Родители-воспитатели не хотят платить за коммунальные услуги на рабочем месте

Детские дома семейного типа: кто заплатит за свет?

В минских детских домах семейного типа (ДДСТ) проблема: как платить по коммунальным счетам? Об этом сообщил в редакцию Сергей Луканин. Мол, у его знакомых родителей–воспитателей начали из–за долгов... отключать свет! «При оформлении на работу таким семьям предоставляются большие квартиры или коттеджи, где воспитываются до 10 детей, преимущественно сирот. Проживание в этих помещениях родителей–воспитателей ограничено исключительно временем действия трудового контракта. По закону расходы на коммунальные услуги должен возмещать работодатель. А на деле лицевые счета почему–то оформлены на родителей–воспитателей, и коммунальщики теперь требуют именно с них. Суммы более чем внушительные!» Все это подтвердили в детских домах семейного типа, расположенных в доме № 32 по улице Налибокской. Стечение обстоятельств или системная проблема?

ФОТО СЕРГЕЯ ЛОЗЮКа

Родитель–воспитатель ДДСТ № 10 Валентина Голотина, воспитывающая с мужем 7 ребятишек, вспоминает, как неделю назад ей пришлось собрать не только все имеющиеся в доме деньги, но даже залезть в долги, чтобы в квартире снова появился свет:

— Я не верила, что такое в принципе возможно: оставить сирот без света. Да, на тот момент долг за электроэнергию по нашему адресу был около 1.900 рублей. Но разве я его накопила? Или дети? В общем, я положила на счет 940 рублей — и свет снова загорелся. Через 4 дня деньги отдел образования мне вернул, правда, не всю сумму, а 840 рублей, объяснив, что 100 рублей я заплатила за себя, мужа и нашу родную дочь.

Детский дом семейного типа в Кличеве
ФОТО ВЛАДИМИРА ШЛАПАКа

Буквально на следующий день после визита корреспондентов «СБ» Голотиным стали угрожать очередным отключением: мол, надо бы погасить долг полностью. Валентина была в отчаянии:

— Но у нас нет такой суммы! И что теперь, детям придется делать уроки при свечах? Мыться, ужинать, завтракать?

Увы, в отделе образования предупредили: о возмещении затрат можно говорить только в следующем месяце. И только, разумеется, о частичном... Голотиным ничего не оставалось, как согласиться на отключение. Ведь ни скандалом, ни слезами здесь не поможешь. Но в деле произошел совершенно неожиданный поворот. В «Энергосбыте» Голотиным предложили написать заявление с просьбой о рассрочке погашения долга. Родители–воспитатели отказались, так как это, по сути, ничего не меняло. Однако наконец–то объяснили кредиторам свою роль во всей этой истории. И тогда тон разговора кардинально изменился: сотрудники «Энергосбыта», по словам Валентины, рекомендовали «невольным должникам» оставить все как есть, сообщить об инциденте в Министерство образования и попросить перезаключить все договоры на юридическое лицо, например, на районный отдел образования. Ведь в некоторых минских детских домах семейного типа, уверяют родители–воспитатели ДДСТ на Налибокской, именно так и решается этот вопрос... Причем схема расчетов за услуги, по мнению коммунальщиков, должна быть такой: сначала отдел образования перечисляет необходимую сумму детскому дому, и только тогда он оплачивает счета.

В доме Герасевых
ФОТО СЕРГЕЯ ЛОЗЮКа


К слову, трудовая деятельность Голотиных в должности родителей–воспитателей ДДСТ № 10 началась с того, что им пришлось... погасить коммунальный долг, накопленный за период работы предыдущих родителей–воспитателей. И им ничего не возместили. Мол, нет оснований для возврата. Валентина говорит, что полтора года они пытались жить без долгов перед коммунальщиками:

— Но под разными предлогами деньги бухгалтерия возвращала нам лишь иногда и далеко не полностью. Более того, нас вынудили временно прописаться в этой квартире, хотя у нас имеется своя собственная. Почему я вообще должна быть прописана на работе? И почему договоры на оказание коммунальных услуг в детском доме должны заключать нанятые на работу мамы и папы, а не отдел образования?

В общем, устав от всей этой неразберихи, супруги решили больше не рисковать собственными деньгами. Поэтому сумма долга по жировке в ДДСТ № 10 сегодня 4.326 рублей. Нюанс: когда Валентина решила уточнить в бухгалтерии, на какую компенсацию можно рассчитывать в случае погашения этого долга, то оказалось, что ей готовы вернуть даже меньше 200 рублей...

ФОТО СЕРГЕЯ ЛОЗЮКа

У соседей Валентины, родителей–воспитателей ДДСТ № 7 Веры и Вячеслава Герасевых, по жировкам накапало тоже немало — 3.835 рублей, где 1.345 — это пеня. Растет и долг за свет — уже 2.200 рублей. Родителями–воспитателями Вера и Вячеслав работают 7 лет и уверяют, что в финансово–хозяйственных отношениях с работодателем взаимопонимания достичь так и не удалось:

— А ведь когда мы заключали трудовой контракт, то хоть и в устной форме, но четко оговаривалось: мы платим, а нам тут же возмещают. Но так было только два месяца.

На полную ставку родителя–воспитателя оформлена только Вера, ее супруг — на 0,25 ставки. С утра до вечера отец семейства занят совсем на другой работе, которая, по словам Герасевых, позволяет не только содержать их биологическую семью, но и решать многие вопросы, связанные с приемными детьми:

— На каждого мы получаем ежемесячное пособие в размере 223 рублей 61 копейки. Это на еду и одежду. Всевозможные кружки и секции мы с мужем оплачиваем сами. Оплачивали, к примеру, и логопеда — только этот специалист сумел помочь нашему младшему, Леше, который в 3,5 годика совсем не разговаривал. Да, вместе с пособием на каждого ребенка выплачивается еще и 18,66 рубля в качестве пособия на бытовые услуги, что в общей сумме составляет 111,96 рубля. Но в жировке за декабрь, скажем, к оплате — 275,33 рубля. То есть выходит, что 163,37 рубля я должна достать из своего кошелька. И за 350 — 400 ежемесячно нагораемых киловатт тоже мне рассчитываться? Из своего же кармана я плачу и за интернет... При этом в отделе образования подсчитали, что каждый месяц я должна 450 рублей положить в «общий котел» на питание — за себя, мужа и родного сына (который, к слову сказать, учится и параллельно зарабатывает). Каждый месяц я пишу отчеты с точностью до копейки и грамма. А мне хоть бы один расчет в бухгалтерии показали!

Кстати, зарплата Веры за декабрь составила 669,43 рубля...

А КАК В РЕГИОНАХ?

Главный специалист Дрогичинского отдела образования Ольга Боева:

— У нас пока только один детский дом семейного типа. Мы очень этому рады, потому что видим, что у ребятишек появилось самое дорогое в жизни — семья. Подобрать достойных кандидатур на должность родителей–воспитателей сложно — ведь даже при прекрасной мотивации далеко не каждый готов к такому действительно тяжелому и ответственному труду. Поэтому отдел образования всячески во всем старается своих сотрудников (а родители–воспитатели с момента приема на работу ими являются) поддержать. Тем более что действующее законодательство обязывает нас это делать. ДДСТ находится на балансе отдела образования. Это такое же помещение, как обычные детские дома, приюты, детские сады, школы. Поэтому и в ДДСТ мы полностью оплачиваем все коммунальные услуги. Родители–воспитатели нам только предоставляют сведения и никоим образом в этих расчетах не участвуют. Полностью на балансе отдела и обслуживание здания (для ДДСТ предоставлен новый коттедж. — Прим. автора). Благо пока дом находится еще на гарантии организации, которая его строила. Но впоследствии мы, само собой, и эти расходы возьмем на себя. Такой подход прописан в договоре. И мы не открыли Америку: есть нормативные документы, где четко сказано, кто и что должен делать. И разве это, по большому счету, не очевидно? Ведь даже несмотря на имеющиеся противоречия в действующем законодательстве, мы все понимаем, что родители–воспитатели — это нанятые на работу люди. Забот, ответственности и расходов у них более чем... При этом, кстати, оплачиваются этим сотрудникам только 8 часов, а работают они по факту круглосуточно.

Бухгалтер Житковичского отдела образования Нина Лукашевич:

— У нас несколько детских домов семейного типа, и только одно здание при этом является государственной собственностью, все остальные — частные. Соответственно только один коттедж числится на балансе отдела образования. Что касается коммунальных платежей в нем, то тут все пропорционально. Смотрите. В ДДСТ проживает семья из 8 человек, где двое — это родители–воспитатели, а остальные шесть — дети–сироты. И отдел образования возмещает расходы только за сирот. Коммунальные расходы за свое пребывание в детском доме родителям–воспитателям приходится оплачивать, в данном случае — это две восьмых части. Что касается электричества, то на каждого ребенка положено 60 киловатт, остальное погашают родители–воспитатели (а в двухэтажном коттедже нагорает немало). Хотя, конечно, такое положение вещей совершенно нелогично. Родители–воспитатели работают круглые сутки, а оплачивается им только одна треть этого времени. Где справедливость? И потом, рассудите сами: разве мы, находясь на работе в обычных кабинетах госучреждений, не жжем свет и не льем воду? Но платит за это работодатель. Для кого, скажите, горит свет на кухне, когда вечером родитель–воспитатель варит кашу или читает малышу сказку?..

БУКВА ЗАКОНА

В комитете образования Мингорисполкома тема детских домов семейного типа — одна из самых актуальных. Никто не спорит, идея сама по себе хорошая, но слишком много в ней неясностей. И виной тому явное противоречие в законодательстве. К примеру, на содержание помещений для ДДСТ дополнительно из бюджета выделяются определенные средства. Сколько именно? Расчет этих сумм производится в порядке, установленном постановлением Совета Министров № 840. Но! Только в части возмещения расходов, связанных с содержанием детей–сирот. В то же время постановление № 1408 предусматривает содержание специальных жилых помещений ДДСТ за счет республиканского или местных бюджетов. Иными словами, согласно второму документу родители–воспитатели ни за что платить не должны.

Следует понимать, что граждане, принятые на работу на должности родителей–воспитателей, несут ответственность за детей круглосуточно. Собственно, как и персонал в обычном детском доме или приюте. Однако в отношении родителя–воспитателя систематически поднимается вопрос, как он должен компенсировать расходы за свое пребывание в детском доме семейного типа. То есть на рабочем месте. Законодательство пока однозначных ответов не дает. Поэтому возмещение родителями–воспитателями части расходов нигде не оговаривается, но производится.

Кстати, одним из основных условий приема на работу в ДДСТ является наличие у кандидата в родители–воспитатели собственного жилья. Следовательно, будучи зарегистрированным по месту пребывания (в ДДСТ), родители–воспитатели оплачивают коммунальные услуги одновременно и в собственных квартирах.

ФАКТ

Уже который месяц, например, в Московском районе Минска пустуют 3 больших благоустроенных помещения для детских домов семейного типа. Стоят незаселенными квартиры для ДДСТ и в новых домах на улице Налибокской. Значит, есть немало вакансий на должность родителей–воспитателей. Но нет кандидатов...

ЦИФРЫ «СБ»

На 1 января в стране насчитывался 281 детский дом семейного типа. В январе 2017–го их было 274, а годом ранее — 262.

eversman@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter