«Дети войны» вспоминают

Как заинтересовать современную молодежь историей? Как не допустить проникновения идей нацизма в молодые сердца? Об этом мы поговорили с участниками научно-практической конференции «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства», прошедшей в конце мая в Минске

Как заинтересовать современную молодежь историей? Как не допустить проникновения идей нацизма в молодые сердца? Об этом мы поговорили с участниками научно-практической конференции «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства», прошедшей в конце мая в Минске

Подвиг народа великой страны, освободившей сначала Беларусь, а затем и всю Европу от немецко-фашистских захватчиков, является одним из величайших исторических событий прошедшего столетия. Забыть о нем – значит не только отнять победу у тех, кто добился ее ценой собственной жизни, но и реабилитировать величайшее зло XX века – идеологию фашизма, – к такому мнению пришли участники конференции «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства». Михаил Журавков, методист Гродненского областного совета руководителей колледжей, председатель областного совета общественного объединения «Белорусский союз офицеров», отметил, что националистические идеи живут сегодня не только в молодежной среде.

– В далеком 1945 году мы думали, что победили фашизм, и никак не предполагали, что через 70 лет придется доказывать, что победили мы, советский народ, – сказал Михаил Журавков. – В парламенты в Европе проходят соответствующие партии, даже в братской Украине. Хватит Европе смотреть на это снисходительно, надо определять такие вещи точно. Как говорил советский писатель Эренбург, у войны 50 миллионов жертв, кроме одной – нацизма!

На конференции из первых уст прозвучали воспоминания людей, чье детство пришлось на годы войны. Они теряли родителей, братьев и сестер. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – фашистские застенки.

Николай Махутов, «дитя войны», председатель Международного союза бывших малолетних узников фашизма, отмечает, что, куда бы он ни пришел, его везде внимательно слушают, особенно дети.

– Нынешнее поколение не заслуживает той критики, которую на него часто изливают старшие, – рассказывает он. – Ход времени не остановить: рождаются новые люди, новые идеи. А старые – уходят и забываются. Это естественно. Некоторые вещи не объяснить словами, их не поймешь, пока не переживешь. Мертвый человек в лагере – замерзший, убитый… Мне, маленькому, казалось, что вся жизнь из этого состоит и другой жизни нет, что только так и может быть. Смерть казалась обыденностью. Только потом я понял, что это была ненормальная жизнь.

Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их «сортировали» на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии – будешь служить «великой Германии», ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут – останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.

Михаил Журавков, методист  Гродненского областного совета руководителей колледжей, отметил, что в его понимании истинный патриотизм – это не «нацепить погоны и маршировать с автоматом». Педагог со стажем, он уверен, что патриотизм начинается с любви к малой родине, к родителям, к соседям. Журавков рассказал, что в его регионе нет ни одной школы без музея или музейной комнаты, а каждый школьник обязательно пишет сочинение об одном из военных памятников на территории района или на тему «Война в моей семье». Порой ребята, пока не напишут такое сочинение, даже не знают, как война коснулась их семьи. Зато потом приходят в школу с горящими глазами, вступают в поисковые отряды. 

– У нас 717 учтенных захоронений, – рассказывает Михаил Журавков. – Только на территории Гродненской области в земле лежат 160 тысяч людей, имена которых мы до сих пор не знаем. Это и жертвы среди мирного населения, и солдаты. Поисковые работы продолжаются, очень важно ребят привлечь к этому процессу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter