Детям не должно быть страшно

Жизнь 13-летнего минчанина Димы с раннего детства была нелегкой.
Жизнь 13-летнего минчанина Димы с раннего детства была нелегкой. Мать с отцом чаще заглядывали в стакан, чем в школьный дневник сына, за что, в конце концов, и были лишены родительских прав. Опекунами стали бабушка и дедушка. Дед частенько ворчал на внука, пытаясь сыграть роль отца. А в тот день опекун явился пьяным и с ходу прицепился к Диме: "Чего кроссовки посреди комнаты бросил?" Внук огрызнулся. Дед схватился за нож...

Каждый 25-й потерпевший от того или иного преступления - несовершеннолетний. Несчастье может произойти не только в темной подворотне, но и в собственном доме: в 13 из 100 случаях насилия над детьми преступниками являются родители или опекуны.

Ощущают ли наши дети себя защищенными? Ответ на этот вопрос искали социологи Республиканского центра анализа и прогнозирования преступности НИИ криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции. Ответы старшеклассников, среди которых проводился опрос, вызывают тревогу: более трети юных респондентов такой защищенности не чувствуют. Одних терзает неуверенность в себе, другие признаются, что им страшно в этом мире, третьи злы на всех и вся. Почему это происходит? Когда человеку плохо, он ищет поддержки прежде всего в семье, среди родных и близких. Но каждый четвертый не считает родной дом защитой. Многие вообще не назвали места, где бы чувствовали себя в безопасности.

В минувшем году криминальных происшествий, в результате которых пострадали дети, зафиксировано в 2 раза больше, чем, скажем, 10 лет назад. По статистике, чаще всего дети рискуют стать жертвами хулиганов, воров, грабителей, насильников, мошенников и вымогателей. В последнее время увеличилось количество убийств и покушений на убийство.

Криминологи утверждают: жертвами становятся не случайно. Как ни парадоксально это звучит, но нередко мы сами провоцируем злоумышленника. Не умеем быть осторожными и не учим этому детей.

В нынешнюю школьную программу включен предмет "Основы безопасности жизнедеятельности". Впрочем, уже завтра ждать результатов не стоит. "Безопасный стиль поведения прививается с пеленок", - считает директор Минского городского центра помощи семье и детям психолог Андрей Туровец. Чадо с младенчества повторяет родительские привычки и манеры. Причем полная копия готова уже к 6 годам. 16-летний пацан, который постоянно попадает в передряги, может и не вспомнить, что в 3 года стал свидетелем агрессии подвыпившего отца. Но в подсознании образ "крутого папы" сохранится на всю жизнь.

Желание защитить ребенка от опасностей естественно. Лишь бы оно не переросло в гиперопеку. К специалистам центра помощи семье и детям недавно привели девочку, у которой к 10 годам - целый букет хронических заболеваний на нервной почве. Дочка подчиняется родителям беспрекословно, ни разу в жизни не сказала маме с папой: "Я этого делать не хочу". По просьбе мамы учительница запирает девочку на перемене в классе. "Чтобы не обидели сверстники", - объясняла странную меру родительница. Любой криминолог вам скажет: безграничная опека - самая благоприятная среда для воспитания безволия и неуверенности в себе, качеств потенциальной жертвы.

А любителям крутых воспитательных мер нужно помнить классическую формулу: любое насилие порождает насилие. Какие, по-вашему, эмоции кипят в душе 13-летнего мальчишки, которому дважды в неделю устраивают воспитательный час с ремнем? Представьте, мамаша явилась к психологам с вопросом: не увеличить ли количество экзекуций? Плоды такой "педагогики" предсказуемы. Одно из двух: либо прогрессирующее чувство неполноценности, либо всплеск накопившейся агрессии.

Рукоприкладство - обычное дело в семьях примерно трети несовершеннолетних правонарушителей. Ежегодно из дома сбегают примерно 2 тысячи подростков. Но нравы улицы еще жестче. Поэтому сотрудникам инспекций по делам несовершеннолетних приходится обучать ребятню безопасному поведению не только на улице, но и дома. "Мои подопечные могут позвонить в любой момент и спросить: "Что делать - папа опять напился и разбушевался?" - говорит участковый инспектор по делам несовершеннолетних Партизанского РУВД Минска Анна Федотова. - В таких случаях советую не раздражать невменяемого папашу, закрыться в другой комнате или... уйти из дома. С насилием в семье бороться сложно, подчас просто не хватает полномочий. Например, девочку регулярно избивает мать, часто вижу ребенка с синяками. Но даже отвести школьницу в поликлинику, чтобы получить медицинское заключение, не имею права. Процедура должна проводиться хотя бы при одном из родителей. Мамаша, понятное дело, на это категорически не идет".

"Правовых рычагов борьбы с семейным насилием маловато, - соглашается заведующая отделом Республиканского центра анализа и прогнозирования преступности Светлана Максименя. - Надеемся на принятие закона о предупреждении и пресечении насилия в семье. Проектом занята специальная рабочая группа, созданная по инициативе депутатов Палаты представителей Национального собрания".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter