"Детки мои милые, живите дружно!"

Еще с детства помню рассказ соседки: «Когда родилась Зося, мама сказала: «Ну вот, теперь у меня будет расти помощница».

Еще с детства помню рассказ соседки: «Когда родилась Зося, мама сказала: «Ну вот, теперь у меня будет расти помощница».

И действительно, София росла очень трудолюбивой девочкой. В деревне ее считали красавицей и ласково называли Зоська Антонькава.

В 17 лет Зося попросила у родителей разрешения выйти замуж за местного парня Николая Соболя. Отец с матерью возражать не стали, благословили на крепкую и дружную семью.

Одиннадцать детей было в семье Софии и Николая Соболь. Семь сынов и четыре дочки. Они росли в трудные военные и послевоенные годы, но выросли физически здоровыми, получили образование, заняли достойное место в обществе.

Правительство СССР высоко оценило материнский подвиг моей сестры. Она награждена орденом «Материнская слава» І и

ІІ степени, а в 1952 году ей было присвоено почетное звание «Мать-героиня».

Кто лучше детей расскажет о маме — самом родном, самом добром и мудром человеке?

Поэтому — слово им.

Иван Соболь, 1936 года рождения, преподаватель высшей категории Минского финансово-экономического колледжа:

— Особенно тяжелыми были для нашей семьи военные и послевоенные годы. Припасенные за лето продукты зимой кончались. Мама нередко ложилась спать голодной, отдавала последние крохи детям. До сих пор из-за этого меня не покидают угрызения совести. Самая младшая наша сестричка Валя очень любила сладкое. Хнычет и говорит: «Мама, у меня животик болит, сладенького хочет». Мама, чтобы успокоить «животик», протягивала ей кусочек сахара, последний, из неприкосновенного запаса, который хранила на случай приступа кашля (она болела астмой). С приходом весны, когда таял снег, мы собирали на картофельном поле «гнилушки» — оставшуюся с осени промерзлую картошку. Мама пекла из них лепешки. Они казались нам очень вкусными. А когда на огороде начинала расти лебеда, мама варила из нее суп. Летом на огороде появились овощи, молодая картошка, в саду — фрукты, а в лесу — грибы и ягоды. Днями мы все пропадали в лесу, собирали его дары. Часть продавали, чтобы купить учебники.

Григорий Соболь, 1946 года рождения, главный ревизор ревизионной комиссии Белкоопсоюза:

— Наши родители постоянно говорили нам: «Уважайте людей, тогда и вас люди будут уважать». И сами они всегда показывали нам пример. Поэтому их уважали не только в родной деревне. Своим авторитетом родители помогают нам и после смерти. Односельчане всегда встречают нас с уважением. Ведь мы Соболи...

Помню, как мама старалась подготовить меня к началу учебного года. Повела первый раз в первый класс. Но меня не приняли: не хватило нескольких месяцев до 7 лет. Было очень обидно, я плакал.

В школе мне легко давалась учеба. Особенно математика. По этому предмету я всегда приносил одни пятерки. Помню, мама сказала: «Молодец, Гришка, ты вырастешь и будешь счетоводом или бухгалтером в колхозе». Счетоводом в колхозе я не стал. Но после окончания института вся моя жизнь до сих пор связана с бухгалтерским делом.

Владимир Соболь, 1951 года рождения, начальник управления Министерства экономики Республики Беларусь:

— Я был десятым, самым младшим среди моих братьев. В основе уклада жизни нашей семьи лежали любовь и уважение. Это шло от родителей. Мы брали с них пример во всем. Родители были верующими людьми, поэтому основой воспитания в семье была христианская мораль, нравственная чистота. Мама часто говорила мне: «Учись, сынок, хорошо — человеком станешь». Эти слова матери я воспринимал как наказ. Среднюю школу окончил с золотой медалью. Однажды отец пошутил: «Если случится война, у меня будет целое отделение солдат». Я собирался поступить в Суворовское училище, прошел комиссию... Но на семейном совете мама сказала: «Оставайся, сынок, дома, как-нибудь проживем». И я нашел свое место в жизни на гражданке.

Надежда (Соболь) Левданская, 1932 года рождения, сейчас на пенсии, а прежде вместе с сестрой Верой работала в местной больнице:

— Мама наша отдавала всю себя детям. Я, как одна из старших в семье, старалась помогать ей. Помню май 1944 года. Мне тогда было 12 лет. Началась карательная экспедиция фашистов против партизан. Спасаясь, мы ушли в лес за 30 км (в район озера Палик). Трудной была эта дорога. Особенно для больной мамы. Самых маленьких детей несли на руках. В лесу мы питались травой и ягодами. В ближайшей от нашего леса деревне Деделовичи была партизанская мельница, где работал механиком дядя Гриша — мамин брат. Он дал немного муки и крупы. Это спасло от голодной смерти. Наша мама очень боялась выдать нас своим кашлем и в момент приступа астмы прятала голову в мох. Здесь, в лесу, 20 июня фашисты зверски убили нашу бабушку Олю, мамину маму. Она, как и мама, болела астмой и категорически отказалась (как ни умолял ее дедушка Антон) вместе с нами спрятаться от карателей. Говорила: «Я своим кашлем выдам вас...» Бедная бабушка! Спасая нас, погибла сама.

Валентина (Соболь) Синякевич, 1953 года рождения, работница Минской ТЭЦ-3:

— Я в семье была самой младшей. Поэтому мама спешила отдать мне все оставшееся тепло. Она была очень добрая, чуткая и ласковая, никогда не повышала на нас голоса, категорически запрещала говорить грубости. Очень беспокоилась за мою судьбу. Однажды сказала: «Вот когда отдам Валю замуж, тогда смогу спокойно умереть». Я вышла замуж в январе 1976 года, а через четыре месяца мама умерла.

Вера (Соболь) Бобрович, 1938 года рождения:

— Когда в 1972 году умер наш папа, мама переехала жить в мою семью. В это время она уже тяжело болела, и все мы, как могли, берегли ее. Однажды мама попросила съездить в церковь в Долгиново, чтобы исповедоваться и причаститься. Мой муж Геннадий в это время работал в больнице шофером. С разрешения главврача мы съездили на санитарной машине в Долгиново. Помню, как, выйдя из церкви, мама с восторгом сказала: «Детки, как мне стало легко!» Умерла мама с Богом в душе. Последние слова она, уже задыхаясь, прошептала: «Детки мои милые, живите дружно, уважайте и любите друг друга». Эти ее слова я никогда на забуду.

* * *

Прошло время. Теперь династия Соболей (Вильтовских) насчитывает более 50 человек. Доброй традицией у всех членов этой большой семьи стал закон: «Свято чтить заветы родителей, быть всегда достойными их светлой памяти».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter