Девушки с веслами

Академическая гребля всегда считалась у нас «золотой жилой»...

Академическая гребля всегда считалась у нас «золотой жилой». Уж столько побед одержала Екатерина Карстен, что впору открывать отдельную главу в Книге рекордов Гиннесса. Мало кто вспомнит, что свою первую олимпийскую медаль она завоевала еще в 1992 году, когда гребла в четверке объединенной команды. Потом было одиночное «золото» Атланты и Сиднея, «серебро» Афин, но... Карстен сегодня уже 36 лет, а за ней — никого...


На гребном канале нынешней Олимпиады на лицах представителей белорусской делегации читалось недоумение. Пожалуй, в субботу никто не ожидал, что Екатерина пропустит вперед себя и болгарку Румяну Нейкову, и американку Мишель Гуэретт. Пропустит без присущей Катиному характеру ожесточенной борьбы, едва не уступив даже третье место накатившей к концу гонки китаянке Чжан Сююнь. «Что она говорит?» — этот вопрос пытались передать в микст–зону руководители нашего спорта. А что она могла сказать? Что ей явно не удался старт и вместо традиционного рывка, которым Карстен обычно деморализует соперников, все видели, как она отпускает их вперед? Что явно оглядывалась на китаянку, которая напугала всех в полуфинале? Что в конце уже не осталось сил, чтобы повторить сценарий гонки в Сиднее, когда Катя решительным спуртом смогла обойти Нейкову в финишном створе? Что продолжавшаяся три с половиной года победная серия Карстен могла убаюкать любого, в том числе и ее саму? Что?


«Я отдала на дистанции все, что могла», — эти слова едва ли не полностью отражают содержание разговора с Екатериной. Она тоже была явно обескуражена. Она не понимала и пыталась понять...


А вот после финальной гонки в классе женских распашных двоек Юлия Бичик и Наталья Гелах вообще ничего не понимали. Они долго не могли причалить, не разговаривали между собой, а поджидавшим их с вопросами журналистам ответили коротко: «Это была плохая гонка, и мы очень недовольны результатом». К сожалению, газетные строки не позволяют передать тон, которым это было сказано... Позже спортсменки извинились, но именно интонация Юлии Бичик уже заставила вспомнить историю, приключившуюся с экипажем после «бронзового» финиша в Афинах. Закончилась она в общем–то разводом: Бичик села в двойку с Ольгой Березневой, Гелах дополнила другой экипаж.


— Мне трудно комментировать те события, — заявил главный тренер сборной по академической гребле Валерий Гайдук, когда журналисты вернули его мысли на четыре года назад. — Тогда был другой главный тренер, он и принимал решение по разъединению экипажа Бичик — Гелах. Но после неудачного сезона 2006 года эксперимент признали неоправданным. Ни в одном из новых вариантов сочетания спортсменок результат в двойке распашной не просматривался. Тогда восстановили накатанную пару Юли и Натальи, и уже в прошлом году они выиграли чемпионат мира.


— Что у них не получилось в Пекине?


— Они очень здорово прошли первую олимпийскую гонку. А в финале, похоже, переволновались. С самого начала темп был явно недостаточным — всего 38 гребков в минуту, а надо было хотя бы 41. Чуть стабилизировались в середине дистанции, но второе место удержать не смогли.


— Причина?


— Вовремя не перешли на финишный спурт. Надо было четче контролировать свои движения.


— Мы сейчас говорим о втором месте, но, судя по реакции спортсменок, они желали явно большего.


— Действительно, настраивались на максимальный результат. И в то же время понимали силу румынок Георгетты Андруначе и Виорики Сусану. Они же не случайно побеждали на двух последних Олимпиадах.


— Чего не хватило для победы Екатерине Карстен?


— Все видели, на дистанции она выложилась полностью. Но тут, знаете, какая вещь. Катя с самого начала Олимпиады как–то вяловато выглядела. И в финале вела гонку совсем не в своем стиле. Обычно она начинает как пуля. А тут и темпа не хватало, и задора. Нас мало волновало, что поначалу вперед вырвалась чешка Кнапкова. Пожалуй, Мирослава пыталась спровоцировать Карстен и Нейкову, но они не поддались. А дальше? Не было сил. Считаю, что на выступлении Кати сказалась усталость.


— Если бы отмотать время назад, что бы вы сделали иначе в подготовке?


— У нее есть личный тренер, который непосредственно отвечает за ее подготовку, — немец Норберт Ладерманн. Но если бы мне дали возможность что–то изменить, то наверняка попробовал бы дать Екатерине больше отдыха. Ей не мешало бы пропустить хотя бы один день тренировок.


— А не рано ли приехали гребцы на Олимпиаду?


— Нет, абсолютно. Я считаю, разговоры о том, что можно справиться с проблемой акклиматизации, приехав за два дня до старта, — это не что иное, как распространение мифов. По нашим ощущениям, через три недели после приезда в Китай у гребцов наступило наилучшее самочувствие. Спортсмены спать не хотели и ни на что не жаловались.


— Результаты мужских экипажей вас удовлетворили?


— Денис Мигаль и Станислав Щербаченя — весьма перспективная двойка парная. Этот экипаж уже сейчас входит в число сильнейших в мире. Парни имели награды на юниорских первенствах, и, судя по тому, как сейчас работают, им можно не боясь пророчить медали на следующих Олимпийских играх. Что касается экипажей четверок, то здесь есть над чем подумать. Им удалось добиться прогресса в качестве прохождения дистанции, но результаты остались на уровне прошлогоднего чемпионата мира.


— Перспективы команды просматриваются?


— Если все будет нормально, то спортсмены, которые выступали в Пекине, должны продолжать работать. В большинстве своем у нас в сборной — молодые люди, и я уверен, что их нужно сохранять и готовить к следующим Играм. Академическая гребля — это спорт для взрослых. Вот здесь на Олимпиаде участников соревнований можно разделить на три возрастные категории. В первой — до 26 лет — единицы, во второй — старше 32 лет — человек пять или шесть. Остальные — от 26 до 32 лет. Это те, кто делает результат. И наши ребята в течение следующего олимпийского цикла как раз войдут в эту возрастную категорию.


— Государство нынче вкладывает большие средства в развитие материально–технической базы гребли. Когда стоит ждать результата?


— Результат у нас есть. С каждых соревнований сборная приезжает с наградами, и эти Олимпийские игры не исключение. Но давайте говорить прямо. В Бресте построили великолепный канал для проведения соревнований самого высокого уровня, но что касается базы для полноценных тренировок национальной команды, то ее мы по–прежнему не имеем. Сейчас все надежды возлагаем на скорое введение в строй реконструируемого гребного канала в Заславле.


Уже вчера на гребном олимпийском канале в пекинском пригороде Шунъи в борьбу вступили байдарочники и каноисты. Рассказать о них нам еще предстоит. А пока закончим с академической греблей. В конференц–зале болгарские коллеги вели себя так, словно это они, а не Румяна Нейкова выиграли первую золотую награду на этих Играх. Они излучали оптимизм еще и потому, что 35–летняя олимпийская чемпионка заявила о том, что обязательно продолжит гоняться. Катю Карстен спросили, что она об этом думает. «Если Румяна намерена продолжать, значит, и я тоже буду гоняться».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter