…Дети всякие важны

В Радунском интернате повторили эксперимент Антона Макаренко

Учителя и воспитатели Радунской школы-интерната в Вороновском районе повторили эксперимент классика советской педагогики Антона Макаренко

…Мы идем по тихим просторным коридорам Радунской государственной специализированной общеобразовательной школы-интерната для детей с трудностями в обучении имени Ивана Котова. Юные хозяева учебного заведения на уроках. Директор Виктор Михаловский рассказывает о жизни большой дружной интернатской семьи. Ведь он не только знает всех своих нынешних воспитанников по именам (а их 95 человек), он помнит историю каждого из них, следит за тем, как складывается судьба его ребят в дальнейшем. А через руки и сердце Виктора Викторовича прошли сотни детей…

– У нас воспитываются ребята почти из всех районов Гродненской области, – подключается к разговору социальный педагог Елена Мисюро. – В основном это дети из проблемных, малообеспеченных, многодетных либо находящихся в социально-опасном положении семей. Около 70 процентов этих семей неполные. Есть у нас сироты, воспитанники спецучреждений закрытого типа.

В большинстве случаев родители учащихся живут в отдаленных деревнях. Хотелось бы думать, что по этой причине навещают детей редко, порой видят их только тогда, когда забирают на каникулы. Есть несколько семей, в которых доход родителей настолько невелик, что его попросту не хватает на воспитание ребенка дома. Но они используют любую возможность, чтобы приехать в интернат, часто звонят.

Какие они, дети, обретшие здесь второй дом? Мальчиков и девочек с исковерканными судьбами, спасенных из житейского ада, в котором они оказались благодаря самым близким и родным людям, променявшим их счастливое детство на пьяное безумие, здесь большинство.

В интернате ребята проходят полную медицинскую реабилитацию. Но главное, их нужно научить жить в социуме, помочь вернуть им веру в себя и окружающих, поднять самооценку, приучить к теплу и ласке. Поэтому они до сих пор эмоционально беззащитные, ранимые, испытывающие дефицит внимания – становятся самыми-самыми для своих воспитателей.

«Сердцевиной воспитания общества должен быть детский коллектив как органичное целое, как «трудовая община», – считал классик советской педагогики Антон Макаренко. Воспитать дух коллективизма в детях, высокое нравственное начало, научить их думать друг о друге можно, только приучив ежедневно трудиться. Но производительный труд должен быть организован определенным образом – как часть воспитательного процесса. Великому педагогу в свое время пришлось именно так вести работу «по перестройке самого человека», используя, по его признанию, и убеждение, и принуждение.

За реализацию этой идеи самоотверженно взялся когда-то коллектив Радунской школы-интерната. Как оказалось, мысли, высказанные столетие назад, не утратили своей актуальности и сегодня. Более того, результат превзошел все ожидания – педагоги сумели направить сокрушительной силы молодую энергию в созидающее русло.

На протяжении всего учебного года в школе идет ремонт – в коридорах, спальных корпусах, учебных классах. Силами старшеклассников отремонтированы вестибюль, спальный корпус девочек, учебные классы первоклашек, кабинет директора и приемная.

Активно помогают ребята местным сельскохозяйственным предприятиям. В прошлом году за выкопанные 240 тонн картофеля школа-интернат была награждена дипломом управления сельского хозяйства и продовольствия Вороновского райисполкома и ценными подарками. Кроме того, само учебное заведение может похвастаться солидным пришкольным земельным участком.

Вдобавок на трех гектарах земли раскинулся фруктовый сад – гордость школы. Уходом за плодовыми деревьями, работой в теплицах, цветниках занимаются также звенья воспитанников школы-интерната. Результат их работы заслуживает внимания: 2-е место по озеленению среди подобных учреждений в области на протяжении уже трех лет и 1-е – в районе.

Девочки работают в швейной мастерской. Их руками сшиты все шторы и ламбрекены в классах, покрывала в интернатских комнатах, костюмы для конкурсов художественной самодеятельности.

Своими силами выполняются сварочные, сантехнические работы, работники интерната сумели даже самостоятельно заменить около 75 процентов канализационных коммуникаций.

Неудивительно, что завтрашние выпускники четко представляют себе свое будущее: газоэлектросварщик, строитель, официант-бармен, швея, каменщик, станочник деревообрабатывающих станков, повар-кондитер… С азами любой из этих профессий они уже познакомились.

– Главное – грамотно занять детей, – считает Виктор Михаловский. – Они соревнуются в конкурсе по санитарному состоянию «Класс года», активно работают в школьном музее, 100 процентов наших воспитанников посещают всевозможные кружки.

Оказываясь в здоровой психологической среде, мальчишки и девчонки с удовольствием участвуют в художественной самодеятельности. С последнего республиканского конкурса «Вясёлкавы карагод», к примеру, вернулись с 5 дипломами.

Надо сказать, что воспитанники школы-интерната и педагогический коллектив никогда не чувствовали себя наедине с собственными внутренними проблемами. Всегда рядом оказывались бескорыстные люди, для которых помочь детям – дело чести. Это управление внутренних дел Гродненского облисполкома. Выступления духового оркестра, развлекательные программы, сладкие подарки каждому – дети долго помнят эти знаки внимания. А сотрудники милиции помогли приобрести аккумулятор для школьного микроавтобуса.

Результатом многолетней дружбы с БФСО «Динамо» можно считать проведение множества совместных мероприятий. Это Дни здоровья, Новый год, спортландия, посвященная памяти выпускника школы-интерната, погибшего в Афганистане, Франца Лужиса, игра «Зарница». РО МЧС, Лидский погранотряд, Вороновский РОВД также оказывают спонсорскую помощь школе-интернату. Все эти организации активно участвуют в патриотическом воспитании детей.

Всегда готовы помочь школе-интернату и районные сельскохозяйственные производственные кооперативы «Дотишки», «Гирки», «Мисевичи»: спонсируют приобретение школьных принадлежностей и новогодних подарков, мягкой мебели и хозтоваров, бытовой техники и стройматериалов. ОАО «Лидастройматериалы» также обеспечивает материалами, необходимыми для масштабного школьного ремонта.

Более 15 лет учебное заведение дружит с гродненской Высшей духовной семинарией. На базе Радунской школы-интерната даже проходил областной семинар «Духовно-нравственное воспитание».

Активно помогают школе-интернату в нелегком процессе воспитания РК БРСМ, отдел по делам молодежи, районное отделение Фонда мира, обком профсоюзов АПК, ООО «Хелена-Валери».

Хорошие партнерские отношения налажены у Радунской школы-интерната с иностранцами. В рамках белорусско-итальянского проекта «Поддержим детей на расстоянии» итальянская ассоциация выплачивает ежемесячную стипендию за хорошие достижения в учебе и примерное поведение ребятам, которые поступают в колледжи. Итальянцы приглашают на оздоровление к себе, оказывают материальную помощь школе. Немецкий «Комитет помощи Литве и Беларуси» регулярно поставляет в интернат гуманитарную помощь: одежду, продукты питания, канцтовары, спортивный инвентарь, компьютеры, игрушки. С помощью немецких партнеров в школе-интернате оборудован современный тренажерный зал, получен микроавтобус «Форд», старые окна были заменены стеклопакетами. Библиотечные фонды помогли пополнить ирландцы – 4 миллиона рублей пошло на закупку детских энциклопедий.

В 2002 году Радунская школа-интернат получила высокую оценку Администрации Президента. За опытом приезжают сюда делегации из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Вырастая, воспитанники не теряют связей с педагогами, часто приезжают, звонят.

…Мы идем по светлым школьным коридорам, заглядываем в учебные классы, залитые солнечным светом, видим десятки пар глаз – смущенных, любопытных, озорных, знакомимся с мальчишками и девчонками... Мы верим: они обрели счастье в новой большой любящей семье.

На снимке: на уроке рисования.

Фото: Инна ДОБРЫДЕНЬ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter