«Страха не было, я думала только о том, что должна всех спасти»: стюардесса, которая вела переговоры с пассажиром, угрожавшим захватить самолет, — о своей профессии

Девушка высокого полета

Елена МУРЗАК: «Я старалась достойно выполнить свою работу, чтобы потом никто не смог упрекнуть меня в бездействии».
Для многих профессия бортпроводника овеяна флером романтики и некой таинственности. Каждый день из окна иллюминатора они видят другие страны и континенты, могут наслаждаться прекрасными пейзажами заснеженных гор и изумрудных морей, вода которых поблескивает на солнце… Об обратной, порой физически изнурительной и психологически напряженной стороне этой работы задумывается, наверное, мало кто. Не зря ведь бортпроводники проходят серьезную подготовку — как космонавты: с ними проводят тесты на выносливость и постоянно тренируют на специальных полигонах. Но самое главное, чем должен обладать работник авиации, — умением вовремя собраться, подавить стресс и сделать все для безопасности пассажиров. К счастью, проверки на прочность случаются не так часто, но имена тех, кто их прошел, навсегда вписаны в историю «Белавиа».

Кутаиси — Минск: миссия выполнима

Каждый год в нашей стране угоняют около 700 автомобилей — безусловно, неприятный факт, но им никого особенно не удивишь. Другое дело — попытаться захватить самолет, угрожая экипажу и пассажирам. Многим эти слова могут показаться отрывком из детектива Дарьи Донцовой, но в истории нашей страны действительно произошло и такое ЧП.

10 июня 2014 года, 4:59 утра, рейс Кутаиси — Минск. На борту — 31 взрослый пассажир, один ребенок и четверо членов экипажа. Внезапно один из пассажиров передает командиру экипажа записку с требованием изменить маршрут и вместо Национального аэропорта Минск приземлиться в Италии. В случае отказа мужчина угрожал захватить самолет.

— Когда я прочитала его записку, растерялась лишь на секунду, — даже спустя шесть лет после случившегося стюардесса Елена Мурзак помнит каждый свой шаг. — Страха не было, я думала только о том, что должна спасти всех и ни в коем случае не допустить катастрофы. Это было раннее утро, большинство пассажиров уснули сразу после того, как зашли на борт. Чтобы никто не заподозрил, в чем дело, и не стал паниковать, мне пришлось вести с мужчиной переговоры, успокаивать его.

Елена признается: главное, о чем она думала, — не дрожит ли ее голос. Ведь на курсах по авиационной безопасности учили, что нельзя показывать преступнику свою слабость.

— Я не могу раскрывать детали, потому что дала подписку о неразглашении, но хорошо помню, как трезво реагировала на ситуацию, старалась контролировать каждое свое движение и слово. А это, поверьте, не так-то просто, когда понимаешь, что перед тобой сидит преступник. Кто знает, что у него на уме? Пока мы разговаривали, я старалась ловить каждое слово, чтобы составить психологический портрет пассажира, предугадать его возможные дальнейшие действия и понять, есть ли рядом сообщники. Но в то же время делала вид, что со всем согласна и капитан выполнит его требования. Два часа, пока летели в Минск, показались для меня вечностью, но я сделала все, что могла.

Самолет — второй дом

Свою награду стюардесса бережно хранит в праздничной красной коробке.
В Национальном аэропорту борт CRJ-100 приземлился по расписанию — в 6.50 утра. В самолет зашли представители контртеррористического управления КГБ и бойцы группы «Альфа», которые и продолжили переговоры с 41-летним гражданином Грузии, передавшим записку. Спустя час преступник согласился покинуть борт — при нем не нашли ни оружия, ни взрывчатки.

— Спустя некоторое время нас отпустили домой. Я, как сейчас помню, приняла ванну, прокрутила в голове все, что произошло утром, и от усталости даже не заметила, как уснула. Потом начался шквал звонков: друзья, прочитав новости в СМИ, удивлялись моей смелости и самообладанию, говорили, что никогда бы не смогли подойти к преступнику, а уж тем более с ним разговаривать. Больше всего переживали родители — еще долго просили уйти с работы, найти что-то поспокойнее. Но небо и самолет — мой второй дом, я уже не представляю свою жизнь без того адреналина, который дарит мне профессия.

Елена говорит, что с тех пор подобные экстремальные ситуации обходят ее стороной, а о сложном рейсе напоминает лишь медаль «За отвагу», которую бережно хранит в праздничной красной коробке. Неудачливый угонщик, к слову, провел два года в колонии, после чего вернулся на родину.

— Конечно, эта награда для меня уникальна и внимание, мне оказанное, было приятно. Но героем я себя не считаю, — скромничает Елена. — Просто старалась достойно выполнить свою работу, чтобы потом никто не смог упрекнуть меня в бездействии.

Профессия всей жизни

Сегодня Елена Мурзак — один из топовых бортпроводников «Белавиа». Ее уважают коллеги, с ней с удовольствием работает любой экипаж, потому что знает: проблем на рейсе не будет. Наверное, успех в авиации у девушки заложен на генетическом уровне: на борт самолета она попала совсем не случайно.

— Наверное, выбор профессии предопределила судьба. Папа, двоюродные братья, дядя и дедушка — пилоты, причем все командиры судов, мама тоже когда-то в аэропорту работала, поэтому с самолетами я познакомилась еще в детстве. Сначала трудилась в службе организации производственной деятельности «Белавиа», но не до конца чувствовала себя в своей тарелке — постоянно тянуло в небо. А как только шагнула на борт в качестве стюардессы, все встало на свои места. В самолете мне не страшно, чем больше работаю, тем больше хочется летать.

Неизменная улыбка и доброжелательность — вот главные качества, отличающие наших стюардесс. Многие пассажиры даже не задумываются, что все в образе девушек продумано до мелочей: неяркий макияж и маникюр, ухоженная прическа, свежее лицо.

— За время полета мы проходим по салону на каблуках не один километр, но нельзя даже виду подать, что ты устал. Любящие поскандалить пассажиры встречаются не так уж редко, они наши главные поставщики хлопот. Но я уверена, к любому можно найти подход: стоит только уделить пару минут внимания, сказать добрые слова — все, конфликт исчерпан. Мне, наверное, повезло: все знаменитости (а они тоже бывают капризными), с которыми летала, оставили только приятное впечатление. Лев Лещенко автографы пассажирам раздавал, а команда КВН «Уральские пельмени» всю дорогу шутила, Баста, Джиган, Анфиса Чехова тоже очень позитивные.

Сразу после интервью Елена бежит собираться в двухдневный рейс — полетит из областных городов в Шарм-эль-Шейх и Хургаду. Постоянное движение и такой бешеный ритм, говорит, ей даже нравятся.

— К тому же я постоянно общаюсь с людьми, заряжаюсь от них энергией и стараюсь всегда быть на позитивной волне. Когда захожу на борт, забываю обо всем, оставив проблемы на земле. Рядом только небо и люди, которые рассчитывают на меня.

glushko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter