Девальвация в Казахстане – причины и последствия

Центральный банк Казахстана официально объявил, что прекращает поддерживать курс национальной валюты на прежнем уровне – 150 тенге за доллар.

Взгляд из Москвы

Центральный банк Казахстана официально объявил, что прекращает поддерживать курс национальной валюты на прежнем уровне – 150 тенге за доллар.

Казахстан стал третьей республикой бывшего СССР после Украины и России, национальная валюта которой потеряла с начала года более 5% своей стоимости. 

Однако рубль и гривна за полтора месяца 2014 года ослабли  чуть более чем на 7%, казахстанская же валюта – сразу на 23% (до 185 тенге за доллар), что можно считать настоящей девальвацией, в то время как в отношении рубля и гривны применяется термин «плавное снижение».

В первый день объявления нового курса тенге наблюдался ажиотаж около обменных пунктов, так как прошли слухи (а в подобной ситуации без них не обойтись), что курс превысит 200 тенге за доллар. Председатель Национального банка РК Кайрат Келимбетов назвал в качестве ориентира 185 тенге, по которому и происходил обмен валюты всю прошлую неделю. Примечательно, что в последующие дни очередей в обменниках не наблюдалось.

Успокаивая население, Кайрат Келимбетов заявил, что хранение сбережений в национальной валюте после девальвации тенге не является убыточным «ввиду того, что как доходы, так и расходы населения формируются в тенге, и объем расходов и доходов в национальной валюте остаются неизменными».

По мнению главы Нацбанка, инфляция, а не обменный курс больше всего влияет на благосостояние простых людей, на покупательную способность зарплат, стипендий, пенсий и пособий.

– Резкого всплеска инфляции не ожидается, – сказал К. Келимбетов. – Однако не исключается формирование инфляционных ожиданий из-за ажиотажного спроса на отдельные виды товаров на потребительском рынке. Как и любая спекуляция, данный эффект будет носить краткосрочный характер с последующей стабилизацией ситуации, и правительство совместно с Нацбанком проводит постоянный мониторинг рынков, чтобы не допустить необоснованного всплеска цен.

На этом же заседании президент страны Нурсултан Назарбаев заявил, что поручил правительству с 1 апреля этого года предусмотреть ежемесячную доплату к должностному окладу гражданских служащих, занятых в государственных учреждениях, государственных казенных предприятиях, в размере 10%. К гражданским служащим относятся работники образования, науки, здравоохранения, культуры, спорта и социальной защиты.

Также с апреля на 12% увеличатся социальные государственные выплаты. На 10% повысятся стипендии студентам и до 14% – пенсии.

Президент также обратился к руководителям крупных компаний с призывом повысить зарплату своим служащим, в частности производственникам, на 10%: «Поручаю фонду «Самрук-Казына», компаниям, входящим в фонд, обеспечить с апреля 2014 года увеличение зарплат работникам, непосредственно занятым на производстве, на 10%. Только производственникам, а не офисным служащим, которые сидят, протирают одно место… Я вчера обратился к руководителям крупных компаний Казахстана, горнорудного сектора, нефтегазовых компаний рассмотреть вопрос повышения зарплат также на 10%. Надеюсь, что другие компании, наш средний бизнес поддержат своих людей».

Кроме того, из резервов государства (из Нацфонда) выделят триллион тенге для бизнеса.

Глава государства пояснил, что эти деньги пойдут на кредитование малого и среднего бизнеса. «На проекты развития обрабатывающей промышленности, а не для того, чтобы закрывать их дыры. Будем следить за каждым тенге», – отметил президент.

Помимо обрабатывающей промышленности кредитную поддержку получат проекты приоритетных программ индустриализации, в том числе с иностранным участием. «Волноваться не надо. Дальнейшего снижения курса не будет», – пообещал Нурсултан Назарбаев. По его словам, проведенная девальвация положительно повлияет на социально-экономическое развитие страны. «Только эта мера обеспечит рост экономики в этом году более чем на 6%. Все остальное – от лукавого», – заключил Назарбаев.

Игорь КРЫЛОВ

 Справка «СВ»

АО «Самрук-Казына» – холдинг по управлению государственными активами Республики Казахстан, находящийся под контролем правительства, созданный для повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и упреждения факторов возможного негативного влияния изменений на мировых рынках на экономический рост в стране. В составе АО «Самрук-Казына» находится 583 компании. Активы составляют 86,9 млрд долларов. Численность сотрудников всего холдинга – 260 тысяч человек.

Взгляд из Минска

В Национальном банке Казахстана для удешевления национальной валюты видят серьезные предпосылки. Здесь объясняют девальвацию необходимостью восстановления внешней конкурентоспособности обменного курса тенге, внешнеторгового баланса экономики страны и поддержания конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Одним из факторов, послуживших причиной для девальвации, стало ослабление курса российского рубля. То, что Казахстан так реагирует на изменение российской валюты, неудивительно: Россия – крупнейший торговый партнер страны, ее доля в казахстанском внешнеторговом товарообороте составляет 18,5 процента. Судить о том, как казахстанская девальвация скажется на российской экономике, эксперты пока не берутся, однако они считают, что данный шаг казахстанских властей скорее «ударит» по другим странам. «Для Казахстана достаточно существенной проблемой является большой импорт продовольственных и непродовольственных товаров, причем не столько от нас, сколько из Беларуси и Китая, – заявил заместитель главы Министерства экономического развития Российской Федерации Андрей Клепач. – В этом плане ослабление тенге поддержит конкурентоспособность Казахстана в пищевой отрасли, легкой промышленности по сравнению с Беларусью».

В январе – декабре 2013 года товарооборот Беларуси и Казахстана составил порядка 950,5 миллиона долларов, при этом белорусский экспорт значительно превышает импорт. Однако ожидать ответной белорусской девальвации не стоит, считают белорусские эксперты. «С 1 января 2012 года по 17 февраля текущего года украинская гривна подешевела к доллару США на 8,1 процента, российский рубль – на 9,5 процента, белорусский рубль – на 16,3 процента, казахский тенге – на 24,3 процента. Поэтому необходимости в резкой девальвации белорусского рубля сейчас нет, – прокомментировал ситуацию аналитик исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха. – Более рациональным и вероятным вариантом является плавная девальвация национальной валюты».

По мнению аналитика, сейчас на первый план выходят вопросы, связанные с повышением производительности труда и эффективности производства, выпуском новой продукции, улучшением качества товаров и услуг, развитием маркетинга и системы продвижения белорусских товаров и услуг на внешних рынках.

– Состоявшаяся девальвация казахского тенге не приведет к существенному падению объемов взаимной торговли товарами и услугами в рамках Таможенного союза, поскольку на современном этапе в сфере экспортно-импортных операций все более значимую роль играют качественные факторы конкурентоспособности, – считает Александр Муха.

– Казахстан сейчас отыграл девальвацию российского рубля, и даже с некоторым запасом. Но у девальвации есть и негативные моменты, поэтому считаю, что в ближайшие год-два темпы девальвации национальных валют в рамках Таможенного союза замедлятся, – высказал мнение Александр Муха.

Среди негативных последствий одномоментной девальвации – повышение цен и удорожание импорта, усиление инфляционных и девальвационных ожиданий, что в результате ведет к увеличению спроса на иностранную валюту. Это, в свою очередь, вызывает давление на курс национальной валюты и золотовалютные резервы в сторону снижения. Также среди последствий разовой девальвации можно выделить снижение склонности населения и юридических лиц к сбережениям в национальной валюте и долларизацию экономики страны. При этом чем выше уровень долларизации, тем меньше у Центрального банка возможностей для реализации эффективной монетарной политики.

То есть положительные стороны у резкой девальвации есть, но они носят преимущественно краткосрочный характер. Преодолевать негативные последствия куда сложнее. Так стоит ли игра свеч? «На мой взгляд, в рамках углубления процессов региональной экономической интеграции целесообразным выглядит проведение согласованной валютной политики и ограничение взаимных колебаний обменных курсов национальных валют государств – участников создаваемого Евразийского экономического союза», – считает Александр Муха.

По мнению аналитика, на современном этапе в рамках Таможенного союза следует стимулировать расширение расчетов в национальных валютах во взаимных внешнеэкономических операциях, связанных с движением товаров, услуг, доходов, трансфертов и капитала.

Валерия ГАВРУШЕВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter