, связанные с заимствованием чужих культурных достижений и «включенности» в чью–то культурную жизнь. Могут спросить: а что плохого в том, что наша культура станет, в частности, «европейской»? Да ничего плохого в этом нет, весь вопрос в том, где искать и находить ту культурную основу развития нации, на которой только и возможно развитие социума? Ведь несложно заметить даже по бытовым проявлениям, что давление этой мощной культуры (частью — псевдокультуры) уже стало реальностью, превращая нашу жизнь в убежище «евроремонта», «евромебели», «евростандартов» в различных отраслях экономики и прочее. А построить национальный дом исключительно на достижениях иных наций, иных культур вряд ли возможно. Точнее, дом построить можно, но это уже будет не национальный дом, а универсальное общежитие со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Есть здесь и еще одна важная мысль. Вокруг имен тех же русских писателей, композиторов, философов, поэтов, драматургов, художников Серебряного века нация сумела сформировать не просто собственный национальный культурный фонд, но и выстроила основу для идейной, смысловой консолидации. Если белорусское общество ставит перед собой похожую задачу, уже на новом историческом этапе, то вопрос вовсе не в «перетягивании культурного одеяла» теми или иными сторонами культурного процесса, это ведь дело бессмысленное. Основной вопрос в том, чтобы создать те основы взаимного понимания и, как результат, взаимной и комфортной жизни, которая не была бы поколеблена никакими космополитическими веяниями и последующий диалог в любых формах выглядел бы комфортным.

Сегодня ситуация выглядит так, что в национальной культурной среде не искоренено «баррикадное» мышление, примеры общеизвестны. Решить эту проблему можно вовсе не призывами к «диалогу культур», тут смещены акценты, а именно к монологу белорусской культуры. Ей надо, обязательно надо решить проблему главного порядка: создать ту консолидирующую среду, в рамках которой национальное развитие примет общесогласованные формы. А сделать это можно исключительно путем национальной культурной работы. Конечно, это путь компромисса, путь критического осмысления того пути, что пройден и путь именно национального (прежде всего) видения перспектив. Кроме того, крайне нужны фигуры общенационального культурного масштаба, которые самим своим присутствием в нашей жизни сделают наши «монологические» планы реальностью.

Фото gorodvitebsk.by

Советская Белоруссия № 88 (24970). Четверг, 12 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter