Статус: ВИЧ-положительный. Как консультанты помогают инфицированным преодолеть социальную изоляцию

Диагноз с правом на жизнь

Число впервые выявленных случаев ВИЧ-инфекции в этом году в нашей стране снизилось. За десять месяцев показатель заболеваемости в 1,4 раза ниже, чем за аналогичный период 2019-го. Сегодня более 22 тысяч жителей нашей страны имеют ВИЧ-положительный статус. По-прежнему основной путь передачи — половой. Заражаются чаще люди, употребляющие алкоголь и наркотики. Одна из проблем ВИЧ-позитивных — нежелание лечиться. Накануне Всемирного дня борьбы со СПИДом корреспондент «Р» узнала, как помогают людям, живущим с ВИЧ, консультанты Центра социального сопровождения Республиканской общественной организации «Позитивное движение».

Для наркозависимых важны социальные связи, когда их не осуждают, готовы выслушать и помочь.
forumsamogon.ru

Я живой

Аутричу Юрию, который работает с наркозависимыми, на вид лет 70. По паспорту — 52 года. Для него это срок, ведь Юрий тоже 30 лет употреблял наркотики. И сегодня мой собеседник удивляется своей живучести. Два инсульта, инфаркт, четыре комы, ВИЧ-инфекция, гепатит, а бог миловал…

— Однажды после второго инсульта пришел в себя. Трубки, дырка в голове и думаю: «Зачем опять меня вернули? Помер бы», — Юрий гладит вмятину в черепе, обросшую кожей. Это след от операции, когда его спасли от очередного инфаркта мозга, и напоминание: раз живой, то для чего-то.

Только недавно он нашел ответ на этот вопрос.

В компании тех, с кем Юрий пристрастился к наркотикам, было двадцать человек. В живых остались он и еще один наркозависимый.

— Мы начинали с травы. Это была забава. Потом во время одной из пьянок случилось убийство. Меня объявили в розыск за соучастие. Я не убивал, но помог спрятать труп. Пил, потом испугался, что меня заберут по пьяни. Бросил и заменил алкоголь наркотиками. Надо было забыться, спрятаться от самого себя. Расслабиться.

В бегах мой собеседник находился три года, пока не устал скитаться. Решил сдаться на волю судьбы.

— Знал, что в определенное место придет милиция, и подумал: будь как будет, скрываться больше не стану. Мне дали три года. Потом вышла амнистия. В итоге отсидел год и восемь. Вышел — опять было много наркотиков, кололся героином. Через год попал за распространение. Где-то в глубине ты понимаешь, что тебя накроют, но все равно не верится, что именно тебя. Однако все возвращается. И хорошо, что меня посадили тогда. А так умер бы от дури. Были передозировки… Вышел, а тут новомодные наркотики, курительные смеси. Спайсы, соли — все это сгущает кровь. Вот и получил инсульт. Люди добрые спасли. Правда, кусок черепа пришлось вырезать.

Юрий смотрит за окно. Там серо и сыро. Тогда тоже было так, но не на дворе, а в его жизни. Он катился на социальное дно, как катится упавший в грязь по размытой слякотью горке. Говорит, не за кого и не за что было зацепиться. Однажды канат помощи ему бросил знакомый по зоне, который освободился раньше. Тот обратился к богу, стал пастырем в протестантской общине и позвал в свою паству Юрия. Восемь лет мой собеседник был чистым от наркотиков. А потом сорвался.

— Я не осознавал всей глубины своей проблемы. Недостаточно работал над собой внутренне. Много лет прятался от себя, своих страхов. Ведь мне, чтобы завести отношения, нужно было сначала выпить. Никто не учил, как правильно поступать. Подцепил гепатит, а в 2014 году, когда попал в больницу с инсультом, узнал, что у меня ВИЧ. Воспринял как должное. Мне было уже все равно. Не лечился как надо. 

Сегодня в нашей стране проживает более 22 тысяч человек с ВИЧ-положительным статусом.
131.by

Путь наверх

Путь к настоящей трезвости у Юрия начался два с половиной года назад, когда он, употреблявший наркотики, пришел на пункт обмена шприцев, организованный в рамках международной программы по снижению вреда от наркотиков. Сегодня он тоже ходит туда, но уже как аутрич, социальный работник, чтобы беседовать с наркозависимыми.

— Для меня это не просто работа, а служение. Я общаюсь с ребятами, чтобы они бросили, пришли в группу «Анонимные наркоманы». Кто-то отзывается. Получаю духовное удовлетворение от того, что помогаю людям.

Когда Юрий впервые пришел сам обменять шприцы, ему тоже предложили прийти в «Позитивное движение», пообщаться с консультантом. Может быть, впервые за всю жизнь здесь он почувствовал, что нужен и важен.

— Сначала не понимал, для чего все это, но стал работать над собой, посещать группу «Анонимные наркоманы». Увидел там таких же, как я, но трезвых. Понял, что можно изменить жизнь. Надеюсь, мой опыт тоже поможет кому-то выбраться из ямы.

— А вас не тянет в яму, когда встречаетесь с наркозависимыми как аутрич? — интересуюсь у Юрия.

— Нет. Я свободен выбирать. Нашел то, что искал раньше. Живу у тети, работаю здесь. Врачи помогли подобрать препараты от ВИЧ. Принимаю регулярно. В «Позитивном движении» тебе всегда рады. Рады в любом состоянии. Меня здесь приняли таким, какой я есть. Чаю налили с конфетами. Сюда хочется приходить.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Вячеслав Самарин, консультант Центра социального сопровождения общественного объединения «Позитивное движение».

— Мы помогаем людям, живущим с ВИЧ. Либо разовые консультации проводим, либо берем на сопровождение до полугода. Часто это лица, употребляющие наркотики или алкоголь. У них много проблем со здоровьем, социальными связями. Я не понаслышке знаю эту проблему, потому что в моем окружении были знакомые, употреблявшие наркотики в 1990-е годы. Когда в нашей стране появились лекарства, стояла задача донести до людей, что необходимо принимать терапию регулярно.

Чаще к нам приводят клиентов наши сотрудники. У нас работают пункты обмена шприцев для наркозависимых. Там действуют аутричи, социальные работники, которые предлагают обратиться в Центр социального сопровождения.

Обычно на одного консультанта приходится около 20 человек. А нас трое. Мы помогаем в трудоустройстве, оформлении документов, сопровождаем в поликлинику. Предлагаем стать на наше сопровождение, если вопросов накопилось очень много.

Здравомыслящий человек понимает, куда ему обращаться в случае болезни. Но люди в измененном состоянии сознания плохо ориентируются в реальности. Они страдают депрессией, бросают лечение.

У нас работают психолог, юрист, врач-нарколог. Важно, что быстро можем оказать квалифицированную помощь.

Не всегда клиенты идут с нами на контакт. Наркозависимых заинтересовать проще. Они очень оторваны от социума. Для них важны социальные связи, когда их не осуждают, готовы выслушать и помочь. Сложнее работать с людьми, зависимыми от алкоголя. Они уходят в запой, и уже не достучаться.

У нас оказывают психологическую помощь женщинам после рождения детей. Первое время неизвестно, есть ли у ребенка ВИЧ-статус. За ним наблюдают года полтора, его обследуют. И мама очень переживает. Нам важно ее поддержать. Решаем также вопросы, связанные с усыновлением. Пришла как-то многодетная мама, лишенная родительских прав, беременная, у нее был ВИЧ, денежные проблемы. Она употребляла. Приятно, что мы ей помогли. Она теперь трезвая, заботится о ребенке, почти рассчиталась с долгами.

Раньше у нас был более широкий доступ в группы, где употребляют наркотики. Сейчас сообщества стали более закрытыми. И это проблема для профилактики ВИЧ. На черном рынке остаются инъекционные вещества. Психостимуляторы изменяют состояние сознания, когда использование индивидуального шприца и других мер профилактики ВИЧ усложняется.

Во время эпидемии коронавируса доставляем людям с ВИЧ лекарства домой. Работаем в том числе и дистанционно.

Социальная изоляция для этих людей бич. Когда зависимый от наркотиков или алкоголя остается один, он создает себе проблемы и не видит выхода из них.

Некоторые бросают принимать лекарства от ВИЧ. Ссылаются на побочные эффекты. Но без лечения человек умирает. Мы это доносим. У нас есть подопечный, которого уже несколько раз отвозили в инфекционную больницу, мама просила. Если кто-то хочет лечиться, врач подберет ему лекарства, которые не будут мешать качественной жизни. А если человек не готов, то всегда найдет оправдание.

kosiykova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter