По кому ударили санкции, как выживают граждане Литвы, что обещал ЕС литовцам и что они в итоге получили?

Диалог добрососедства

По кому всё же ударили санкции? Как выживают граждане Литвы и бизнесмены? Что обещал ЕС литовцам и что они в итоге получили, точнее, чего лишились?

Представители литовского гражданского общества снова приехали в Беларусь, чтобы наладить отношения с соседями и, вернувшись домой, рассказать землякам о нормальной жизни в «диктатуре». За ЭТО медиа Литвы показывают их фото и называют врагами. За ЭТО им и их детям угрожают расправой, убийством, а полиция защищать не намерена: мол, не угрозы, а «высказывание мнений». Мои литовские друзья, координатор форума добрососедства Эрика Швянчёнене и журналист-документалист Казимерас Юрайтис, приехавшие в Минск бизнесмены, — смелые и порядочные люди. Которые просто хотят достойной жизни в родной Литве и добрососедских связей с Беларусью.

Казимерас Юрайтис и Эрика Швянчёнене.

«СБ»: Какой была Литва при ­СССР, какую вам обещали и что вы получили в итоге?

К.: Обещали, что будем жить как в раю, как в Швеции. Причем лет через пять. Наивные мы… Помню, аргумент был: мол, не надо будет кормить Москву, и только поэтому заживем хорошо.

Э.: В советской Литве мы жили как-то спокойно. Все знали: окончим школу, обретем специальность, будем работать, создадим семью, получим квартиру, накопим на машину, и все будет хорошо. Мы понимали, что никто нас просто так не выбросит с работы. Если что-то не нравится, сами выберем другой путь. Была определенность, стабильность. Но мы, как глупые дети, решили, что и дальше все будет хорошо, раз сможем свободно ездить во все страны. Ну мы и рванули…
Заплатили за это дорого: у нас не стало собственной страны, мы уже не хозяева у себя дома. Все развалилось.
То время даже вспоминать не хочется. Просто хочу, чтобы белорусы знали. У нас все было, и все разрушили. То, что мы производили, шло в Советский Союз, в Россию. Западу эта продукция не была нужна. Ну и он постарался окончательно разорвать эти связи. И когда настала пустота (безработица, люди вешались от безумства, очень трудное время), тогда пришел «добрый Запад», наобещал. Мы и обрадовались.



«СБ»: Литва очень стремилась в ЕС. Пошла на ряд условий, к примеру, закрыла Игналинскую АЭС, отказалась от национальной валюты.

К.: Да. Эрика, кстати, тогда была на референдуме. Говорили: вложим евро, а получим три. Здравый смысл тогда не работал…
Приезжаешь в Беларусь и видишь действительно социально ориентированную политику. Она для человека, для народа.
А какой в Литве ориентир? Наверное, на пронацистский, профашистский какой-то режим, именуемый, например, либеральным. Двойные стандарты… Кстати, сейчас у нас даже в сейме поднимают украинский флаг, в литовских школах учат на украинском языке. Плюс беженцы… То есть уже вроде и не Литва, а Украина. И не в самом хорошем смысле, все эти пронацистские тенденции тащат к нам.

Выполняя условия ЕС, Литва потеряла Игналинскую АЭС.
Фото s13.ru

«СБ»: А вместе с тенденциями — боевиков группировки «Азов». Говорят, их в Литве будут обучать обращаться с военной техникой.

К.: Это очень тревожная новость. Да, сказали, что будут обучать у нас армию Украины, «азовцев». Сколько их приедет? Сколько потом здесь останется? И гадай: они будут тут майдан устраивать или убивать нас, неудобных?.. Свои руки «элиты» марать не хотят, а вот чужими могут.

«СБ»: Как граждане Литвы относятся к украинским беженцам? К тому же кто знает, нет ли среди них бежавших из Украины преступников.

К.: Конечно, народ не виноват в том, что творят власти, и ему надо помогать. Но с ними к нам пришли и склоки, ненависть. Бывали случаи, что за продукты не платят, и полиция предлагает рассчитаться за это кассиршам. То есть некоторые ведут себя нагло, беспардонно и чувствуют безнаказанность. Сами беженцы имеют больше прав, чем литовцы. Были факты, когда из тех же торговых сетей увольняют литовцев, чтобы на их места взять (с более высокой оплатой) беженцев. Кому это понравится?

«СБ»: Почему их так охотно принимают? Кому это на самом деле выгодно?

К.: По-моему, это потомственное явление клана Ландсбергисов. Если про фашизм или нацизм говорим, то дед нынешнего министра иностранных дел Габриэлюса Ландсбергиса… все почему-то стесняются называть его…

«СБ»: Нацистским преступником? Это как раз тот человек, которого наша прокуратура хотела бы допросить по делу о геноциде населения Беларуси в годы войны, а Литва отказывает в оказании правовой помощи.

К.: Наивные вы ребята. Это тот человек, который ответствен за жизни 200 тысяч евреев… В общем, мы видим яркое выражение пронацистской традиции.

«СБ»: Слышала, что в Польше прямо поборы на госуровне: людей заставляют собирать деньги якобы для украинцев, даже на украинских кошек, собак. А в Литве?

К.: В Литве тоже такое есть. И плакаты есть с призывами: мол, помогай воевать, и короткий номер для смс рядом. Власти требуют от бизнесменов денег на Украину.

«СБ»: И куда на самом деле уходят эти деньги, никто не знает…

К.: Ну да.

«СБ»: Почему в странах Балтии такое отношение к ­СССР? Ведь Советский Союз строил школы, больницы, дороги, промышленные объекты. Почему такая война с символами победы советского солдата в Великой Отечественной, его подвигом?

К.: Переписывание истории — это промывка мозгов. Так можно внедрить любую программу. Это русофобия, белорусофобия. А ведь это славянский мир, и мы к нему принадлежим. Мы, по сути, братья и сестры. Поэтому нас надо рассорить, а перед этим промыть мозги. Спустя поколение, два будет легче переписывать историю. Если все это не остановить. Но я верю, что остановим.

Э.: Не надо винить только литовский народ, это же не наша вина. Просто мы в какое-то время не отстояли свое государство. И то, что сейчас в нем творится, это евросоюзная политика. В том числе чтобы переписать историю, чтобы у молодежи было иное понимание происходящего. С другой стороны, чем больше нас делают врагами, тем сильнее сближение народов. Тем больше мы пытаемся узнать правду, получить информацию.

К.: Еще у нас запретили демонстрацию в определенных случаях букв Z и V…

«СБ»: А также запретили георгиевские ленточки, разрешили снос памятников героям…

Э.: Сказали, что это будет сделано обязательно. 9 Мая праздновать нам тоже запретили. Этот день хотят узурпировать, сделать как бы днем памяти «жертв украинского геноцида».

К.: Еще говорили, что накроют могилы советских воинов украинским флагом. Устроят такую провокацию...

В ЕС активно идет демонтаж истории аккурат к 9 Мая.
Фото delfi.lt


Фото www.tvc.ru

«СБ»: Если солидарны с неофашистами, неонацистами Украины, бандеровцами, скоро будут отмечать и день рождения Гитлера.

Э.: Молитесь, чтобы ваши слова не стали реальностью. У нас вон осудили человека, который хотел провести в Литве 9 Мая акцию «Бессмертный полк»… Похоже, единственная возможность отпраздновать День Победы всем сердцем, с благодарностью к героям — это приехать к вам. Мы будем в колонне, мы будем с вами в этот праздник. В прошлый раз мы были в Хатыни, сердце обливалось кровью… Вы чтите, вы помните, значит, те жертвы ненапрасны, они не забыты. Спасибо вам.

«СБ»: И вам спасибо. Чего вам стоят одни только безобидные поездки в Беларусь.

К.: Особенно Эрике. Угрожают убить, сжечь. Полиция не реагирует.

Э.: На нашем телевидении, в СМИ показывают фото наших активистов и называют врагами народа. Известные люди, бывшие парламентарии говорят, что активистов за такое надо расстреливать и т.д.

Моей дочке 15 лет, у нее ДЦП. Она радуется каждому звонку и всем отвечает. А ей, представьте, в трубку говорят: «Ты еще жива? Твоя мать еще не сдохла?» А мы ведь просто радуемся за вас и хотим жить так, как вы, спокойно. В другой стране, как в вашей при «диктатуре», наверное, такого бы не позволили, а у нас за это могут получить медаль.

К.: За нами следят, пересматривают нашу почту, слушают и т.д. Спрашивают: мол, что будет, если Палецкиса посадим?..

«СБ»: Эрика, у вас четверо детей, у Казимераса семеро. Про образование спрошу. Украина, к примеру, учебники переписала так, что Бандера у них герой. В сфере образования Литвы вы замечали факты искажения истории, замалчивания реальных событий?

Э.: Отвечу на примере, и им все сказано. Когда пошла вторая неделя спецоперации в Украине, на уроках одним из заданий было, к примеру, «закончите предложение: «Русский военный корабль…». Те, кто справился, получали десятку. Промолчавших посчитали нелояльными.

«СБ»: Санкции. Как относятся к ним простые литовцы? Например, в магазине видна разница?

К.: Цены выросли страшно.

Э.: Литр самого дешевого подсолнечного масла стоит где-то 3 евро. Это по акции. А так — 4 евро. Это втрое дороже прежнего.

К.: Изъяли из магазинов уйму продовольствия белорусского и российского производства. Пропала крупа. Ассортимент сузился, люди покупают пакеты долгого хранения. Многие продукты исчезли.

«СБ»: Литовцы приезжают к нам за автотопливом, продуктами. Сейчас, кстати, для граждан стран Евросоюза, граничащих с Беларусью, с нашей стороны открыт безвиз.

К.: Да. Но тест на ковид у вас стоит недорого, у нас — 74 евро. Вся выгода пропадает. На нас здорово зарабатывают. Сейчас вот ожидаем принудительной прививки.

«СБ»: А бизнес? Ему досталось в ковид, а теперь — санкции.

Э.: Тяжело. Сейчас мы приехали в Беларусь вместе с предпринимателями. Я склоняю голову перед этими смелыми людьми. Они рискуют, понимают, что визит сюда в Литве может стоить им бизнеса. Однако все также понимают, что ваша страна была для нас самым лучшим партнером, без вас трудно. Наши предприятия стоят. Санкции в итоге работают против нас.

К.: Последний пример: из-за антироссийских санкций остановился крупнейший завод по производству фосфорных удобрений Lifosa — дочернее предприятие «Еврохима», потому что предприниматель (основатель «Еврохима») попал под санкции ЕС. Тысячу рабочих уволили.
СПРАВОЧНО

Доходы завода в 2020 году составили более 315 млн евро. 98 процентов продукции компания импортировала в Германию, Францию, Испанию, Великобританию, Польшу, Украину и другие страны Европы.

К.: Пострадала наша строительная отрасль. Транспорт. Железная дорога… Транзитная страна, где все держится на транзите, уничтожена.

Э.: А запасы? На сколько их осталось, на две недели? Еще одна беда — посевная. У нас удобрений нет. Каким будет урожай? Или топливо. Мы уже платим 2 евро за литр бензина, а цены еще поднимутся… Осень у нас будет страшной. Это все часть планов, наверное, США. Голод, который нам предвещают, он придет. И только Беларусь поможет… Так ведь не только в Литве. В Германии, к примеру, цены очень поднялись, нечего покупать, дорого, огромные очереди в магазинах.

К.: Мы просто хотим жить спокойно, без войны. Многие люди спрашивают у меня, как переехать в Беларусь, купить тут домик?

Э.: Да, люди мечтают купить у вас жилье, открыть маленькое предприятие. Потому что они думают (и много кто у нас думает), что у нас может случиться маленькая Украина. Нас сейчас подталкивают ко второму антироссийскому фронту.

«СБ»: Наши беглые рассказывают, что у вас большие зарплаты. Сколько остается на жизнь?

Э.: Минимальная зарплата у нас — 380—420 евро. В Литве столько многие получают. Теперь смотрите: за свою двухкомнатную квартиру в месяц я заплатила 240 евро. Тепло, электричество, телефон и прочее. Сколько осталось?.. В итоге ваша минималка выше нашей плюс у вас социальная защита получше.

К.: По официальной статистике прошлого года, у нас за абсолютной чертой бедности живет 384 тысячи человек. А в этом году будет в два-три раза больше.

«СБ»: Есть ли возможность откладывать финансы?

Э.: 50 процентов граждан никогда не откладывают на потом; они живут от зарплаты до зарплаты, бывает, в долг. А если в семье беда? А если надо покупать лекарство?

«СБ»: А пенсии?

Э.: Одиноким, конечно, трудно. Пенсия где-то от 180 евро (это если неполный стаж), социальная — 160 евро, если стажа нет (а так у многих из-за безработицы 1990-х), ну и обычная — 270 евро. В дома престарелых пенсионерам не попасть, тоже дорого. Ну а молодые семьи? Они же в кредитах сидят.

«СБ»: Литовские власти действуют в угоду Штатам, западным европейцам? Или здесь более глубинный смысл?

К.: Не верю я в эти глубинные смыслы. Все просто и на поверхности.

Э.: Никто не думает о том, что европейская подачка заканчивается, это мы пока держимся на их деньгах. Но свою роль в Евросоюзе мы выполнили, на все согласились. Они, что надо, привезли, подготовили почву и ждут… Кому, скажите, нужны будут наши обедневшие территория и люди? Кто захочет в нас вкладываться?.. Я очень надеюсь, что хоть босых, хоть голых, но оставят в покое, и мы выкарабкаемся, что соседи нас не оставят. Рядом с вами мы не пропадем. Это шанс уже не для нас, а для наших детей.

«СБ»: Однако Запад выставляет нас агрессором? Мы оружие и наемников не поставляем, не создаем биолабораторий и центров по промывке мозгов. Наоборот, предоставляем площадку для переговоров, призываем к миру. Самое миролюбивое государство.

К.: Опять вы рассуждаете как нормальный человек. Работают ведь технологии. А как сумели стравить людей в Украине? Думали, что и с Беларусью повезет. Хорошо, что в 2020-м у вас так закончилось… Мы, кстати, были у вас наблюдателями на выборах. Все чисто, честно. Это действительно не подстроено, это не спектакль, это реальная жизнь. Ты видишь страну, живую, нормальную страну.

«СБ»: Знаю, познакомились с Президентом.

Э.: Для меня эта встреча — событие. Это простой человек. Разговаривает, смотрит тебе в глаза, понимает тебя. Человек с таким огромным опытом, он столько испытал. Он страну построил… Враги говорили, что меня надо расстрелять уже за то, что стояла рядом с Лукашенко. Умные же люди сказали: дай бог каждой стране такого любящего хозяина. Вы же не все это цените! А у нас люди никому не нужны... Министр здравоохранения говорит в докладе: мол, как хорошо, что в этом году у нас снизилась рождаемость… Меньше стало литовцев — хорошо?! И они этого не скрывают… Да, пока у вас все здорово, сохраняйте то, что имеете.

«СБ»: А как у вас с альтернативными медиа? Есть ли доступ к белорусским, российским ресурсам?

К.: Закрыли. Все альтернативное позакрывали. Ваши у нас не вещают. Но мы пытаемся доносить информацию. Большой ценой. Кроме прочего, у нас столько «прослушек» везде понатыкано…

«СБ»: Скоро по шитому белыми нитками делу против литовского политика, журналиста Альгирдаса Палецкиса ожидается очередной приговор. Хочется верить в лучшее, но мне кажется, что решение будет не в его пользу. И это при очень сомнительной доказательной базе.

К.: Это вы очень культурно выражаетесь.

«СБ»: Яркий пример политизированного судилища. Человека бездоказательно обвинили в шпионаже. В Литве сейчас: если «шпион», значит, достойный человек, патриот, искренне болеющий за свою страну.

К.: Это так. Приговор огласят 2 мая. Он просто интересовался событиями 13 января 1991 года — штурмом телецентра в Вильнюсе. Тогда погибли 14 человек. Альгирдас писал об этом книгу, используя архивные материалы, общался с военными ветеранами. Он, по сути, доказал, что свои стреляли в своих, что применялись технологии «цветных революций»… Эту правду посчитали опасной, многим не понравилась… Честно, Альгирдас — единственный кандидат в президенты. Кстати, он даже в принципах похож на Александра Григорьевича. Такой человек-президент. Это там у них и у нас странами руководят артисты, а тут нормальный человек, говорит и делает логично.

«СБ»: Ну, там — шоу, поэтому артисты и марионетки. А у нас — реальная жизнь, вот и во главе государства настоящий лидер.

К.: Да. Альгирдас говорит такие вещи, которые белорусы даже не замечают. Не видят, привыкли к ним. Не ценят, не знают, чего все это стоит… Вам повезло с президентом, нам — нет. Тяжело, однако нас уже не заглушишь. Мы патриоты, мы за правду. Отступать нам некуда.

gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter