Три юбилея Орнеллы Мути

Девушка, которая любила строптивого

фото рейтер
Изумрудные, словно морская волна, глаза, незабываемая улыбка, прекрасная фигура… Пошел уже пятый десяток лет, как Орнелла Мути является одной из самых ярких звезд итальянского, да и европейского экрана. Март в ее жизни знаковый месяц. 9‑го числа она появилась на свет, о чем по случаю юбилея не забыли активно напомнить поклонникам в газетах, интернете и эфире, а в четверг ровно полвека отсчитал фильм «Самая красивая жена» — ее первое появление на экране. Для нас Орнелла Мути навсегда останется актрисой, создавшей уморительно веселый дуэт с Адриано Челентано. Между прочим, у кинопары в этом году тоже круглая дата — фильму «Укрощение строптивого» исполняется 40 лет!

Деревенские страсти по‑итальянски

Чем меньше женщину мы любим, 

Тем легче нравимся мы ей. 

Это незабываемые со школьной парты наблюдения Пушкина, записанные в «Евгении Онегине».

Из женщины нетрудно сделать дуру,

Когда она боится дать отпор!

Это вообще средневековые мысли, из‑под гусиного пера Шекспира из его бессмертной пьесы «Укрощение строптивой».

«Думал, дышать не могу без нее... Оказалось, насморк».

А это уже цитата из итальянской комедии «Укрощение строптивого», переписавшей саму классику взаимоотношений мужчины и женщины на современный лад.

Она — городская избалованная цаца, привыкшая к роскошной жизни и уверенная в том, что мир всегда будет стелиться у ее ног. Для развлечения набор богемных привычек, при этом красавица готова скрасить досуг флиртом с первым встречным мужчиной, пусть даже годящимся ей в отцы.

Он — первый парень на деревне, радетель прав сельских рабочих и спаситель животных. В хозяйстве просто машина… Да нет! Мощнее машины! Способен на спор уделать винодельный аппарат своими пятками. На досуге играет на рояле и смотрит в телескоп на звезды.

Они — просто идеальная пара! Для комедии.

— Да или нет? Каков твой положительный ответ?


В первый год проката «Укрощение строптивого» посмотрели 56 миллионов советских зрителей. Считай, каждый пятый житель страны, включая грудных младенцев. Очевидно, что подобное кино в те годы не обошлось без определенных цензурных нюансов, и, если пересмотреть его сегодня с популярным советским дубляжем, можно без труда заметить, какие сцены пострадали от ножниц. Правда, мало кто сожалеет о потерях. Легкой эротикой уже давно никого не удивишь, а, например, переживания героя во время отела коровы вряд ли бы глубоко задели душу нашего обывателя. Выходит, купированный фильм стал в некоторой степени даже динамичнее. Его сразу разобрали на цитаты. Можно только представить, каково было блеснуть профессионализмом и личным остроумием переводчикам, чтобы не утратить атмосферу картины. Диалоги с участием героя Челентано — строптивого Элиа — полны парадоксов, способных поставить в тупик даже итальянцев.

— Кофе!

— Какой?

— Как всегда — слабый и крепкий.

Игра противоположностями — ребус для дубляжа, способный породить разные толкования. Ведь на самом деле, если педантично переводить с закадрового итальянского, Элиа заказывает кофе: самый крепкий — в два раза крепче традиционного эспрессо и… длинный, что на сленге нужно понимать как в два раза слабее эспрессо!

— Сколько сахару?

— Два, но чтоб я видел.

С таким ответом Элиа приняли бы за своего на Привозе. Однако мы с вами не в Одессе, и дословно фраза опять несет оттенок итальянского юмора. Ответ нужно скорее понимать как «два нечетных куска»… или «два неравных куска». В результате сегодня можно отыскать сразу несколько вариантов перевода, и каждый будет по‑своему «правильный».


— Я сюда явилась для того, чтобы сказать, кто ты есть. Ты остолоп, женоненавистник, хам, дурак и отъявленный грубиян!

— Не много ли всего?

— А еще ты самодур.

— Из этого я заключаю, что ты влюбилась в меня.

Не влюбиться в те годы в Челентано было просто невозможно! Поклонниками его музыкального творчества были и простые домохозяйки, и любители искусства. Не секрет, что не устояла перед этой обворожительной непосредственностью и Орнелла Мути. Роман случился. Все сознались. Публично. Правда, годы спустя. А «по‑горячему» актриса даже развелась с мужем Алессио Орано. Но в жизни укротить «строптивца» оказалось не под силу даже ей. Хотя повод был замечательный. На пике отношений вышел второй совместный фильм «Безумно влюбленный», где уже Адриано в роли простого водителя автобуса Барнабы пытался найти путь к сердцу Мути — принцессы маленького государства. По сюжету весь Рим скинулся тысячами лир, чтобы спасти любовь Барнабы. Возможно, лучше бы спасали искренние чувства Мути. Челентано на семейный разрыв не пошел и до сих пор счастлив с единственной женой, актрисой Клаудией Мори. Вечно влюбленным дуэт Челентано — Мути остался только на экране. Сегодня он продолжает жить уже в «гифках» и мемах. Именно так в век интернета проявляется та самая народная любовь.

Истории об актрисе, о которых вы могли не знать

♦ Собственно, родилась она совсем не Мути и даже не Орнеллой. Настоящее имя актрисы Франческа Романа Ривелли. Ее отец неаполитанец, по профессии журналист, а мать балтийская немка (Илзе Ренате Краузе — скульптор) из Эстонии, родители которой перебрались в эту страну после революционных событий 1917 года из Санкт‑Петербурга. Свой известный псевдоним Орнелла Мути получила уже в 14 лет в дебютном фильме «Самая красивая жена» от режиссера Дамиано Дамиани, того самого, который в восьмидесятые годы снял культовый сериал «Спрут». Псевдоним потребовался, чтобы зрители не путали юную красавицу с уже достаточно известной в Италии актрисой Луизой Ривелли.

♦ Стать актрисой Мути в некотором роде помогли трагические семейные обстоятельства. Несмотря на то что с самого детства она и ее старшая сестра Клаудия проявляли художественный талант, их строгий отец был против этого. «Мой отец был из старой школы. Он любил традиции и никогда бы не позволил моей сестре рисовать, а я бы не пробилась в кино. Для него это были отвратительные профессии, и его дочери могли изучать только медицину. Ни Клаудия, ни я не интересовались таким будущим», — вспоминала о детстве актриса. Но когда ей было десять лет, при невыясненных обстоятельствах погиб отец и семья оказалась практически на улице. Юная Франческа отправилась в художественную школу, где заработала несколько тысяч лир в качестве модели. Девочка, позировавшая скудно одетой для художников, могла отправиться в исправительное учреждение для несовершеннолетних, однако судья, который рассматривал дело, посмотрел на обстоятельства с другой стороны. Он посчитал, что деньги, которые зарабатывала девочка, были жизненно необходимы, чтобы поддержать семью. Тем временем изображения юной красавицы оказались замечены кинопродюсерами.

♦ Кинодебют оказался более чем заметным в жизни Орнеллы Мути. Сюжет, основанный на реальной истории сицилианских мафиозных нравов, окунул ее в жесткий мир кинематографа. Режиссер не делал скидку на юность актрисы, бесцеремонно доводя до слез. Мути выпало играть девушку, на которой собрался жениться парень, самоутверждающийся в мафиозном окружении. Вроде бы и любовь между молодыми людьми искренняя, но по местным традициям достойным способом эту любовь доказать —значит похитить и изнасиловать подругу. В фильме «самая красивая жена» жестоко наказала бесцеремонного юнца, а в жизни спустя пять лет вышла замуж именно за своего насильника по фильму — актера Алессио Орано.

В первом фильме с Алессио Орано. 

♦ Старшая сестра Орнеллы Мути — Клаудия Ривелли. Девушки, несмотря на пятилетнюю разницу в возрасте, всегда считались весьма похожими внешне. Клаудия также сделала карьеру актрисы, правда, в жанре фотокомикса. Фотороманы можно назвать предвестниками современных мыльных опер. Итальянцы считают их своим изобретением. Появились они в послевоенные годы и первоначально являли собой фактически нарезку кадров из фильма, с сопроводительным текстом. Разглядывая страницы, бедные девушки не только любовались актрисами, но некоторые даже учились читать. В фотокомиксах отметились, например, будущие звезды вроде Джины Лоллобриджиды, а в семидесятые подобные журналы превратились в отдельный пласт поп‑культуры, со своими актерами. Клаудия Ривелли играла в них заметные роли, ее самый популярный персонаж Сьюзен — подружка частного детектива.

Клаудия и Франческа Ривелли. 

♦ Орнеллу Мути все мы запомнили именно в дуэте с Челентано, но первый фильм, где она сыграла главную роль, на наших экранах появился раньше. Причем было это совсем не импортное кино, а вполне себе советская лента известного режиссера Григория Чухрая. Точнее, советско‑итальянская «Жизнь прекрасна». Итальянцы, озабоченные политическими процессами в конце семидесятых, решили снять прогрессивный фильм. Деньги на подобные политические эксперименты на Апеннинах было найти непросто, и продюсеры, возможно, памятуя успешные совместные проекты «Ватерлоо» и «Невероятные приключения итальянцев в России», обратились к СССР. Причем, говорят, сами итальянцы попросили, чтобы снял кино именно Чухрай. Уважали его в Европе за фильмы «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо». Атмосферу, царившую вокруг проекта, весьма сочно описал сам режиссер в книге «Моя война»:

Джанкарло Джаннини, Григорий Чухрай и Орнелла Мути на съемках фильма «Жизнь прекрасна».
«Первым делом я настоял, чтобы меня включили в соавторы сценария. По нашим условиям мне было известно, что без соавтора нельзя ничего изменять.

Когда сценарий был уже почти готов, исполнители главных ролей Орнелла Мути и Джанкарло Джаннини неожиданно сказали: «Вот в этом и в этом эпизодах мы сниматься не будем».

Я удивился:

— Почему?.. Вы же сами просили, чтобы я был сценаристом.

— Почитайте наш договор, — ответили они мне, — там сказано, что, если нам не нравятся какие‑то реплики, мы их произносить не будем.

Что делать? Решаю обратиться к нашему министру кинематографии Ермашу.

Звоню ему из Италии и говорю:

— Я не знаю, как мне быть. Я написал сценарий, а они требуют другой!

Слышу в ответ:

— Да снимай, что они скажут, только скорее возвращайся!..»

Противостояние двух политических систем не раз порождало подобные истории. С одной стороны, западные артисты, словно буквоеды, педантично держались условий контракта, не допуская вольностей‑импровизаций, казавшихся советской стороне проходными мелочами, не заслуживающими серьезного обсуждения. С другой — любой выезд советского человека в командировку за рубеж был вроде сказочной удачи, а вместе с тем являлся головной болью для чиновников, опасавшихся больше всего, чтобы там как бы чего не случилось. А не дай бог — побега!

♦ Годы, казалось бы, не властны над Орнеллой Мути, однако она уже не так заметна на экране и в медиапространстве. Последний раз ее активно обсуждали совершенно по другому поводу. Актрису обвинили в мошенничестве! В декабре 2010 года она должна была играть на сцене театра Верди в итальянском городе Порденоне, однако выступление отменили. Мути представила медицинскую справку об остром ларинготрахеите с кашлем и охриплостью, а главное, предписанием не использовать голос в течение пяти дней. На деле же в это время она отметилась на благотворительной вечеринке в Санкт‑Петербурге. Судебные тяжбы тянулись почти десять лет, и в итоге актрисе вынесли вердикт: 6 месяцев заключения и 500 евро штрафа. Как исполнился приговор, газеты умалчивают…

♦ Как дела сейчас? «Я проживаю каждый день, и я очень счастлива. Как я могу жаловаться? Это был бы грех...» Ох, скольких мужчин посещали грешные мысли, когда они видели на экране роскошную итальянскую красавицу Орнеллу Мути.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter