«Здание построили, на оборудование денег нет». Каких ошибок следует избегать при составлении бизнес-плана?

Действуем по плану

Проект еще не реализован, а денег уже нет. Запустили производство, но продажи не идут. Всех этих и многих других ошибок можно избежать, умело работая с бизнес-планом. В интернете есть множество руководств по его созданию. Но чтобы расчеты действительно были полезны, подходить к ним нужно с умом. На что обратить внимание и как не попасть впросак, обращаясь к сторонним разработчикам? Полезными советами поделился заместитель директора Агентства стратегического и экономического развития Александр Кондрашонок.

фото: info-home.org

Бизнес-план — документ нестатичный

К созданию бизнес-плана нужно приступать еще на стадии идеи. Это необходимо, чтобы понять, стоит ли вовсе за нее браться. Порой проект кажется выгодным, но расчеты говорят об обратном. И, напротив, идея, которая на первый взгляд выглядит труднореализуемой, на деле оказывается вполне осуществимой.

Александр Кондрашонок
Работа над бизнес-планом — непрерывный процесс, который продолжается и на старте проекта, и на этапе запуска. Нужно вносить новые данные, корректировать расчеты и сравнивать с тем, что было изначально, а также проводить анализ изменений параметров.

Есть параметры, которые меняются по не зависящим от предпринимателя причинам. Можно привести массу примеров, когда проект из потенциально хорошего к моменту запуска становился не столь выгодным. Допустим, цементные заводы. Когда их строили, был высокий спрос на цемент из России, где полным ходом шло жилищное строительство. Заводы запустили — ситуация изменилась, и рыночный интерес снизился.

Используйте достоверные источники

Первый вопрос, который нужно задать себе: сможешь ли ты продать свой товар или услугу? Второй — сколько денег и в какой период потребуется, где их взять? Это очень важный пункт. Часто бывает, что из-за неверных расчетов проект еще не реализован, а денег уже нет. Нередко предприниматели на этом этапе начинают обращаться в различные инстанции за дополнительным финансированием. Но в середине пути исправить ситуацию и получить инвестиции уже очень трудно. Такие вопросы нужно продумывать изначально. Тогда есть различные варианты: снизить затраты, выбрать другое оборудование, использовать арендные площади и так далее.

Где взять цифры, если делаете финансовую модель для себя? Начнем с того, что сегодня есть множество сайтов, где можно получить данные для базовых расчетов. Чтобы добыть более реальную информацию, нужно найти потенциальных конкурентов, поставщиков и запросить у них коммерческие предложения.

Что касается расчетов по персоналу: на этот счет есть большой массив статистической информации (тот же Белстат), откуда можно узнать об уровне оплаты труда в том или ином регионе.

Несложно дела обстоят и с налогами. Размеры республиканских — отчисления в ФСЗН, налог на прибыль, НДС и прочие — одинаковы по всей стране, они предусмотрены Налоговым кодексом. Есть еще местные налоги (налог на недвижимость, земельный налог), при этом местными Советами депутатов устанавливаются повышающие либо понижающие коэффициенты. Данную информацию можно получить в местных налоговых инспекциях либо на официальном сайте МНС.

Если планируете покупать импортное оборудование или сырье, нужно рассчитать таможенные платежи. Это уже несколько сложнее: есть различные пошлины на тот или иной товар или оборудование. Чтобы получить наиболее точную информацию, следует отправить запрос в таможенные органы.

В целом, если знать алгоритм действий, за неделю-полторы можно собрать массив информации, чтобы просчитать свой бизнес.
Около 30% проектов после грамотного составления бизнес-плана оказываются проблемными. Но не всегда это означает, что от идеи следует отказаться: не исключено, что достаточно просто пересмотреть отдельные моменты.
Главное — не произвести, а продать

Малому и среднему бизнесу нередко приходится прибегать к дополнительному финансированию. Для рассмотрения вопроса о финансировании проекта банками и инвесторами обязательно разрабатывается бизнес-план. Сегодня требования банков и инвесторов к его проработке стали значительно жестче, нежели были 5—7 лет назад. С этим нужно считаться. На что обратить внимание?

Первое: важно продукцию не только произвести, но и удачно продать. Качественное маркетинговое исследование, которое является частью бизнес-плана, имеет первостепенное значение. Из-за формальных подходов были случаи, когда производство запустили, а рынка сбыта нет. Поэтому проработка этого вопроса должна быть очень тщательной — нужно отразить не только объем рынка, но и провести подробный ценовой анализ, определить качественные параметры товара, которые важны для целевого потребителя, и скорректировать план производства под конкретные рыночные потребности и так далее.

Второе: выбор площадки и налоговых преференций. Сегодня у нас созданы весьма прогрессивные по сравнению с соседними странами условия для ведения бизнеса, и очень важно правильно ими воспользоваться. В частности, есть множество налоговых режимов, которые в большей или меньшей степени могут повысить привлекательность инвестпроекта. К примеру, Китайско-Белорусский индустриальный парк, Парк высоких технологий, свободные экономические зоны. Инвесторы могут заключить с Республикой Беларусь инвестиционный договор и беспошлинно ввозить импортное оборудование для создания своего производства. Есть большая господдержка при реализации проектов в малых городах и сельской местности — Декрет № 6, по которому предприятия могут получать существенные льготы по налогу на прибыль, по налогу на недвижимость и другим.

Особенно важно проработать эти вопросы, если планируете привлекать финансирование из-за рубежа: иностранный инвестор может выбрать площадку в Литве, России или любой другой точке планеты. Ему нужно понимать, в чем преимущество Беларуси.

Грамотно выбирайте разработчика

Нужно понимать, что лучше вас самих в вашем бизнесе никто не сможет разобраться. Отсюда и вывод: лучший разработчик бизнес-плана — вы сами. Проблема лишь в том, что новички зачастую не владеют необходимым инструментарием, чтобы оценить свой проект. Тогда на помощь приходят консалтинговые фирмы и агентства. Но нужно это не всем: если бизнес небольшой, вы хорошо в нем разбираетесь и не планируете привлекать внешнее финансирование, лучше и проще составить бизнес-план самостоятельно.

Если вы все же решили прибегнуть к услугам разработчиков, прежде чем сделать заказ, обязательно пообщайтесь с потенциальным подрядчиком. Причем лучше провести личную встречу в офисе компании с командой разработчиков вашего проекта. Нередко встречаются фирмы, где такие специалисты работают на аутсорсинге, и это могут быть преподаватели вузов, а то и вовсе студенты. В таком случае не исключены проблемы с коммуникацией и качеством бизнес-плана.

Изучите каждую цифру

Есть несколько проблем, с которыми может столкнуться бизнесмен при заказе бизнес-плана. Во-первых, некачественная подготовка исходной информации, в результате чего расчеты получаются оторванными от реальности. Последствия могут быть печальны, так что этому моменту лучше уделить особое внимание.

Во-вторых, нечеткое следование нормативам. У нас есть нормативные требования к разработке бизнес-планов, которые описаны в постановлении Минэкономики № 158. Их соблюдение важно для документов, которые будут направляться в госорганы, инвесторам, банкам. Тем, кто хочет получить финансирование из-за рубежа, нужно учитывать и международные требования.

В-третьих, отсутствие разъяснений. Важно, чтобы специалисты консалтинговой компании работали над вашим проектом на всех этапах. Подготовленный документ — лишь начало работы. Дальше — уточнения, подробная презентация с разъяснением каждой цифры и указанием, на основании чего она формировалась, совместное моделирование, оптимизация затратной и доходной части. Когда конечный продукт на руках, вы должны понимать, что получили и как все просчитывалось. Все цифры, параметры, тезисы должны быть понятны и прозрачны.

gavrusheva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter