Детский фон

Международная конференция, посвященная 20–летию катастрофы на ЧАЭС, вчера из Минска переместилась в Гомель...
Международная конференция, посвященная 20–летию катастрофы на ЧАЭС, вчера из Минска переместилась в Гомель. Там обсуждаются самые различные проблемы, связанные с постчернобыльской реабилитацией. Большое внимание уделяется детям. В настоящее время на пострадавших территориях проживает более 250 тысяч маленьких белорусов. Их защита — одно из приоритетных направлений социальной политики государства. В ближайшие 5 лет специальным фондом ООН — ЮНИСЕФ для Беларуси будет выделено 5 миллионов долларов. Учитывая тот факт, что в нынешнем году впервые за 60 лет Беларусь возглавила руководящий орган ЮНИСЕФ, можно утверждать, что между нашей страной и фондом установились особые отношения. Приезд в Минск на международную чернобыльскую конференцию помощника генерального секретаря ООН, заместителя исполнительного директора ЮНИСЕФ Кула Гаутама подтверждает это. Нашей газете он дал эксклюзивное интервью.

— Г–н Гаутам, вы работали в самых разных странах и хорошо знаете, как проблемы детей решаются в мире. Как бы вы оценили политику в отношении подрастающего поколения, которую проводит Беларусь?

— Я первый раз в Минске и сейчас как раз и занимаюсь тем, что изучаю белорусскую политику в этой области. Из всего увиденного и услышанного здесь делаю вывод, что Беларусь идет в правильном направлении. Существуют определенные международные стандарты, которых придерживается ваша страна. Так, Беларусь ратифицировала Конвенцию о правах ребенка и выполняет ее. Под эгидой ООН был заключен целый ряд соглашений по детям. Например, среди целей, записанных в Декларации тысячелетия, есть такие, как снижение детской смертности и заболеваемости, повышение уровня образования и другие. Во всех этих сферах, насколько мне известно, ваше Правительство действует достаточно активно и успешно.

— Как известно, в этом году представитель Беларуси председательствует в Исполнительном совете ЮНИСЕФ. В дипломатии редко что–то происходит случайно. Ни для кого не секрет, что наше государство всегда делало упор на защите детей, на их умственном и физическом развитии. Означает ли назначение белоруса на руководящий пост, что на международном уровне признается успешность этой политики?

— Когда мы говорим о детях, я думаю, политику можно оставить за дверями. Мы действуем только ради детей. И очень рады, что постоянный представитель Беларуси при ООН Андрей Дапкюнас был избран председателем Исполнительного совета. Он очень опытный дипломат. Поэтому я уверен, что в этом году наши отношения с Беларусью, и без того хорошие, еще улучшатся.

— Много говорится о некоем новом подходе ООН к преодолению последствий аварии на АЭС. Что касается влияния на детей, того, как нужно работать с ними, есть какие–то новые моменты?

— До сих пор подход был такой: эти люди бедные, несчастные, они нуждаются в помощи, которую нужно привезти и раздать. Я думаю, что сейчас пришло время перемен. 20 лет спустя следует отходить от варианта простой гуманитарной помощи. Новый подход должен дать людям возможность самим изменить свою жизнь в лучшую сторону.

— Целое поколение у нас называется чернобыльскими детьми. Многие из них побывали за границей на оздоровлении. Сейчас иностранные доноры ориентируются на возведение на территории Беларуси, к примеру, оздоровительных комплексов, чтобы как можно больше детей могло воспользоваться плодами международной помощи. Это укладывается в новую стратегию?

— На мой взгляд, конечно же, в итоге Беларусь должна прийти к самодостаточности. Нет разницы, будут дети поправлять здоровье за границей или в чистых районах Беларуси. Главное, чтобы они хотя бы временно покидали загрязненные районы.

— На юбилейной, 60–й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент Беларуси призвал страны мира активнее противостоять торговле людьми. В настоящее время эта инициатива оформляется как «Глобальное партнерство против рабства и торговли людьми в XXI веке». ЮНИСЕФ поддерживает эти усилия?

— Проблема торговли людьми, особенно женщинами и детьми, — чрезвычайно серьезная. Скажу только, что ежегодно жертвами такой торговли становятся 2 — 3 миллиона детей. Большая часть из них направляется в страны Юго–Восточной Азии и Центральную Европу. Люди, которые занимаются современной работорговлей, совершают тяжкое преступление. ЮНИСЕФ всеми силами борется с этим злом. В Конвенции о правах ребенка есть специальный протокол об обязанности вести борьбу с торговлей детьми. Фонд убеждает все государства признать эту обязанность за собой. И, конечно же, мы с радостью восприняли информацию о том, что Беларусь проявляет большой интерес к решению этой проблемы. Мы бы очень хотели, чтобы все страны поступали таким же образом. ЮНИСЕФ принимает активное участие в работе по выработке общих подходов к оформлению «Глобального партнерства».

— По телевизору мы так часто видим жуткие картинки, где главные герои — дети: они с автоматами, или с наркотиками, или попавшие в рабство. Однако что–то не слышно, чтобы мировые политики в своих выступлениях говорили об этих проблемах. Почему? Как сделать, чтобы политики, в первую очередь лидеры ведущих государств, претендующих на то, чтобы вести за собой остальной мир, занимались реальными проблемами?

— Мы очень хотим видеть детей на первом месте повестки дня. Это именно то, чем занимается ЮНИСЕФ. К сожалению, далеко не все правительства уделяют должное внимание детям. Это объясняется просто: дети не голосуют, они не ходят на демонстрации, их голос не слышен. Мы хотим сделать так, чтобы их голос был услышан теми людьми, которые принимают решения. Тут возможны любые методы. Вы знаете, наверное, что летом в Санкт–Петербурге соберется саммит «большой восьмерки». Мы хотим собрать в России детей из этих стран, чтобы они параллельно обсуждали те же проблемы, что и президенты, а потом их точка зрения была донесена до мировых лидеров. Дети — наше будущее, и мы все должны действовать в их интересах. Это единственный путь действовать и в интересах нас самих.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter