В Речи Посполитой при крещении мальчиков использовали сабли: на них ребенка держали крестные или друзья родителей
Такого количества детской одежды в музейных галереях экс-резиденции Радзивиллов и Святополк-Мирских еще не видели. Все экспонаты, а их более трехсот, – из частного собрания Игоря Сурмачевского, накопившего за эти годы внушительную коллекцию детских нарядов прошлых веков.
Спустя время на одном из западных аукционов внимание Игоря Сурмачевского привлек необычный лот: набор для крещения девочки, датированный XVIII веком. Гарнитур, который можно увидеть в Мирском замке, состоит из нескольких предметов. Во-первых, капа – шелковая тафта, отделанная снаружи серебряным кружевом. Во-вторых, пелена из батиста, украшенная в области груди кружевной лентой. Плюс бонет – шапочка, скроенная из отреза шелковой тафты. История приписывает этот крестильный набор шведской принцессе Софии Альбертине. Это самый дорогой и интересный артефакт коллекции, заверяет Игорь Сурмачевский:
– Головному убору младенца всегда придавалось особое внимание. Он охранял темечко, через которое, как считалось, новорожденная душа еще 40 дней поддерживала связь с внеземным миром. Поэтому чепцы и бонеты шили с особым вниманием к деталям. Для бонета, например, брали отрез ткани свадебного платья матери. В данном случае это платье королевы Швеции Луизы Ульрики Прусской.
Здесь же, на выставке, можно увидеть серебряную детскую погремушку с кораллом, изготовленную в Германии в XIX веке. К слову, дорогой материал не прихоть богатых родителей, а суровая необходимость. С давних времен серебро считалось лучшим и самым надежным антисептиком.
Есть в собрании коллекционера кафельная плитка с изображением матери и ребенка. Роспись сделана в голландском Делфте в 1680-х. Ребенка запеленали «солдатиком» – считалось, что этот вид пеленания предотвращает развитие кривизны костей и лучше всего защищает от рахита.
Серебряная погремушка с кораллом. Германия. ХІХ век
Однако позже эта теория была признана врачами ошибочной, обращает внимание Игорь Вячеславович:
– Тем не менее в XVI–XVIII веках спеленатого малыша иногда подвешивали на большой гвоздь в стене, чтобы он не мешал родителям заниматься своими делами. Мода на такие ленты отошла в Западной Европе только в конце XVIII века, но в некоторых культурах они используются и сейчас.
Пинетки. Кожа. Франция. Конец ХІХ века
Особая гордость коллекционера – льняное крестильное платье с вышивкой anglaise, созданное неизвестным кутюрье во французском Провансе в 1900 году:
– В начале XVIII века церемония таинства крещения меняется, полное окунание младенца в воду уже не требуется, святой водой окропляют лишь голову. Соответственно, и одежда для крещения становится более сложной. Появляются крестильные платья, которые не нужно снимать во время таинства.
Набор детской одежды – рубашка и чепчик. Лен, плетеное кружево. Франция. Конец XVIII века
– Считалось, что чем длиннее платье, тем больше лет проживет новорожденный. Поэтому крой таких нарядов мало чем изменился за все ХІХ столетие.
Крестильный набор шведской принцессы Софии Альбертины
– Известно, что Иоганн Даниэль Кестнер – младший сначала изготавливал игрушки из папье-маше и дерева, потом фабрика производила фарфоровых кукол, а затем появились куклы-«бисквиты» – так можно проследить, как менялись вкусы покупателей. Фарфоровые темнокожие куклы считаются очень редкими, их практически не найти, так что мне в свое время очень повезло с Хильдой.
Вагончик тронется
На сцене драмтеатра имени Горького наконец ожила самая известная история американского драматурга Теннесси Уильямса. За постановку его «Трамвая «Желание» взялась Валентина Еренькова, перечитавшая классику по-своему.
Валентина Еренькова рассказывает:
– Мой спектакль – о дефиците любви. О том, что все чаще сегодня это благородное чувство незаметно угасает, уступая место циничному бездуховному желанию. А желание без любви губительно для человеческой души.
История о том, что родные люди могут вовсе и не быть родственными душами, разворачивается на улицах Нового Орлеана. Хотя, уверена режиссер, она могла произойти абсолютно в любом городе: мало ли примеров? Поэтому читать пьесу Уильямса можно без привязки к географическим точкам и в идеале – между строк:
– Удивительно, что спустя столько лет эта история по-прежнему не теряет актуальности. Произведение, за которое Уильямс получил Пулитцеровскую премию, было написано почти семьдесят лет назад!
Пьеса выдержала бессчетное количество постановок на всех континентах по обе стороны океана и до сих пор идет во многих театрах мира. В 1951 году «Трамвай «Желание» стал кинохитом. Фильм с Марлоном Брандо и Вивьен Ли получил сразу четыре «Оскара».