Действуй, сестра!

Говорят, профессор медицины знает о болезнях кое-что, врач - многое, а медсестра - все. Потому что именно сестра постоянно находится рядом с пациентом, помогая ему побороть недуг.
Говорят, профессор медицины знает о болезнях кое-что, врач - многое, а медсестра - все. Потому что именно сестра постоянно находится рядом с пациентом, помогая ему побороть недуг. Профессия популярная и во всем мире дефицитная. Беларусь не исключение: в системе здравоохранения страны не хватает 2.606 медсестер и фельдшеров. Каких? Об этом мы решили поговорить с директором Белорусского государственного медицинского колледжа Александром ВАЛЬЧУКОМ. Есть и повод: колледжу - полсотни лет. За это время подготовлено 25 тысяч специалистов...

- Александр Эдуардович, медсестра сегодня - это...

- Как правило, девушка. В этом году среди 656 первокурсников колледжа всего 137 парней. А вообще - это человек, от которого во многом зависит успешность лечебного процесса.

- Мне кажется, до сих пор нет четкого разграничения обязанностей врача и медсестры.

- Да, к сожалению, нередко врачи медсестрам доверяют лишь уколы, капельницы да раздачу таблеток. Это неверно. Сегодня появилось такое понятие, как сестринский процесс. Медсестра не должна быть гонцом при враче: принеси-подай-запиши. Ее задача - научить больного выздоравливать. Она ставит сестринский диагноз и составляет план лечения пациента: заставляет его больше двигаться или, наоборот, лежать, учит правильно дышать, справляться с приступами удушья, пользоваться ингалятором... Мы и студентов сейчас учим не просто терапии, педиатрии или, скажем, хирургии, а именно сестринскому делу в этих специализациях.

- Насколько четко абитуриенты представляют, что за профессию выбрали?

- Некоторые в сентябре писали заявление на отчисление... Не то чтобы мы за месяц "двоек" наставили. По собственному желанию! Говорят: "Не могу. Не представлял, что такой объем работы". Нужно ведь и с костями возиться, изучая анатомию, с зубами, челюстями, с тем, до чего иногда неприятно дотронуться...

- Есть мнение, что медсестра - это недоученный врач. Знаю, многие ваши студенты после окончания колледжа стремятся поступить в медицинский вуз. Хотя в мировой практике врач и медсестра - две абсолютно разные профессии. И если, скажем, американский терапевт захочет стать медсестрой, то ему придется 2 года переучиваться. Рационально ли это: учить на медсестру, а потом доучивать до врача?

- У нас тот же подход, что и за рубежом. В этом году в колледж поступал врач-реаниматолог. Это спустя 3 года работы в больнице! Я даже в Министерство здравоохранения позвонил: как быть? Сказали, пусть поступает на общих основаниях. Он, правда, месяц походил на занятия и ушел - не смог совмещать работу и учебу. К слову сказать, Гродненский медицинский университет уже 10 лет готовит медсестер с высшим образованием. Как менеджеров-управленцев, главных сестер, преподавателей, врачей физкультуры. Мы тоже привели учебный план в соответствие с международными стандартами. На медсестру теперь нужно учиться 3 года, у этой профессии также есть перспективы, свои степени и ступени в карьере. Кстати, мы единственные обучаем глухонемых профессии зубного техника. В этом году 10 студентов набрали, в прошлом - 12. Есть специальный переводчик, преподаватели, которые говорят на языке жестов. Мы используем все современные технологии и материалы, которые применяются сегодня в стоматологии.

- Вы следите за судьбой выпускников?

- Наши медсестры очень востребованы...

- У нас или за рубежом?

- Во всем мире. В этом году приехали учиться два студента из Ирана. Они согласны платить за наше среднее медицинское образование 1,5 тысячи долларов в год. Медсестер везде и всегда не хватает. В то же время последние два года в колледже - проблема с распределением. Нынче выпустили 700 специалистов. Трудоустроены только минчане - 235 человек. Минск готов всех выпускников обеспечить работой. Но поскольку колледж республиканский, у нас 55 процентов иногородних, им нужно дать квартиру. А области не забрали ни одного человека, потому что там есть свои училища. Потом выпускники все равно устраиваются, но - со свободным дипломом, т.е. в итоге теряют статус молодого специалиста, а вместе с ним льготы, поддержку... Возможно, когда реформирование системы здравоохранения завершится, эта проблема решится сама собой.

- Есть то, что бы вы хотели изменить в самом процессе обучения?

- Хотелось бы, чтобы будущая сестра больше времени проводила в клинике, причем не только во время практики. Благо у нас широкая клиническая база: 38 поликлиник и больниц, где отрабатывают профессиональные навыки будущие фельдшеры-акушеры, зубные техники, медсестры. А если более приземленно, то не хватает современного учебного оборудования. Мечтаем, к примеру, о... манекене "Гоше", на котором можно отрабатывать навыки первой медицинской помощи, - он на все действия реагирует, как живой человек, а компьютер констатирует, правильно ли вы его "реанимируете". В общем, хотелось бы идти в ногу со временем.

Впрочем, выпускники колледжа уже сегодня во многом соответствуют образу современных специалистов. И пациенты, несомненно, это оценят.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter