Девочка из Витебска

Имя Тамары Лазакович золотом вписано в историю спорта

Тамара Лазакович стала чемпионкой по спортивной гимнастике на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году. Ее имя не так часто фигурирует, как имена ее подруг по команде СССР Людмилы Турищевой и Ольги Корбут. Однако ее мастерство ничуть не уступало мастерству соперниц. И многие утверждают, что только обстоятельства не позволили спортсменке из Витебска добиться большей славы.

Тамара училась во втором классе, когда в их школу пришел тренер по спортивной гимнастике и предложил записаться в секцию. Девочка пошла на тренировку, но сразу же бросила. Неинтересно. Но наставник был упрям и уговорил ее вновь появиться в зале. После этого гимнастика стала главным в жизни Лазакович. А вскоре ее заметила олимпийская чемпионка Лариса Петрик и отвела к своему тренеру Викентию Дмитриеву. Викентий Дмитриевич если замечал у ребенка талант, то не отходил от него, пока не превратит в мастера. Он и взялся за Тому.

Впервые гимнастка заявила о себе на чемпионате СССР в 1967 году. Накануне журналист спросил ее, еще ребенка, какое место она хочет занять. Тамара ответила: «Я буду первой!» Но после соревнований рыдала: только шестая. Хотя почему «только»? Перед ней оказались звезды мирового спорта — Наталья Кучинская, Лариса Петрик, Зинаида Воронина, Полина Астахова и Людмила Турищева… Следующий год для Лазакович стал успешным. И ее хотели взять в сборную СССР на Олимпийские игры. Пусть даже запасной. Она уже примеряла парадную форму, но главный тренер команды Лариса Латынина, несмотря на уговоры руководства Спорткомитета СССР, категорически сказала: «Нет!»

— Почему тогда я сказала «нет»? — позже говорила Латынина. — Ведь, в принципе, я и тогда видела в Тамаре потенциального члена сборной. А коль так, этой гимнастке и в четырнадцать лет полезно закаляться, хоть и не в пекле, а рядом с огнем олимпийского сражения. Но... Тогда, в четырнадцать лет, у Тамары прорезалось в характере то, что именуется самоуверенностью. А этого качества, в отличие от уверенности спортсмена, очень боюсь. Возможно, я была излишне осторожна.

В 1971 году Лазя, как называли Тамару, стала абсолютной чемпионкой Спартакиады народов СССР, а затем и Европы. Случилось это в Минске. Лазакович прочно забронировала себе место в национальной команде. Путь в олимпийский Мюнхен был открыт.

Лазакович в 1968 году, когда ей было четырнадцать лет, снялась в фильме «Новенькая». Картина рассказывала о жизни гимнасток. Тамара играла маленького «чертенка», хотя все говорили, что играла саму себя. Этот «чертенок» был с ангельским лицом, мягким голосом. Кто-то даже назвал ее Томом Сойером, только в купальнике. Она была неугомонной. Всегда стремилась идти впереди, выделялась среди сверстников. И эти качества не проходили с возрастом. Вот и на Олимпиаду она поехала с твердым намерением завоевать золотые награды в личном зачете, не говоря уже о командном.

С советскими спортсменками могли соперничать лишь гимнастки ГДР. Но кто выиграет Игры в многоборье? И здесь назывались только имена наших соотечественниц: Людмила Турищева из Киева, Ольга Корбут из Гродно или Тамара Лазакович из Витебска? Корбут — чудо с косичками — покоряла зрителей своими фантастическими по сложности элементами. Турищева — техничностью. А Лазакович была стабильна и очаровательна. Не зря же ее назвали самой грациозной гимнасткой Олимпиады.

Но Олимпиада — это еще и командный турнир. Выступают шесть спортсменок. Поэтому важны результаты всех. Особенно того, кто выходит на помост или к снаряду первым. Лариса Латынина выбрала первым номером Тамару Лазакович.

— Первым выступать несладко, — делится впечатлениями еще одна участница тех Игр, минчанка Антонина Кошель. — Судьи всегда к этой гимнастке строги. Они снимают ей десятые балла. Поэтому и открывать выступления доверяют опытным.

Но ходили и другие разговоры. Мол, хотели, чтобы турнир выиграла Турищева, а не Лазакович. Так или иначе, в многоборье Людмила стала чемпионкой, а Тамара — третьей. «Всего лишь третьей», — отметила она.

Был шанс завоевать золотую медаль в опорных прыжках. Однако опять в командных интересах витебчанку попросили усложнить прыжок. В итоге получилось шероховато, и судьи безжалостно сняли баллы. Утешением стали серебряная награда за композицию на бревне и «бронза» в вольных упражнениях. Но без «золота» она домой не уехала. В командных соревнованиях наша сборная заняла первое место.

Домой Тамара вернулась с триумфом. Ее встречали в Витебске как героиню. Были приемы, поздравления, награждения. Лазакович удостоилась ордена «Знак Почета». Была и поездка в США, где советских гимнасток принял президент страны Ричард Никсон. Планов у гимнастки и ее тренера было много. Но…

В 1973 году Тамара получила травму. Это ли сыграло решающую роль или что-то другое, но вскоре она завершила свои выступления. Правда, еще во время расцвета ее карьеры не раз возникали разговоры о нарушении спортсменкой дисциплины. Но это никак не сказывалось на ее результатах.

Уйдя из спорта, Тамара Лазакович оказалась неприспособленной к новой жизни. Она работала тренером, но это ее не удовлетворяло. Так и не нашла хорошей работы для души. Распалась семья. Тамара серьезно стала прикладываться к бутылке. К сожалению, рядом не оказалось человека, который смог бы заглянуть ей в душу, понять, что у нее творится там, помочь. Да и внимание ей перестали уделять. А сама она, в отличие от бывших подруг по команде, как нынче говорят, себе пиар не делала.

Она умерла 1 ноября 1992 года. Через двадцать лет после победы на Олимпиаде. В тридцать восемь лет… В Витебске очень любили эту красивую девушку.

В 2005 году дочь Тамары Лазакович Светлана передала часть наград матери в Музей олимпийской славы. В музее оборудован стенд, посвященный знаменитой гимнастке. Ее имя золотыми буквами вписано в историю белорусского спорта.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter