«Девушка, солнышко, правда ведь, все будет хорошо?» Наш корреспондент дежурила на инфолинии Красного Креста для пожилых людей

Минск. Девять утра, волонтеры Настя Дашкевич и Сергей Мурашка допивают кофе и готовятся принимать звонки, пик которых и приходится на первую половину дня. Сергей надевает телефонную гарнитуру, Настя просматривает список «горячих телефонов» ТЦСОНов страны. Под рукой у каждого компьютер. Коронавирус вынудил пожилых оставаться дома, но далеко не у всех есть интернет, чтобы узнать, по какому номеру вызвать врача из поликлиники, в какой ближайшей аптеке есть нужное лекарство. Для ребят отыскать ответы — минутное дело. Нередко встревоженные новостями о COVID-19 старики звонят от одиночества, чтобы выговориться и услышать ободряющее «все будет хорошо».

Первый звонок от 60-летней Елены Алексеевны: решила пересидеть коронавирус в деревне под Могилевом, но вот беда — заканчивается лекарство, которое она принимает, и нужно ехать к врачу за рецептом. А ей боязно.

Сергей внимательно все выслушал, уточнил, в каком районе города живет Елена Алексеевна.

— У вас есть под рукой ручка и бумага? Я продиктую номер «горячей линии» территориального центра Ленинского района Могилева. Объясните свое положение социальной службе, там обязательно помогут. Как вам такая идея? — Сергей мягко и тактично ведет беседу и слышит в ответ искреннюю благодарность.

К слову, история Сергея Мурашка заслуживает уважения. Это случай, когда человек бросился в бой с коронавирусом вопреки личной выгоде. Еще недели две назад он доставлял еду по адресам. Когда в кафе дела пошли неважно, директор отправила работника в отпуск за свой счет. Сейчас в Минске курьеры мегавостребованы, в любой компании его бы с руками-ногами забрали. Да и почему не заработать? Вместо этого парень записывается в волонтеры Красного Креста. Дежурит на линии, в свободное время, как и многие другие его коллеги, забирает пачки выписанных рецептов в поликлинике и развозит по адресам. Конечно, даром.

Следующий звонок из Витебска. Настя Дашкевич понимает, что конкретная просьба не прозвучала, нужна психологическая помощь. «До коронавируса я вела активный образ жизни. Редко сижу дома, машину вожу, сама на дачу езжу. Но теперь дети не позволяют мне выходить из квартиры. Я понимаю их волнение — мне 60 с лишним. Но так сложно находиться в самоизоляции, дети живут далеко. Подскажите, чему верить, как вести себя? Неужели даже в магазин нельзя?» Настя ищет подходящие слова. Успокоила, посоветовала разумно ограничить контакты: «По музеям, театрам, торговым центрам сейчас не стоит ходить. В магазин за продуктами? Почему бы и нет, если находиться взаперти уже невыносимо. Только подберите время, когда там будет поменьше людей, наденьте маску и перчатки, возьмите с собой антисептик для рук».

У Насти хорошо получается ладить с пожилыми. Девушка открывает секрет: «Говорить нужно спокойно, внятно, не спеша, иногда повторить информацию. Мы понимаем, что нам звонят люди в возрасте. Они могут плохо слышать, многие охвачены паникой. Кстати, большинство звонков из глубинки, где бабушки, дедушки не настолько продвинуты, как в столице, и не имеют иного доступа к информации, как телевизор, радио, — девушка смотрит по журналу географию обратившихся. — Мозырь, Бобруйск, деревня Бобовичи Полоцкого района, Щучинский, Барановичский районы, Дзержинск. Только за вчера прилетело 30 с лишним звонков, всего за 10 дней работы инфолинии — более 250. На прошлой неделе был мой первый принятый звонок. Переживала, а вдруг не смогу помочь? А тут женщина из Гомеля мне ласково так: «Девушка, солнышко, правда ведь, все будет хорошо? Я чувствую, это ненадолго, все скоро наладится… Мне очень нужно, чтобы кто-то ободрил». Понимаю, что она волнуется не меньше моего. Мы с ней поговорили хорошо, и когда прощались, слышу воодушевление в ее голосе. Значит, помогла».

В перерывах между звонками на «Добрый телефон» Настя Дашкевич изучает акушерство — в медколледже сессия, экзамен на носу. В свободные от дежурства на линии и экзаменов дни Настя умудряется выполнить одну-две заявки по доставке продуктов на дом пожилым, которые передают волонтерам Красного Креста соцслужбы. Говорит, видели бы вы глаза бабушек, полные благодарности! Не хотят отпускать, хоть бы еще немного поговорить, шоколадку норовят дать и все повторяют: «Спасибо, деточки!»

Девушка носит красную жилетку уже три года. Проводит тренинги — как оказывать первую медицинскую помощь до приезда «скорой». Гордится, что недавно ее включили в отряд быстрого реагирования Красного Креста — один из тех, которые известны по добрым делам во время «Хавьера».

Было еще пару звонков. Инвалид второй группы из Клецка интересовался, где в его райцентре можно купить маски, боится заразить друзей. Звонила бабушка из Минска: сложно одной в самоизоляции, как долго это продлится? Волонтер Сергей ее расположил, и та попросила: «Зовите меня просто бабушка Лида». Что еще просят? Помощи в доставке продуктов, рецептов, лекарств домой или перенаправить в другие службы.

На многоканальную телефонную линию 201 для одиноких пожилых людей в период эпидемии коронавируса можно позвонить бесплатно с мобильного. Для стационарных телефон — 122. Работает по будням с 9 до 18 часов.

Пивоваренная компания «Лидское пиво» и Минский завод безалкогольных напитков с помощью Белорусского Красного Креста передали более девяти тонн питьевой воды для пациентов приемного покоя и персонала нескольких столичных больниц, что на карантине. С начала эпидемии COVID-19 более 1,5 тысячи добровольцев пополнили волонтерские списки «красных» помощников.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter