Диалектика позитивизма

Не надо быть философом, чтобы понимать: негативисты миру нужны...
Не выходит из головы один эпизод. Цветок иван–чая вытянулся под окнами «хрущевки», где живу, вверх на полметра, вровень с кустами папоротника, которые мы с мужем посадили осенью на альпийской горке. Радовал жильцов... На фоне зеленой травы нежно–сиреневые соцветия на стройном стебле — прямо–таки цветотерапия для глаз. Но как это и случается, на цветок нашелся свой сорванец — 4–летняя девочка. Безобидный вроде бы случай, ну подумаешь, слегка помяла иван–чай юная гражданка...

Когда среди негативистов заходит речь о повальном бескультурье в обществе, о жестокости времени, негодую. Потому как убеждена: время, в которое живу, — лучшее. И оснований радоваться предостаточно, было бы желание. Вот и пример. Смущенный взгляд молодой матери, брошенный в ответ на чей-то озабоченный окрик из распахнутого окна: «Не рви цветок!» И не замедлившее последовать: «Пожалуйста, извините нас». Хорошая реакция, правильная. И мне приятно фантазировать, что беседа с дочкой, может быть, даже на тему любования природой в пору цветения, в семье продолжилась за вечерним чаем... Назавтра девочка, проходя мимо согнувшегося цветка иван–чая, постояла, посмотрела, улыбнулась. И я, свидетель сценки, тоже улыбнулась, внутренне оппонируя тем, у кого все и вся в жизни всегда плохо по определению.

Не надо быть философом, чтобы понимать: негативисты миру нужны. Как пробный камень жизнеспособности креатива позитивистов, личностей, которые делают мир ярким. Диалектика, не так ли?

Есть и «не цветочный» свежий пример. Недавно присутствовала на съезде союза театральных деятелей, в котором состою лет 25. Как и положено, был доклад председателя СТД Алексея Дударева, выступления делегатов и критика доклада из уст министра культуры Владимира Матвейчука. И цифры, иллюстрирующие государственную поддержку культуры. Словом, мероприятие шло по протоколу. И все бы, пожалуй, разошлись с настроением типа тишь да гладь, божья благодать, если бы в прениях по докладу не заговорил аллегориями один уважаемый режиссер: дескать, театральное поле гибнет и всходов уже не даст, выбирай не выбирай новое руководство... После его выступления сонноватые (жара в тот день стояла 32 градуса) делегаты оживились, заговорили. Посыпались выступления от Гродненского драмтеатра, Брестского, от ветеранов сцены... Оказалось, один из крупнейших творческих союзов страны жив и даже зарабатывает деньги. И пансионат «Театральный» в Острошицком Городке «реанимирует».

Я слушала людей, которые трудятся в театре и во имя театра, и вспоминала цветок иван–чая. Казалось бы, какая взаимосвязь? А она существует. Ведь и театр побуждает вспоминать о потребности в красоте, вовлекая в вымысел.

Спустя пару дней после съезда посмотрела в академии искусств спектакль студенческого театра «Хам» Элизы Ожешко (режиссер Александр Гарцуев). Признаюсь, восхищена! Сколько у молодых дарований 4–го курса актерского факультета искренности и свежих чувств! Пусть еще и не в той профессиональной «упаковке», которая отличает мастера сцены от студента. Казалось бы, кому сегодня нужна история жертвенной любви крестьянина к паненке? А вот, поди ж ты, нужна: зал был полон мобильной молодежи, стильной, ироничной. И овации были. И слезы над вымыслом... Подумалось: жив театр. И будущее его предугадывается. Ей–богу, и всходы на театральном поле имеются. Не верю, что театр для людей умирает, при всем моем уважении к мнению талантливого театрального московского критика Марины Давыдовой. Повторю общеизвестное: театр, как и всегда, отражает время, развиваясь вместе с обществом, народом. Тоже диалектика.

Кто–то, я и не заметила когда, на сгибе стебля моего цветка поставил маленькую «шину» из скотча. И выпрямленный иван–чай продолжает цвести... Так что, господа негативисты, жива культура...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter