Диагноз: водочная лихорадка?

Недаром в последние годы Нобелевские премии экономисты получают за исследования законов свободного рынка. Больно уж он стал непредсказуем. Вот и белорусам недавно преподнес сюрприз — дефицит водки нижнего ценового сегмента.

Недаром в последние годы Нобелевские премии экономисты получают за исследования законов свободного рынка. Больно уж он стал непредсказуем. Вот и белорусам недавно преподнес сюрприз — дефицит водки нижнего ценового сегмента. Еще летом руководители отечественных ликероводочных заводов упоминали о перепроизводстве, ломали голову над увеличением экспорта, а сегодня напрягают все силы, чтобы обеспечить потребности внутреннего рынка.

Особенно трудно приходится периферии. Как говорят очевидцы, в иных сельпо сорокаградусная по цене пять тысяч рублей вовсе исчезла, остались только дорогие сувенирные варианты. Дешевая водка в райцентрах тоже не застаивается: иные торговые точки за день реализуют до ста ящиков. В областных городах и столице до пустых полок дело не дошло, но ассортимент заметно поредел. Торговля забросала производителей заявками! Поставки у заводов сегодня расписаны на 1—1,5 месяца вперед.

Перейдем к беспристрастной статистике. За январь—октябрь прошлого года было произведено и реализовано около 7,1 миллиона декалитров водки. За 10 месяцев 2006-го – почти 8,5 миллиона декалитров. Годовой прирост рынка на 18—20 процентов – это немало. Странные вещи стали происходить в ноябре. В прошлом месяце предприятия выпустили более миллиона декалитров – почти на 20 процентов больше, чем в октябре, и они разошлись подчистую. Налицо ажиотажный спрос.

Впрочем, в концерне «Белгоспищепром» сохраняют спокойствие. Ситуация под контролем, предприятия работают на «повышенных оборотах», если потребуется, в ближайшие месяцы могут еще увеличить мощности. У 30 белорусских спиртзаводов хватает резервов, чтобы обеспечить сырьем производителей водки. Снабжению отрасли зерном уделено пристальное внимание. Все необходимые меры для увеличения объемов производства приняты, о результатах руководители предприятий докладывают в концерн «Белгоспищепром» каждую неделю. Словом, вскоре предложение должно снова войти в равновесие со спросом. Что касается ноябрьских перебоев с водкой в торговле, то они вполне естественны. Это покупатель может быстро приобрести лишнюю бутылку, но, чтобы выпустить дополнительную поллитровку, предприятию необходимо отладить всю технологическую и логистическую цепочку под новые объемы: скорректировать производственные планы, увеличить поставки сырья, найти финансовые ресурсы для наращивания оборотных средств и так далее. Даже оперативное решение этих проблем требует нескольких месяцев.

По идее, после новогодних праздников алкогольные страсти улягутся, водки снова станет в избытке. Вопрос в другом: откуда возник такой ажиотажный спрос и почему именно в ноябре? Массированные заготовки спиртного к рождественским и новогодним праздникам? Вряд ли. Обычно спрос на продукты и алкоголь ощутимо увеличивается недели за две до конца года. Одна из версий бросает тень на отечественных производителей: мол, переключились на выпуск элитного алкоголя в красивых бутылках, вот дешевого продукта всем и не хватает. Но в «Белгоспищепроме» заверили, что такая продукция составляет максимум 5—7 процентов от общего объема производства. Основные обороты предприятиям обеспечивает стандартная водка. А на магазинных полках «сувенирка» удержалась благодаря своей цене: слишком дорога она для каждодневного потребления.

Есть и более логичные объяснения необычной ситуации на алкогольном рынке: объемы продаж подскочили из-за пресечения силовыми органами теневых поставок спиртовой продукции в страну. Хотя в последнее время крупные партии контрафактного алкоголя не задерживались, лично я склоняюсь именно к этой версии.

Теневая торговля алкоголем концентрировалась именно на периферии. Основная схема подпольного сбыта известна. Из России привозится контрабандой, реже легально, стеклоомыватель для автомобилей, в котором содержание спирта доходит до 80—95 процентов. «Лишние» химдобавки в омывателе нейтрализуют кустарными способами, жидкость разбавляют водой, и получается «готовый к употреблению продукт». Гадость, конечно, но в сельской местности пользуется неплохим спросом, учитывая низкую стоимость. Цена суррогата — 2—3 тысячи рублей за бутылку.

По «нелегальной» водке серьезно ударил Декрет № 11, значительно ужесточивший санкции за незаконный оборот алкоголя. Шутка ли, за производство, хранение или продажу фальсифицированного алкоголя штраф от 4 до 5 тысяч базовых величин. А это около 60—80 тысяч долларов.

По данным МВД, за 10 месяцев этого года в Беларуси изъяли около 833 тысяч литров спиртосодержащей продукции. Говоря иначе, из незаконного оборота выпало более 100 тысяч декалитров «паленой» водки. Следует учитывать: каждое изъятие контрафакта — это еще и перекрытие канала незаконного сбыта. А значит, серый рынок теряет на порядок больше продукции, чем указано в протоколах. Поэтому действия силовиков фактически расчистили потребительскую нишу для официальных производителей приблизительно на миллион декалитров водки. Кстати, ее реализация предприятиями в этом году вырастет до 1,5—1,7 миллиона декалитров. Учитывая, что рынок алкоголя прирастает естественным путем на 7—10 процентов ежегодно, то все цифры сходятся. В принципе, миллиона декалитров водки и не хватило белорусам в этом году.

Взрыв спроса пришелся именно на ноябрь по разным причинам. Во-первых, хотя Декрет № 11 и действует с начала года, опыт показывает: чтобы эффективно использовать новое законодательство, необходимо наработать правоприменительную практику, а на это уходит около полугода. Нормы декрета стали приносить ощутимый эффект фактически с лета. Сыграли свою роль и массовые отравления неизвестным суррогатом. Во-первых, пить водку из стеклоомывателя стало боязно. Во-вторых, контролирующие органы после ЧП начали пристальнее наблюдать за оборотом алкоголя. В-третьих, намек на дефицит усилил спрос на дешевую водку.

Впрочем, анализировать ситуацию можно под разными углами. Но, к сожалению, четких и обоснованных результатов исследований алкогольного рынка за последние два месяца мне найти не удалось. Предположений предостаточно, но на них экономические и производственные расчеты не построишь. Вдруг объемы реализации после Нового года снизятся и в феврале белорусы будут снова покупать в среднем по 0,85 миллиона декалитров в месяц?

Кстати, некогда похожая история получилась с шампанским. В 90-х купить его под Новый год было большой проблемой. Тогда создали соответствующий резерв – около миллиона бутылок — и в конце декабря «выбросили» на полки. А потребитель их проигнорировал. Оказалось, что большинство запаслось шампанским еще чуть ли не в начале осени. Этот случай вспоминали еще долго, ибо производитель оказался с затаренными складами и вымытыми оборотными средствами. Не повторилась бы эта история с водкой. Замечательно, что в сжатые сроки производство нарастили на 20 процентов. Но необходимо проработать и теоретическую часть проблемы, чтобы, на основе конкретных данных, знать, что делать дальше. Алкогольный рынок лихорадит уже месяц, а точного диагноза пока так и нет.

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter