Детки и монетки

Малые жанры Светланы Лицкевич
Неописуемая радость — мобильный телефон для одиннадцатилетнего мальчика. Понятное дело, не задаром достался. Ребенок на него год «работал» — получал только «девятки», «десятки» и вовремя возвращался с улицы. Мечта сбылась. Но счастье, увы, было недолгим. Уже через два дня мама телефон заблокировала. Ребенок умудрился «уйти» в серьезный минус. Не потому, что болтал без умолку. Просто скачал в телефон мелодии и картинки, SMS–приколы, которые считал совершенно необходимыми для своей обновки. Да еще пару раз на какую–то викторину позвонил (ту самую, где в рекламе мелким шрифтом значится: «звонить только совершеннолетним»). И все. На счету не только растаял весь родительский аванс, но и образовалась немалая задолженность. Первый опыт самостоятельно распорядиться деньгами оказался неудачным. Новенький телефон дожидается своего часа в коробочке. А родителей осенило, что пора наконец всерьез поговорить с сыном о деньгах.

Разговор о том, о чем в обществе говорить как–то не принято. Даже о сексе завести разговор проще, чем о доходах: сколько зарабатывает глава семьи, сколько тратится на провиант или откладывается на «черный» день. Впрочем, так сложилось исторически. Даже Мефистофель в этой деликатной сфере вещи своими именами не рисковал называть, изъяснялся обиняками: люди, мол, гибнут за металл. Дети, конечно, учитывая эту всеобщую иносказательность и табуированность, достаточно долго пребывают в состоянии экономической инфантильности.

С какого возраста ребенок должен иметь карманные деньги? Нужны ли они ему вообще? Должны ли с ребенком обсуждаться семейные расходы? Надо ли оплачивать успехи в учебе? Как–то слишком много вопросов.

Сфера деликатная, на крайности сбиться легко. Немало родителей до сих пор свято верят, что детям деньги вообще не нужны. Проголодался — вынь бутерброд из сумки. Нужен новый диск — объясни родителям целесообразность покупки. И вообще, на свои расходы надо самому зарабатывать. Да еще и зарплату родителям отдавать. Потом — жене. И так далее. Я знаю немало взрослых людей, которые так и живут всю жизнь без денег. Хотя прилежно и совсем неплохо их зарабатывают. Или другая крайность: когда деньги даются всегда и тратятся бездумно. Когда лет до 16 дитя пребывает в убеждении, что деньги берутся «из толстых кошельков, моя деточка».

Говорить о финансах надо деликатно. Прислушайтесь к себе. К фразам, которые «про деньги». Пессимистичные, не правда ли? Еще не научившись с ними обращаться, ребенок имеет четкую установку: деньги — это то, чего всегда нет. Если же вы совсем не говорите об этой стороне бытия, не обсуждаете вопросы распределения средств в семье, то, даже если вы поступаете справедливо, ваши дети не будут об этом знать.

Нынче психологи однозначны в своем мнении: ребенок должен учиться распоряжаться деньгами с того возраста, как начинает осознавать, что это такое. С того момента, когда у индивидуума появляется желание иметь свои средства, они должны у него быть.

Некоторые считают, что чем позже у ребенка появятся собственные деньги, тем рациональнее он сможет ими распоряжаться. Детский психолог Наталья Журавлева убеждена, что так рассуждать нельзя: «То, как ребенок будет распоряжаться деньгами, скорее, обусловлено свойствами личности. А вот чувство неуверенности в себе, обделенности вечное отсутствие денег вполне может спровоцировать. Или подтолкнуть к незрелым способам их получения — домашнему воровству, попыткам заработать любыми способами, а то и просто силой отобрать деньги у сверстников».

Незадачливый обладатель телефона сейчас завел тетрадь, в которую прилежно вносит все траты, сбережения и расходы. А на последней странице (ее показывает не всем) накопительный вклад мечты: ролики, лыжный костюм с очками и перчатками и, конечно, активация мобильного телефона. Говорит, что больше не будет звонить на всякие номера из навязчивой рекламы. Потому как усвоил главное: если у тебя есть деньги, всегда есть кто–то, кто хочет тебя оставить без них.

Litskevich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter