Диагноза «алкоголизм» больные не признают

Кому и чем на любой стадии болезни могут помочь врачи?

— Алкоголизм — болезнь, которая может поразить человека в любом возрасте. У кого-то она «тянется» и прогрессирует с юных лет, кто-то старается излечиться еще на начальной стадии. В любом случае людям, страдающим алкогольной зависимостью, нужна медицинская помощь, но человек должен осознать, что ему это необходимо. Не родственники, которые уговаривают, а именно он сам должен себе сказать: «Я хочу жить трезво, жить по-другому».

Полного излечения от данного заболевания, увы, не наступает. Пьяница только может стать «трезвым алкоголиком». Но, если даже после пяти лет трезвости он снова поднимает рюмку, все может стремительно вернуться на круги своя.

Часто родственники могут подталкивать к тому, что надо обратиться к доктору. Если уговоры близких выливаются в постоянные упреки, ругань, алкоголик может и согласиться на лечение, но лишь для того, чтобы потом сорваться, напиться и заявить: «Вы хотели? Я согласился, но мне не помогло!» Помните, пока вы будете бороться, пьяница будет пить — эту аксиому часто повторяют врачи.

Поэтому лучше всего начинать со стационара, с полного комплекса лечения, причем на любой стадии алкоголизма, советуют наркологи. Многие, страдающие недугом, стыдятся становиться на учет. А уж чтобы лечь в стационар… Для них это и вовсе унизительный и позорный момент. Но ведь алкоголизм — тоже болезнь, это признано во всем мире. Почему тогда другие больные не стыдятся лечиться от воспаления легких или удалять аппендицит?

Направление на лечение можно получить у нарколога по месту жительства, правда, придется стать на учет. Но снимут с учета сразу же, как только возникнет ремиссия, человек перестанет употреблять алкоголь. Государственные клиники в республике предлагают и вариант платного лечения от алкоголизма. В этом случае на учет ставить не будут.

— Во время двухнедельного курса лечения в стационаре, куда входит медикаментозный вывод из запоя, физиолечение, тэс-терапия (метод лечения с помощью электростимуляции защитных механизмов мозга), психологи читают лекции, помогают узнать, что за болезнь алкоголизм, как дальше жить... Также мы сотрудничаем с группами анонимных алкоголиков. Они спасают себя и друг друга по 12-шаговой программе. И это действительно для многих пациентов весьма эффективно.

Что ожидает больного после стационара?

После основного лечения, по желанию, пациент может захотеть ввести препарат, который вызывает отвращение к алкоголю — так называемая в народе «подшивка». Либо закодироваться.

— Мы никому не навязываем эти методики, все происходит по воле пациента. Иногда бывает, пациент мотивирован на трезвость, но ему надо на что-то опереться. Дополнительное лечение — как костыль, — замечает Людмила Огнева. — Вероятно, такие люди и сами могли бы продержаться, но им страшно вернуться к прежней жизни.

С женщинами, страдающими от зависимости, сложнее. Они раньше деградируют и дольше (так как имеют семью, детей), и не всегда честно признают, что страдают алкоголизмом.

Можно ли говорить о том, что «подшивка» поможет, к примеру, тем, кто имеет больший стаж болезни, а кодировка — тем, кто злоупотребляет не один десяток лет?

Каждый выбирает то, во что верит. Допустим, у пациента масса знакомых, которым помогла кодировка. Значит, он тоже будет кодироваться. А у другого знакомые «подшились» и прекрасно себя чувствуют, тогда он тоже выберет введение препарата. Все методы хороши, если есть желание. Кстати, кодируясь, пациент выбирает, на сколько лет он хочет избавиться от зависимости. «Подшиться» может на год, на три.

Что чувствует человек, который «подшился»? Страх потерять после дозы алкоголя здоровье, отвращение к спиртному?

«Подшивка» — введение химического препарата, который со временем постепенно выводится из организма. В тот момент, когда человек, как говорят, «срывается», происходит взаимодействие препарата с алкоголем и образуется токсическое вещество, которое приносит вред организму. У каждого проявления могут быть различны — об этом врач индивидуально рассказывает больному.

Но к чему следует быть готовым родственникам, принимая в семью человека, который перестал пить?

Может появиться раздражительность, так как на подсознательном уровне желание выпить иногда появляется, а человек при этом говорит себе: «Я пить не хочу». Это называется «сухой запой», поясняет Людмила Огнева. Близким время от времени кажется, что «завязавший» сорвался, хотя он на самом деле и капли в рот не брал, но у него может появиться смазанная речь, даже возникнуть шаткая походка. В такие моменты родственники начинают пытать больного: «Ты пил?» Нередки случаи, когда во время многочасового расспроса-допроса близкие провоцируют «завязавшего» на срыв. Опасные периоды, когда у пролечившегося снова возникает опасная «обратная тяга» — 3, 6 месяцев, год.

С «трезвым алкоголиком» многим женщинам жить труднее. Мужчина переводит свою алкогольную зависимость в трудоголизм, накопительство. Парадоксально, но многим женам, как выясняется, было легче «управлять» алкоголиком. Почему? Когда человек после запоя возвращается к нормальной жизни, у него просыпается чувство вины, и он готов на все.

Многим близким алкоголика, чтобы что-то изменилось, самим надо начать меняться, всегда советуют наркологи.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter