Детские лица взрослых войн

ЕСЛИ верить данным ООН, сегодня в Африке и Южной Америке более 350 тысяч юных созданий с оружием в руках активно участвуют в боевых действиях. Среди них есть девочки, которые одновременно и воюют, и играют роль сексуальных партнеров для солдат. Перед «призывом» в большинстве случаев дети должны убить своих родителей, пройти проверку на пригодность быть солдатом. Боевики считают несовершеннолетних хорошими бойцами.

В различных конфликтах на планете сегодня участвует около 300 тысяч вооруженных людей до... 18 лет

ЕСЛИ верить данным ООН, сегодня в Африке и Южной Америке более 350 тысяч юных созданий с оружием в руках активно участвуют в боевых действиях. Среди них есть девочки, которые одновременно и воюют, и играют роль сексуальных партнеров для солдат. Перед «призывом» в большинстве случаев дети должны убить своих родителей, пройти проверку на пригодность быть солдатом. Боевики считают несовершеннолетних хорошими бойцами.

Не по доброй воле

В средние века четырнадцатилетние подростки служили оруженосцами. Они помогали рыцарям нести ночной караул и чистить оружие. В XVIII—XIX веках мальчики, которым не исполнилось и восьми лет, перезаряжали орудия на военных кораблях. Их прозвали «пороховыми обезьянками». До XIX столетия дети в возрасте от десяти лет служили барабанщиками в армиях разных стран. В конце Второй мировой войны гитлеровцы стали привлекать четырнадцатилетних детей в подразделения фольксштурма. Добровольцев из гитлерюгенда сбивали в отряды, которым поручалось прикрытие отхода частей вермахта, совершение диверсионных актов в тылу войск антигитлеровской коалиции.

В Красной Армии во время Великой Отечественной служили «сыны полков» — обычно сироты, подобранные солдатами на военных дорогах. Кроме того, советские подростки воевали в партизанских отрядах, участвовали в диверсиях на оккупированных территориях.

С тех пор мало что изменилось. Вот два недавних информационных сообщения, которые появились почти одновременно. Первое пришло из Таджикистана. Там местные правоохранительные органы обнаружили подпольные медресе, исламские религиозные школы, где обучались похищенные ранее дети. Пока найдено два таких заведения в Гиссарском и Шахринавском районах. По информации республиканского МВД, на след милицию навел задержанный за похищение ребенка в Душанбе сорокавосьмилетний житель Шахринавского района Абдусалом Раджабов.

На допросе Раджабов рассказал, что похищал детей якобы «с целью их дальнейшего обучения в незаконных религиозных школах на дому». В домах, куда направились сотрудники МВД по наводке Раджабова, были обнаружены десять похищенных детей. Выяснилось, что многие из бедных семей, и родители даже не стали заявлять об их пропаже. «Задержанные «священнослужители», — говорится в заявлении МВД, — преподавали детям религию в антисанитарных условиях, не имея соответствующего разрешения, то есть незаконно. При этом незаконно удерживая их, а до этого совершив другое тяжкое преступление — похитив их». Оперативников насторожило и то, что задержанные взрослые ранее участвовали в боевых действиях на Ближнем Востоке, а также у себя на родине. Кроме того, среди религиозной литературы были найдены описания различных видов стрелкового оружия.

Второе сообщение пришло из Колумбии. Там местные спецслужбы вычислили и ликвидировали очередной лагерь антиправительственных повстанцев, который находился под контролем Революционных вооруженных сил Колумбии (РВСК). Ультралевые формирования, созданные некогда как военное крыло компартии Колумбии, позже трансформировались в преступные группировки, занимающиеся наркоторговлей и похищением людей. Ликвидированный лагерь находился в сельской местности в департаменте Гуавьяре. От прочих подобных баз эта отличалась тем, что военную подготовку здесь проходило около 120 детей. Их обучали всем тонкостям партизанской войны: разведке, саботажу и тому подобному. Проходить подобный курс их вынуждали силой.

Помимо тренировочных площадок, где дети улучшали свою физподготовку, на территории лагеря спецназовцы обнаружили несколько мастерских по изготовлению оружия и самодельных взрывчатых веществ. Здесь же располагались сразу пять лабораторий по производству кокаина. Как полагают правоохранительные органы, выручка от продажи наркотиков покрывала немалые расходы на содержание лагеря. Революционные вооруженные силы Колумбии печально прославились тем, что активно используют в своих рядах несовершеннолетних.

Сыновья Господа

Известен случай, когда ультралевые в Боготе отправили мальчика тринадцати лет отнести в полицейский участок завернутую в ткань бомбу. При входе полицейский остановил ребенка, тот испугался и побежал — его ноша взорвалась у него в руках. По сообщению властей Колумбии, в повстанческих группировках страны в настоящее время состоят на «службе» предположительно 18 тысяч несовершеннолетних. В 2007 году в стране была организована комиссия по противодействию вербовке детей в ряды вооруженных формирований. Благодаря работе этой комиссии за последние годы удалось вернуть к мирной жизни 3,4 тысячи детей.

В последнее время появилась информация о подростках-убийцах в Афганистане. Итальянский журналист Витторио Зуккони в статье, опубликованной в газете La Repubblica, в связи с гибелью итальянского военнослужащего в этой стране, вероятнее всего, от руки подростка, пишет: «Не впервые солдаты погибают от рук ребенка, снабженного оружием полевыми командирами. Нынешние кровопролитные войны утратили как географические, так и возрастные границы. В 11 лет детство уступает место юности. Этот возраст в благополучных странах считается довольно нежным. Но для детей в местах повседневного насилия эти одиннадцать лет становятся годами жестокой зрелости».

В учебных лагерях боевиков Сомали и Пакистана таких малолетних бойцов называют «сыновьями Господа». «Их отцы, — пишет Витторио Зуккони, — совершили самоубийственные теракты, они шахиды, самоубийцы-киллеры, повстанцы, погибшие под ракетным огнем или в ходе боевых действий. Детей собирают и подвергают идеологической обработке, их воспитывают в духе жертвенности во имя их отцов и обучают в пропыленных детских садах применению огнестрельного оружия и взрывных устройств. Но самое главное: им прививают стремление к «священной смерти» во имя джихада. Известно, что в многочисленных детских садах такого рода детей пяти-шести лет учат обращаться с револьверами с ослабленным спусковым крючком, приспособленным для неокрепших ручек. И на видео, выкладываемых в Сети, можно лицезреть, как самые новые поколения готовятся заменить павших в священной войне».

Американский исследователь — доктор Роберт Джонстон — недавно опубликовал данные о почти 20 тысячах детей-убийц, участвовавших в локальных войнах. «Четыре террористические группы в Сирии, Сомали, Пакистане и Афганистане, — указывает Джонстон, — гордятся тем, что имеют подобные детские сады смерти, где проходят подготовку будущие террористы». По словам эксперта по терроризму, есть доказательства того, что детей вынуждают идти в эти заведения, жить в ГУЛАГах терроризма. Как девочки принуждаются к проституции, так мальчики принуждаются к войне.

«Вестсайдские мальчики»

В различных конфликтах на планете во многих странах мира сегодня участвует около 300 тысяч детей в возрасте до 18 лет. К сожалению, таких стран слишком много. В Латинской Америке — это Колумбия и Сальвадор, в Африке — Ангола, Руанда, Сьерра-Леоне, Бурунди, Конго, Судан, в Азии — Шри-Ланка, Афганистан, в Европе — Северная Ирландия, Балканы. И, конечно, война на Ближнем Востоке. Особенно много детских отрядов втянуто во внутригосударственные вооруженные конфликты в африканских странах. Журналист Петер Шолл-Латур писал о детях-солдатах, как о «наиболее ужасной болезни Африки». Он был свидетелем того, как во время гражданской войны в Сьерра-Леоне во Фритауне около восьми тысяч человек были изувечены бандой детей-солдат, известных как «вестсайдские мальчики».

В 2008 году в Демократической Республике Конго более половины личного состава всех армейских подразделений, а это примерно 30 тысяч человек, состояло из несовершеннолетних. В Уганде почти 70 процентов боевиков так называемой «Армии сопротивления Господа» — дети и подростки, некоторым из них всего по восемь лет. Их похищают во время набегов на деревни и заставляют сражаться на стороне повстанцев, а тех, кто пытается бежать, убивают. За последние тридцать лет таким образом стали боевиками более 30 тысяч детей. По словам вице-председателя Центра по защите прав человека в Могадишо Али Шейха Ясина, в рядах сомалийских правительственных войск количество детей достигает 20 процентов. В противостоящей им группировке «Джамаат Аш-Шабааб» доля несовершеннолетних огромна — почти 80 процентов. Их часто используют для разведки и при устройстве засад, так как они менее заметны, чем взрослые, и не вызывают подозрений. Детей легче, чем взрослых, довести до бездумного подчинения, при котором войну они воспринимают как увлекательную игру.

Приведу высказывание одного из командиров вооруженных групп в Конго: «Дети — хорошие бойцы, потому что они молоды и хотят показать себя. Они верят, что это какая-то игра, поэтому так бесстрашны». Иногда несовершеннолетних приучают к наркотикам и алкоголю, чтобы добиться подчинения. Часто, чтобы разорвать все связи похищенного ребенка с родным селением, его заставляют убить кого-то из родственников или соседей. Боевики используют и девочек, прежде всего как наложниц, но также и как разведчиц и бойцов.

Машинки для убийства

Недавно агентство «Франс Пресс» опубликовало репортаж под названием «Бойцы оппозиции в Сирии превращают детей в машины для убийства». Материал подкреплен документами: фотоснимками и видеокадрами, которые невозможно опровергнуть. На одном из роликов ребенок с одобрения и поощрения старших держит топор после казни пленного. Затем боевики тащат голову убитого по земле на глазах у мальчишки. На другом видеоролике — четырнадцатилетний подросток в военной форме, с автоматом в руках стоит среди взрослых боевиков. Голос оператора за кадром говорит, что это самый юный боевик в Сирии. Ролик снят в провинции Дейр-Эз-Зор на востоке САР.

Имеется и множество других видеодокументов из разных местностей страны, где террористические группировки представляли мальчишек как своих юных членов. На не менее жутких кадрах видно, как готовят детей стать убийцами, учат пренебрегать человеческими жизнями, принимать участие в пытках пленных и осквернении тел убитых.

Вот как описывается подготовка детей. Мальчиков разделяют на две группы и заставляют драться друг с другом. Один из них отбирает оружие у противника. И вместо того чтобы изобразить, как он убивает соперника ножом, мальчик бьет его кулаком. Тридцативосьмилетний террорист-профессионал Абдель-Раззак кричит четырнадцатилетнему подростку: «Ты должен его убить, а не играть с ним, как ребенок». Позже отец этого подростка заявил: «Я горжусь своим сыном и знаю, что он станет хорошим воином».

Сам Абдель-Раззак говорит, что дети — самые лучшие бойцы, которых он знал. Они выполняют все, что им приказывают. А те, кто постарше, задают вопросы, и поэтому с ними тяжелее. Кроме того, дети никогда не предъявляют претензий. Он добавил также, что если некоторые из этих мальчишек погибнут, то другие придут на их место. Отвратительное явление — так называемое джихадистское замужество. В Тунисе сообщалось об исчезновении 13 девочек, отправившихся в Сирию, чтобы удовлетворять сексуальные нужды бойцов оппозиции. Джихадистский брак заключается всего на несколько часов, чтобы женщина могла удовлетворить как можно большее количество боевиков. В декабре 2012 года саудовский имам Мухаммед аль-Арифи издал специальную фетву. Он посетовал, что герои джихада уже два года вынуждены страдать без женщин. И разрешил сирийским боевикам вступать во временный брак, который откровенно назвал «браком сношений».

Пионеры из ХАМАС

В Сирии воюют и боевики из Европы. Королевский колледж в Лондоне в течение года проводил исследование, на основе которого установил, что до 600 человек из 14 европейских стран, включая Великобританию, Австрию, Испанию, Швецию и Германию, приняли участие в конфликте. Среди них есть и пятнадцати-шестнадцатилетние подростки. В течение более десяти лет во время летних каникул тысячи палестинских детей и подростков в возрасте от 6 до 16 лет посещают летний лагерь ХАМАС в городе Рафах на юге сектора Газа. Тут будущие боевики проходят физическую подготовку и учатся обращаться с огнестрельным оружием под присмотром вожатых, которые в свое время сами выросли в таких же лагерях.

Согласно докладу официальных представителей ООН в Сомали, переходное федеральное правительство этой страны, которое опирается на помощь Запада и ведет борьбу с исламскими повстанцами, отправляет сотни детей на фронт. Многим «бойцам», участвующим в военных действиях, нет и девяти лет. Хотя международные организации призывают правительства рассматривать детей-солдат как жертв, а не как пособников боевиков, многие из тех малолетних, кого задерживают правительственные войска и полиция, часто проводят не один год в предварительном заключении. В программы по реабилитации, реинтеграции детей-солдат в общество после окончания вооруженного конфликта попадает всего несколько тысяч в год. Что ничтожно мало.

Владимир БОГДАНОВ

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter