Девушки со знаком качества

О самоуправлении
О самоуправлении

Молодость всегда стремится к самостоятельности. Студенты–активисты, которые приехали на встречу с министром образования Александром Радьковым из всех уголков Беларуси, были полны авторских идей и креатива.

...Вот на трибуну поднялся студент 3–го курса Могилевского государственного университета продовольствия Максим Ковалев и смело предложил: «Давайте создадим координационный студенческий совет при министре образования!» Девушка из зала, очаровательно улыбаясь, подхватила идею: студентам надо предоставить больше свободы и больше возможностей влиять на учебный процесс!

— А какой степени независимости вы хотите? — неожиданно спросил министр Александр Радьков.

В зале стало тихо...

Вопросы студенческого самоуправления коварны потому, что сам термин, говоря по правде, не соответствует действительности. Ну разве это реально, чтобы студенты «правили» самостоятельно? Составляли расписание, распределяли бюджет, назначали декана... Конечно, нет! Опыта не хватит. Практически во всех вузах страны созданы студсоветы. Они участвуют в заселении ребят в общежития. Некоторые представители студенчества входят в вузовские советы по качеству образования, вносят свои предложения по изменению учебной программы, регулированию нагрузки. Студентка 6–го курса Гродненского государственного медицинского университета Светлана Дудук даже похвасталась, что номер местной студенческой газеты подписывает в печать не ректор, не декан, а первый секретарь первички БРСМ, обычный студент. Разве это не самостоятельность?

Оказалось — нет. Как метко заметил кто–то из педагогов, реальная свобода предусматривает ответственность. То, чем занимаются нынешние студенты, — это лишь соуправление или, как выразился министр образования, «взаимодействие». Поэтому и не смогли молодые люди ответить на заданный Радьковым вопрос: в том, что тотальная независимость им действительно нужна, студенты не уверены.

Впрочем, проявить свои лидерские и организаторские способности ребята вполне могут и в первичке БРСМ, и в профкоме. Александр Радьков назвал эти структуры настоящей школой для будущих лидеров. Но проблем хватает и здесь. Некоторые активисты не представляют, как составить банальный бизнес–план, а ведь профком издавна считался для молодых копилкой опыта хозяйственной деятельности. Вызвал споры вопрос о роли в жизни студента Белорусского республиканского союза молодежи. Мнения разделились: одни доказывали, что воспитание и установки, заложенные в семье, с детства, останутся определяющими на всю жизнь. Другие утверждали, что за настоящим лидером молодежь обязательно потянется. Одна проблема: лидеров среди молодых пока не так много.

Конечно, ребята порой рубили сплеча, но иначе ведь и быть не могло — молодость не терпит компромиссов. Долго говорили о современных пороках и влиянии улицы. Студент из Витебска Владислав сокрушался: мол, есть в городе ледовые дворцы, но по выходным там яблоку негде упасть. Паренек приходит с коньками, а в результате сидит рядом с дворцом и пьет пиво, ибо делать больше нечего...

Министра образования Александра Радькова спросили, следит ли кто–нибудь за судьбой выпускника, который приехал после окончания вуза на работу, скажем, в глубинку?

— Конечно, следим! — ответил министр. — В этом году на рабочие места не явились 37 выпускников. Сейчас мы выясняем, почему.

Насчет развития в Беларуси электронного образования Александр Радьков был категоричен: «Качественное образование возможно лишь при прямом контакте ученика и наставника». Впрочем, без новых технологий в современном мире все равно не обойтись. По словам министра, уже в скором будущем узнать результаты централизованного тестирования можно будет при помощи мобильного телефона, а заявление на поступление в тот или иной вуз — подать по Интернету, не выходя из дома.

Александр Радьков доверительным разговором с молодежью остался доволен. Кто как не они знают систему изнутри! Подумать над предложениями студентов и рассказать о принятых решениях министр пообещал при следующей встрече.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter