Жительницы Лобковичей бережно хранят древний обряд «Заплетание березы», восстановленный в деревне почти 30 лет назад

Девичник в березовой роще

Каждое лето в праздник Святой Троицы в деревне Лобковичи Кричевского района можно наблюдать необычную картину: женщины и девушки наряжаются в красивые платья, украшают голову венками и отправляются в березовую рощу, прихватив с собой угощения и затянув песню. Все это для того, чтобы провести там древний обряд «Заплетание березы» — девичник старинного образца.



Все песни, танцы и игры — как в старину, подчеркивает директор Лобковичского сельского дома культуры Елена Балдесова:

— В детстве я много времени проводила со своей бабушкой Федорой, большой любительницей фольклора. Меня, маленькую девочку, так впечатлили ее рассказы об этом обряде, что уже во взрослом возрасте я твердо решила — нужно «Заплетание березы» возродить и сохранить для следующих поколений. Нашла местных старожилов, которые помнили, что и как нужно делать, и скрупулезно записывала все шаги обряда и их значение. Особенно помогла Елена Дудкова, которой сейчас уже нет в живых. И вот вместе с единомышленницами, поддержавшими мою идею, уже почти 30 лет празднуем «зеленые святки».



Береза издревле олицетворяла девушку — тонкая, стройная, молодая. Именно этот символ красоты занял центральное место в женском обряде. В роще жительницы деревни находили два стоящих рядом молодых дерева. Ветви завивали наподобие косы или как венок, украшали их цветными лентами, при этом загадывая желания на хорошую жизнь и богатый урожай. Затем березы наклоняли друг к другу верхушками и переплетали, делая символическую арку. Вокруг и через нее водили хороводы с песнями, гадали на будущее, развлекали себя играми и обязательно кумились. Для этого барышни парами проходили под березовыми воротами, обменивались венками и трижды целовались со словами: «Пакумiмся, кума, пакумiмся, каб нам не сварыцца, навек падружыцца».


Каждый элемент «Заплетания березы» несет некий посыл, даже игры. Подбросили платки — чей выше взлетел, та целый год будет главной кумой с решающим словом в спорах. Или в центре хоровода садится старшая женщина, а остальные пытаются эту «спящую бабку» разбудить песнями. Она злится и жалит «обидчиц» крапивой. Кому досталось такое угощение — целый год проведет не болея.

— Конечно, сейчас обряд имеет элемент сценического выступления или даже игры, но наши предки придавали ему большее значение. Раньше в этот день песни звучали из каждого уголка деревни, а само действо затягивалось до поздней ночи. Похожие ритуалы проводили и в других районах Беларуси, но каждая местность имеет свой почерк. На Гомельщине вместо венков обменивались платками, а еще водили куст — одетого в траву и ветки человека. Мы же чтим свои традиции.



По воспоминаниям лобковичских бабушек воссоздали и рецепты троицких угощений. Главное блюдо — «яешня» на шкварках, украшенная зеленым луком и укропом. Многие готовили в печи троицкие пироги с яичной начинкой.

Редкий белорусский обряд обходится без гаданий. В этот день женщины бросали свои венки на березу, сперва загадав желание. Повиснет на ветвях — сбудется. Или бросали венок в реку — тогда он должен был остаться на воде, не утонуть. И ведь сбывается, уверена художественный руководитель сельского дома культуры Галина Тарабарова:

— У меня очень сильно болел внук. Несколько лет назад, бросая венок, я загадала желание, чтобы ребенок скорее поправился. И знаете — сработало! Считаю, это самое главное — верить в то, что делаешь. Я большой поклонник фольклора, люблю петь, поэтому во время «Заплетания березы» полностью проникаюсь им, чувствую связь с предыдущими поколениями. Это дань уважения предкам. Надеюсь, что обряд продолжит жить и после нас.



И эти надежды не пустые. Молодые сельчане все больше проявляют интерес к истории и культуре Лобковичей. 15-летние Наталья Комбаева и Лилия Дурбажева второй год занимаются в вокальном ансамбле «Сударушки». Девушки обещают продолжить дело по сохранению традиций. А значит, пока жива деревня, будет жить и «Заплетание березы».

solovieva@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter