Самым ярким событием утра в детстве для Любы Солодухиной были те десять-пятнадцать минут, когда отец подвозил ее в школу. Они говорили о самом интересном для обоих – музыке, выбирали этюды, которые предстояло разучить, а для разрядки папа загадывал девочке музыкальные загадки.
Расслабляться не приходилось, зато дорога пролетала незаметно, а привычка не тратить время зря осталась навсегда. И сейчас, когда за окном мелькают придорожные пейзажи (а ездить выпускнице Республиканского музыкального колледжа приходилось и приходится немало – на конкурсы, концерты и просто к родителям в Гродно), Люба старается думать о музыке и даже мысленно проигрывать отрывки.
С детства сложилось и другое правило: музыка – вне конкуренции. И сегодня, если стоит выбор между обедом или подготовкой к занятиям, она выбирает скрипку и чай. Наверняка многие скажут, что это максимализм, и будут по-своему правы. Но правда и то, что музыка – одна из тех особенных сфер, в которой вершин достигают только максималисты, готовые многое положить на ее алтарь. Любу Солодухину воспитали именно такой…
Наверное, поэтому свой первый Гран-при она получила в 14 лет на Международном конкурсе «Музыка надежды-2002». Символично, что четырьмя годами раньше именно этот конкурс в Гомеле стал для нее первым серьезным испытанием. Тогда Люба впервые вышла на большую сцену. На видеопленке, отснятой из зрительного зала, запечатлено ее выступление: руки уверенно держат инструмент, а глаза… все время косят в сторону. Там, за кулисами, стоял Любин учитель Виктор Гильдюк, и юная исполнительница следила за его реакцией. Виктор Николаевич кивал головой: «Все хорошо». Девочка, ободренная, продолжала…
С тех пор счет конкурсам дошел до десятка. Последний, победный, – IV Международные Дельфийские игры стран СНГ. По принципу они сродни Олимпийским: команды соревнуются в различных видах творчества. Любовь Солодухина внесла в копилку белорусов золотую медаль. Для принятия решения (а Люба выступала последней) жюри хватило нескольких минут.
Сейчас девушка готовится к Международному конкурсу имени Ельского, организатором которого является Министерство культуры Беларуси. Он состоится в декабре. А пока Люба успешно прошла еще одно, главное испытание: на десятки сдала экзамены в колледже и получила диплом с отличием. Ее успехи оценены на самом высоком уровне: 31 мая из рук главы государства девушка получила свидетельство лауреата Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Как лауреат, она имеет право на зачисление в Белорусскую академию музыки без экзаменов.
— Вопрос выбора даже не стоит, — говорит Люба. – Музыка пока – мое все. О ней все мысли, ей отдаю все время. Общение, чтение тоже посвящены музыке. У меня есть лишь одна подруга экономист, все остальные так или иначе связаны с миром музыки. И в первую очередь – семья.
Отец Любы Алексей Михайлович Солодухин – директор Гродненского государственного музыкального училища. Мать – преподаватель по классу скрипки гродненской школы-лицея № 1. Учится играть на скрипке и младшая сестра Надя. В свои десять лет она лауреат двух республиканских и одного международного конкурса, дважды стипендиат Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Поэтому все разговоры в доме вертятся вокруг одной общей темы.
— Родители-педагоги – это большая поддержка, — делится девушка. – Но, с другой стороны, это держит в напряжении. В Гродно для окружающих я была в первую очередь их дочерью. И мне все время нужно было доказывать, что я на самом деле что-то могу. В этом смысле три года в Минске очень меня изменили. Необходимость самоутверждаться в чьих-то глазах исчезла, и я стала доказывать что-то себе. В этом мне очень помогла преподаватель Регина Дмитриевна Кривель, доцент Белорусской государственной академии музыки. Помогла творческая среда, существующая в колледже. Здесь каждый – личность. И это закаляет характер. Такое качество для музыканта, безусловно, необходимо.
Люба уже научилась проявлять его в минуты особого напряжения: когда идет сольный концерт и предстоит оставаться наедине с залом, когда заканчивается конкурсное выступление и ожидается решение жюри, когда результаты разочаровывают… Но не только в эти моменты. Выдержка и твердость необходимы, потому что каждому выступлению предшествует длительная напряженная работа…
— То, что происходит на сцене, как лакмусовая бумажка, высвечивает в музыканте его сильные и слабые стороны, — считает она. В этом Любу уже убедил ее сценический опыт. – Поэтому готовиться нужно не просто на сто, а на все сто пятьдесят процентов. Пятьдесят обязательно потеряешь: скажется волнение. Но даже если что-то не вышло, нужно воспринимать это как повод для новой работы над собой.
Пока эта работа над собой и есть смысл ее жизни. Она считает себя романтиком, любит Чайковского, Рахманинова, Шостаковича и Прокофьева, французских импрессионистов Дебюсси и Равеля, с удовольствием играет джазовые композиции Гершвина и благоговеет перед Моцартом. («Если сумеешь сыграть Моцарта – сможешь все».) Еще она любит стихи (Есенина и Лорку), путешествия (для чего выучила английский). И уже побывала в Польше, Германии, Франции, России, Литве, Казахстане. Сегодня ей девятнадцать. Впереди – будущее…