Как участники программы «Учитель для Беларуси» обживаются в новой для себя роли

«Дети заставляют смотреть на привычное под другим углом»

Две учительницы из Негорельской СШ № 1 ни на что теперь не променяют педагогическую стезю.

Министерство образования и «БПС-Сбербанк» в конце мая заявили о запуске совместной программы «Учитель для Беларуси». Главная ее цель — улучшение качества школьного обучения на селе и в небольших райцентрах. Чтобы привлечь и закрепить перспективные кадры на местах, участникам программы пообещали компенсировать затраты на переезд и аренду жилья, а также выделили специальные стипендии и ноутбуки. Летом после нескольких отборочных этапов была выбрана десятка самых талантливых педагогов, которых затем распределили по пяти учебным заведениям Минской и Брестской областей. Двое из них оказались в Негорельской средней школе № 1, которая находится в поселке Энергетиков Дзержинского района. Корреспондент «СГ» отправился туда, чтобы узнать, как они адаптировались в новом статусе.

Анжелика ШИМАНСКАЯ вместе с любимой учительницей Еленой АЛЕХНО.

В ПОСЕЛКЕ Энергетиков по последним данным около 3 тысяч жителей, много молодежи. Неудивительно, что при таких раскладах местной школе грех жаловаться на недостаток детей: сейчас тут учится 484 ребенка, из которых 62 — первоклассники. Хватает и старшеклассников: два 10-х класса (в одном 27 человек, во втором — 20), 14 одиннадцатиклассников.

Школа — активный участник различных научных форумов и конференций. Поэтому, рассказывает директор учебного заведения Татьяна Кудина, когда узнали о реализации программы «Учитель для Беларуси», сразу же решили подать заявку:

— Мы хотим обеспечить каждому нашему ребенку доступ к качественному образованию. Сегодня важно, чтобы выпускники сельских школ ничем не уступали городским и могли им составить конкуренцию при поступлении в вуз, а затем и на рынке труда. Это возможно только благодаря талантливым учителям, которые готовы соответствовать реалиям.

Так в Негорельскую школу, где была открыта вакансия учителя русского языка и литературы, пришла Елена Алехно. После окончания филологического факультета БГУ уроженка деревни Старое Село Глусского района отправила свою анкету для участия в отборочном конкурсе программы, где нужно было преодолеть несколько этапов. Первый – проведение семиминутного урока по своему предмету для учеников, роль которых играли организаторы. Затем прохождение различных собеседований и летний интенсив, где психологи, методисты и другие специалисты прокачивали способности педагогов. Дальше учителям предстояло самостоятельно сделать лагерь дневного пребывания для детей, чтобы проверить полученные навыки в «боевых» условиях. Причем у каждого была своя зона ответственности: одни работали над образовательным процессом, другие придумывали развлечения, третьи занимались организационными делами.

— Мне было интересно попасть в сельскую школу в качестве учителя, ведь до этого работала педагогом-организатором в городе. Коллектив меня хорошо принял: к любому можно обратиться за помощью и советом, тебе никто не откажет. Что касается быта, то и здесь никаких проблем: Татьяна Петровна подыскала мне отличную квартиру в новом доме со всеми благами цивилизации, — не скрывая радости, рассказывает молодая учительница.

Людмила РЫБЧИНСКАЯ объясняет  Сергею ВАСИЛЕВСКОМУ,  как работать  в новой программе.

Несмотря на еще пока не долгий срок работы, у Елены Алехно уже есть первые успехи: ее ученица Анжелика Шиманская завоевала диплом II степени на Скориновской олимпиаде в Полоцке.

ЕЩЕ один участник совместной программы — учительница информатики Людмила Рыбчинская. Правда, в отличие от Елены Алехно, она в Негорельской школе работает уже 16 лет. Вместе с учениками Людмила Михайловна постоянно участвует в различных конкурсах, фестивалях и форумах. Естественно, такая программа, как «Учитель для Беларуси», не могла пройти мимо нее.
«Мне действительно нравится то, чем я занимаюсь. Когда работаешь с детьми и подростками, то начинаешь смотреть на определенные вещи под другим углом. Ребята никогда не дадут тебе почувствовать себя старым и помогут остаться настоящим, а ты в свою очередь открываешь им дорогу в будущее».
— Организаторам понравился мой подход к проведению уроков. Сегодня ведь сложно заинтересовать подростков какими-то обыденными вещами, связанными с компьютером, поэтому нужно придумывать изюминки. Например, сейчас с восьмиклассниками проходим аудиосопровождение: пробуем записывать и редактировать звук. Затем будем делать графики, монтировать видео. Если говорить о программировании, с маленькими детьми мы начинаем с визуальной событийно-ориентированной среды Scratch, которая помогает ознакомиться с базисом в познавательной форме. Со старшеклассниками уже изу­чаем язык программирования Python, с помощью которого можно создать свою игру или сайт, — делится секретами Людмила Рыбчинская.

Многие ученики Людмилы Михайловны после школы поступили в вузы, а некоторые из них даже смогли закрепиться в больших IT-компаниях. Старается и нынешнее поколение. Например, одиннадцатиклассник Сергей Василевский дважды становился победителем республиканского конкурса компьютерных разработок патриотической направленности «ПАТРИОТ.BY», где представил свои игры: «Кто хочет стать миллионером» на знание белорусской истории и «Прогулки по Мирскому замку». Сейчас будущий выпускник готовится к поступлению в БГУИР на факультет информационных технологий и управления по специальности «Автоматизированные системы обработки информации».

— В информатике меня привлекают множественные трудности, потому что благодаря им интересен сам процесс работы. Я уже изучил язык Delphi, который используется для написания прикладного программного обеспечения, и межплатформенную среду для разработки компьютерных игр Unity. Сейчас плотнее знакомлюсь с Python, чтобы чувствовать себя комфортнее в университете.

НАПОСЛЕДОК интересуюсь у своих собеседников, собираются ли они и после окончания программы оставаться в Негорельской школе?

Директор школы  Татьяна КУДИНА.

— Я пообещала своим пятиклашкам, что доведу их до выпускного класса, поэтому в обозримом будущем точно уходить никуда не собираюсь, а уж тем более бросать педагогику. Когда работаешь с детьми и подростками, то начинаешь смотреть на определенные вещи под другим углом. Ребята никогда не дадут тебе почувствовать себя старым и помогут остаться настоящим, а ты в свою очередь открываешь им дорогу в будущее. Чувствую, это мое призвание, — говорит Елена Алехно.

— Я сама выпускница этой школы, поэтому для меня важно, чтобы дети в сельской местности могли получить качественное образование. Если мы все начнем разбегаться, кто останется их учить? У меня за все время было много заманчивых предложений работы по специальности в Минске, однако педагогическую стезю ни на что не променяю. Эмоции, которые испытываешь, когда узнаешь, что твой ученик добился определенных высот, — особое чувство, — итожит Людмила Рыбчинская.

banny@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter