Девятый вал опережает продажи

За забором нашего гаражного кооператива, кстати, под названием «Трактор-5», всегда сотни новеньких машин. Казалось бы, в разгаре весна, и агрегаты должны быть в поле, ан нет, «лошадиные силы» продолжают томиться без дела. Впрочем, проблема не только с тракторами.

НЕ УСТАЮ удивляться количеству готовой техники, которая скапливается на территории Минского тракторного завода

За забором нашего гаражного кооператива, кстати, под названием «Трактор-5», всегда сотни новеньких машин. Казалось бы, в разгаре весна, и агрегаты должны быть в поле, ан нет, «лошадиные силы» продолжают томиться без дела. Впрочем, проблема не только с тракторами.

По данным Белстата, складские запасы промышленных предприятий продолжают увеличиваться. На 1 марта их уровень превысил 80 процентов среднемесячного объема производства и составил более 32 с половиной триллионов рублей. За январь—февраль объем складских запасов вырос в денежном выражении на 4,6 триллиона, или почти на 480 миллионов долларов!

Указание Президента о разгрузке складов хотя бы до уровня в 65 процентов далеко от выполнения. Не случайно постановление Совета Министров № 123 от 13 февраля дало возможность продавать продукцию по ценам ниже себестоимости. Ситуация в определенной степени устроила всех. Производители освобождают склады, сельское хозяйство получает новую технику. Однако фактически использование подобных схем означает, что поощряется избыточная занятость, производится ненужный товар, который не находит сбыта на рынке. Затраченный труд вложен в то, что стоит и теряет товарный вид. А добавьте к этому затраты на электроэнергию, коммунальные платежи…

Тем более что и постулат «снижение цен стимулирует рост продаж» действует, как оказалось, не всегда. Например, улучшилась ситуация с грузовыми автомобилями. Средняя цена на них упала почти на треть, при этом экспорт вырос более чем на 37 процентов. Но все с точностью до наоборот обстоит с зарубежными поставками тракторов. Средняя цена снизилась на 15 процентов и почти на столько же уменьшился экспорт.

На 1 марта на складах числилось более 320 зерноуборочных комбайнов, что выше среднемесячного производства в 4,3 раза. На этом фоне положение с тракторами можно назвать даже благополучным. Ведь их запасы — 8,3 тысячи штук, или 156 процентов среднемесячного объема.

Такое положение во многом — следствие неумелых и робких попыток диверсифицировать зарубежные рынки. По данным Белстата, концентрация отечественного экспорта еще высока. На долю всего пяти стран пришлось более 72 процентов зарубежных поставок. Большая часть объема экспорта, естественно, завязана на России.

Но давайте будем откровенны. После вступления наших основных торговых партнеров в ВТО конкуренция ужесточилась. В марте в Ростове-на-Дону неожиданное заявление сделал премьер-министр Дмитрий Медведев. Он готов оставить без государственной поддержки те области, которые закупают импортную сельхозтехнику. «Дайте мне список этих регионов, и если они будут приходить за поддержкой, то придется им отказать», — отметил глава российского правительства. Так что нашим сельхозпроизводителям придется нелегко.

Впрочем, это уже доказал пример прошлого года. Экспорт тракторов в Россию упал на 10,5, а другой сельхозтехники — на 9,6 процента.

Александр ШЕВКО, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter