Источник: Знамя юности
Знамя юности

Мирский замок приглашает на выставку крестильных нарядов, а драмтеатр имени Горького – на премьеру спектакля «Трамвай «Желание»

Детский мир

Зачем младенцам серебряная погремушка и почему чем длиннее крестильное платье, тем лучше? До 15 января в Мирском замке можно узнать все о традициях и моде сакрального таинства крещения XVIII–XIX веков.

В Речи Посполитой при крещении мальчиков использовали сабли: на них ребенка держали крестные или друзья родителей

Войны, революции, падение империй… и рождение детей. На выставке «Рожденные в кружевах, крещенные на саблях» по шляпкам, пинеткам и платьям можно проследить не только за модой, но и за главными политическими событиями бурной эпохи прошлого.

Такого количества детской одежды в музейных галереях экс-резиденции Радзивиллов и Святополк-Мирских еще не видели. Все экспонаты, а их более трехсот, – из частного собрания Игоря Сурмачевского, накопившего за эти годы внушительную коллекцию детских нарядов прошлых веков.

Фотография из коллекции Игоря Сурмачевского
– Много лет назад мне довелось побывать в Королевской сокровищнице Стокгольма. Среди огромного количества предметов больше всего меня поразили детские наряды, которые королевская семья «трех корон» использовала при крещении наследников. Ничего подобного до этого я не видел. Конечно, много читал о традициях, когда при рождении наследника магнаты ВКЛ давали многодневные балы, салютовали из пушек и сотрясали всю округу криком «Виват!» И о более скромных крестинах в крестьянских избах, когда малютку пеленали в отцовскую рубашку и несли в церковь... Читая, я представлял себе, как удивительно было бы увидеть наяву наряд, в котором крестили, скажем, младенца Пане Коханку весной 1734-го под сводами несвижской святыни. И такая возможность представилась мне в Стокгольме.

Спустя время на одном из западных аукционов внимание Игоря Сурмачевского привлек необычный лот: набор для крещения девочки, датированный XVIII веком. Гарнитур, который можно увидеть в Мирском замке, состоит из нескольких предметов. Во-первых, капа – шелковая тафта, отделанная снаружи серебряным кружевом. Во-вторых, пелена из батиста, украшенная в области груди кружевной лентой. Плюс бонет – шапочка, скроенная из отреза шелковой тафты. История приписывает этот крестильный набор шведской принцессе Софии Альбертине. Это самый дорогой и интересный артефакт коллекции, заверяет Игорь Сурмачевский:

– Головному убору младенца всегда придавалось особое внимание. Он охранял темечко, через которое, как считалось, новорожденная душа еще 40 дней поддерживала связь с внеземным миром. Поэтому чепцы и бонеты шили с особым вниманием к деталям. Для бонета, например, брали отрез ткани свадебного платья матери. В данном случае это платье королевы Швеции Луизы Ульрики Прусской.

Здесь же, на выставке, можно увидеть серебряную детскую погремушку с ко­раллом, изготовленную в Гер­мании в XIX веке. К слову, дорогой материал не прихоть богатых родителей, а суровая необходимость. С давних времен серебро считалось лучшим и самым надежным антисептиком.

Есть в собрании коллекционера кафельная плитка с изображением матери и ребенка. Роспись сделана в голландском Делфте в 1680-х. Ребенка запеленали «солдатиком» – считалось, что этот вид пеленания предотвращает развитие кривизны костей и лучше всего защищает от рахита.

Серебряная погремушка с кораллом. Германия.  ХІХ век

Однако позже эта теория была признана врачами ошибочной, обращает внимание Игорь Вячеславович:

– Тем не менее в XVI–XVIII веках спеленатого малыша иногда подвешивали на большой гвоздь в стене, чтобы он не мешал родителям заниматься своими делами. Мода на такие ленты отошла в Западной Европе только в конце XVIII века, но в некоторых культурах они используются и сейчас.

Пинетки. Кожа. Франция. Конец ХІХ века

Особая гордость коллек­цио­нера – льняное крестильное платье с вышивкой anglaise, созданное неизвестным кутюрье во французском Провансе в 1900 году:

– В начале XVIII века церемония таинства крещения меняется, полное окунание младенца в воду уже не требуется, святой водой окропляют лишь голову. Соответственно, и одежда для крещения становится более сложной. Появляются крестильные платья, которые не нужно снимать во время таинства.

Набор детской одежды – рубашка и чепчик. Лен, плетеное кружево. Франция. Конец XVIII века

Поэтому уборы начали шить по моде дамского шика тех лет: с высоким лифом и декольте, которое можно было регулировать с помощью ленточки. Такие крестильные платья имели короткие рукава и длинную юбку, ниспадающую кружевами вниз.

– Считалось, что чем длиннее платье, тем больше лет проживет новорожденный. Поэтому крой таких нарядов мало чем изменился за все ХІХ столетие.

Крестильный набор шведской принцессы  Софии Альбертины

Можно увидеть на выставке и совсем редкий экспонат – темнокожую куклу Хильду от известной немецкой компании Kestner, начавшей производить игрушки еще в 1820-х. Остановилось производство в 1938 году.

– Известно, что Иоганн Даниэль Кестнер – младший сначала изготавливал игрушки из папье-маше и дерева, потом фабрика производила фарфоровых кукол, а затем появились куклы-«бисквиты» – так можно проследить, как менялись вкусы покупателей. Фарфоровые темнокожие куклы считаются очень редкими, их практически не найти, так что мне в свое время очень повезло с Хильдой.

Вагончик тронется

На сцене драмтеатра имени Горького наконец ожила самая известная история американского драматурга Теннесси Уильямса. За постановку его «Трамвая «Желание» взялась Валентина Еренькова, перечитавшая классику по-своему.


Канонический сюжет, впрочем, остался прежним: там, где заканчивается путешествие в Новый Орлеан, начинается дорога в никуда. Пере­ехав в рабочий квартал к сестре Стелле и ее мужу, Бланш (в исполнении Екатерины Шатровой) окружает себя остатками былой роскоши, и это лишь приближает надвигающуюся катастрофу…

Валентина Еренькова рассказывает:

– Мой спектакль – о дефиците любви. О том, что все чаще сегодня это благородное чувство незаметно угасает, уступая место циничному бездуховному желанию. А желание без любви губительно для человеческой души.

История о том, что родные люди могут вовсе и не быть родственными душами, разворачивается на улицах Нового Орлеана. Хотя, уверена режиссер, она могла произойти абсолютно в любом городе: мало ли примеров? Поэтому читать пьесу Уильямса можно без привязки к географическим точкам и в идеале – между строк:

– Удивительно, что спустя столько лет эта история по-прежнему не теряет актуальности. Произведение, за которое Уильямс получил Пулитцеровскую премию, было написано почти семьдесят лет назад!

Пьеса выдержала бессчетное количество постановок на всех континентах по обе стороны океана и до сих пор идет во многих театрах мира. В 1951 году «Трамвай «Желание» стал кинохитом. Фильм с Марлоном Брандо и Вивьен Ли получил сразу четыре «Оскара».


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter